Как казаки в хоррор попали

№20(819) 19 -- 25 мая 2017 г. 17 Мая 2017 4.7

Из оврагов сверкают светом смерти глаза зомби-казаков

Из оврагов-буераков сверкают светом смерти глаза зомби-казаков, темные души уже шагают из загробного мира. А вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина... Последние предложения, конечно, не из той оперы, но очень уж к месту пришлись.

Ворон глаз выклюет

На самом деле в первых строках я пересказала анонс, который презентует новый анимационный фильм украинского производства в жанре зомби-хоррора «Кобзарь 2015». И пусть вас не смущает год, который указан в названии свежего творения отечественной анимации. Он — красноречивое свидетельство того, насколько долгий путь прошла рисованная новелла, дабы предстать пред глазами публики. Ну, раз речь идет об анимации, то основной ее зритель, как ни крути, дети и подростки, вот и был выбран жанр, к которому наиболее восприимчива (по мнению создателей) нынешняя молодежь.

Да, именно так жутко, чтоб поджилки тряслись и дыбились волосы, а стихи кровавыми стигматами проявлялись на неокрепших душах, предлагают украинским тинейджерам впитывать наследие Тараса Шевченко. В стране, где почитание личности и творчества Кобзаря возведено практически в культ, который по своему охвату и сфере применения подозрительно напоминает лениниану в ее самых феерических проявлениях, вдруг выяснилось, что Шевченко ох как мало в нашей жизни.

Оказалось, что Тарас Григорьевич, пусть и был хоть куда казак, со временем устарел, и посивела не только его голова, но и творчество. А посему срочно нужно авторские стихи осовременить так, чтобы школьники в охотку читали-перечитывали тяжелую поступь авторских строф, да еще и добавки просили, цитируя на переменах знаковые рифмы.

Сказано — сделано. На прошлой неделе на столичном фестивале Kyiv Comic Con (мероприятие, которое собрало любителей популярной культуры — видеоигр, манга и аниме, комиксов, фэнтези и прочего) общественности (пока что не очень широкой, зато подготовленной) показали первую серию анимационного сериала «Кобзарь 2015». Всего их будет дюжина.

Пока же готов только один фильм длительностью шесть с половиной минут (режиссер Богдан Шевченко, автор сценария Максим Прасолов, продюсер Эдуард Ахрамович). В основе его стихотворение Шевченко «За байраком байрак». Помните, там казак встал из могилы, вздыхал и плакал, потому что он со товарищи очень уж нагрешили, и земля их не принимает. Смотрит он мертвыми глазами на Днепр и просторы родные, и тут:

...Треті півні співали.

Провалився козак,

Стрепенувся байрак,

А могила застогнала...

В общем, достаточно сумрачно показан страшный эпизод предательства: триста чубатых товарищей (это плохие казаки) вели своих соотечественников, как скот, в турецкий плен, рассчитывая на немалые барыши. Хорошие же казаки догнали плохих и зарубили их всех. Но не приняла земля души сыновей своих, и не могут душегубцы упокоиться после смерти, ходят они в ночи, рыдают, долю клянут, думы гадают и в Днепр вглядываются до третьих петухов.

Конечно, в такие зловещие подробности на школьных уроках литературы учителя не вдаются. Но художник и продюсеры рисованного ужастика настаивают, что Шевченко описал именно такой эпизод предательства и исторические факты приводят в качестве аннотации. «У останній третині XVIII ст. гетьман уклав союз з турками, маючи намір з їх допомогою захопити Річ Посполиту. На знак вдячності туркам люди гетьмана гнали цілі села своїх же одноплемінників і продавали їх у рабство до Кафи. У цей же час лідер Січі, дізнавшись про це, наказав знайти і покарати зрадників свого народу. Курінні козаки наздогнали три сотні работорговців біля одного хутора, де вони були порубані на частини, позбавлені натільних хрестів і викинуті в річку, щоб земля українська не прийняла зрадників. Саме цій історичній події присвячено вірш Т.Г.Шевченка «За байраком байрак» з циклу «Каземат» збірки «Кобзар». Це фільм-алюзія на події того часу».

Вот так без прикрас предстало нашим глазам рисованное стихотворение. Правда, чтобы было завлекательней (мы ж помним о подростках), интересней и красочней, стихотворение дополнили новые персонажи — всяческие упыри и прочая нечисть.

Есть тут и войско, которое с пиками вдоль дороги стоит, черный ворон, что выклевал глаз павшего или (падшего?) казака. Когда смотришь на эту натуру, невольно вспоминаются пушкинские строки о верном товарище, что, махая крылом, кровавую пищу клюет за окном. Возможно, здесь Шевченко сделал некий оммаж (жест уважения к творчеству талантливого деятеля) в сторону русского поэта, ведь пушкинское стихотворение называется «Узник», а шевченковский цикл — «В каземате».

Но вернемся к анимации. На главного героя, обвиненного в предательстве, навесили православные нательные кресты, а к рукам, раскинутым крестом, привязали прочной веревкой бревно. Чтобы он не мог ни есть, ни пить, а шел бы до добрых людей, те, может, и смилостивятся да от муки избавят.

Правда, тут возникает вопрос о возрастных ограничениях при демонстрации хоррор-«кобзаря» на широком экране. В перечень передач и фильмов первой категории (без ограничений) ужасы, как правило, не входят. Значит, транслировать его будут со значком в углу экрана 12+ и 16+ — т. е. не рекомендовано несовершеннолетним без родительского присмотра. И после 22 часов. А основная аудитория нашего анимационного фильма — молодежь и подростки. Именно для них ведь в первую очередь модернизируют Шевченко.

Тут какая-то нестыковка получается.

Мой верный товарищ, махая крылом, кровавую пищу клюет...

Стивен Кинг без шаровар

Анимационный фильм создан в стиле нуар — черно-белое изображение, и лишь кроваво-красные сполохи разбавляют практически монохромную картинку. Как, скажем, темно-красный платок на шее у зомби-казака или зарево на небе, когда отряд казаков едет степью. Нарисовано, к слову, очень неплохо.

В проекте участвовал известный художник Алексей Чебыкин. Он уже известен как автор комиксов — графических романов «Даогопак», где главными героями выступают казаки, которые совершают подвиги и дерутся ничуть не хуже небезызвестных ниндзя.

В анимационном варианте художник снова поднимает свою, очевидно, излюбленную тему казаков-героев, рисуя истории уже не для печати, а для экрана.

К слову, процесс визуализации стихотворения оказался слишком трудоемким. Изображения — более 400 рисунков — делали вручную, затем нарезали, компоновали, сопоставляли, чтобы придать движение. Очень отрадно, что в наше время такое внимание уделяется ручному труду и такой скрупулезности созидания. Но если предположить, что каждую из оставшихся 11 серий будут выпускать в таком же темпе, то поклонники уже вырастут из нужной возрастной категории зрителей. Тем более мультфильм очень маленький по хронометражу. Это ж не именитые на весь мир саги «Звездные войны», «Звездный путь» или «Воины галактики», серии которых фанаты готовы ждать годами, зато уж потом насладиться просмотром вдоволь при полных залах и с попкорном. Здесь совсем другая история. Речь о кинотеатрах даже не идет.

А потом, мы уже имеем пример долгоиграющего первого украинского мультфильма формата 3D «Микита Кожум'яка» (режиссер Манук Депоян). Чтобы быть увиденным зрителем, ему понадобилось долгих 9 лет, с 2007-го. Работа над ним возобновилась в 2011-м — после того как авторам удалось найти инвесторов и привлечь средства Госкино в размере 4 млн. грн.

Мультфильм был раскручен небывалой рекламой, стартовала масштабная акция «Подари детям мультфильм» — купи билет для ребенка из детского дома.

Пресса анимационную картину захвалила, а вот обыватели налево-направо комплименты не расточали. Из зрительных залов уходили во время сеанса целыми семействами (где это видано, чтобы ребенок не досидел до конца мультфильма!).

Сказать, что мультфильм собрал грандиозные кассовые сборы, тоже нельзя — в украинском прокате он получил 12 млн. грн. (примерно $470 тыс.). Тогда как, скажем, мультфильм «Тролли» — премьера того же 2016 г. — взял в прокате более 20 млн. грн., а «Ледниковый период: столкновение неизбежно» — свыше 29 млн. грн., «Зверополис» — более 52 млн. грн.!

Впрочем, такой неважный по мировым меркам результат не помешал деятелям киноиндустрии, отечественным чиновникам говорить о том, что анимационный эксперимент удался. И наградить эту работу «Золотой дзиґой» — первой Национальной кинопремией — в апреле этого года в номинации «Лучший анимационный фильм». В этом же списке претендентов на приз состязался и «Кобзарь 2015», но остался в стороне. Впрочем, что-то мне подсказывает, что в следующем году этот зомби-хоррор станет первым. Наверное, потому, что Госкино также поучаствовало в работе над ним (создан компанией «Укранимафильм», работа студии Nebeskey).

«Если мы будем работать с Шевченко как с крепостным, то это будет слезливая шароварщина. А если как со Стивеном Кингом, как с автором хорроров, то будет совсем иное отношение», — пояснил выбор жанра продюсер сериала Максим Прасолов.

Посыл вроде трендовый. Сегодня в литературе активно развивается мэшап (англ. mash up — смешение) — направление, когда в классические произведения автор добавляет разных ужасных персонажей — вампиров, зомби, пришельцев, получая в итоге альтернативный и для некоторых — занятный роман.

Из самых известных мэшапов можно назвать «Гордость и предубеждение и зомби» Сета Грэм-Смита (написан по классическому роману Джейн Остин) и его же «Авраам Линкольн: охотник на вампиров». Впрочем, будучи экранизированным, «Гордость и предубеждение и зомби» в широком прокате провалился. Слишком уж на любителя такой формат. Специфичный.

Одни несут свой крест, другой — чужие

Несколько лет подряд выходит серия книг американского писателя-фантаста Яна Дошера «Звездные войны Уильяма Шекспира» (William Shakespeare's Star Wars) в стилистике шекспировских драм и с прекрасными нуар-иллюстрациями французского художника Николя Делора. Советской классике тоже досталась сомнительная слава, после того как Татьяна Королева издала повесть «Тимур и его команда и вампиры».

Любопытно, что идея популяризации Кобзаря как создателя украинского хоррора нашла столь бурный отклик. А ведь, помнится, несколько лет назад автор книги «Вурдалак Тарас Шевченко» Олесь Бузина, написавший об излишне мрачных, кровавых, брутальных образах в поэзии классика, подвергся не только общественному порицанию, но и откровенной травле. Прошли годы, и мы видим, что тренд изменился. Подавай детишкам зомби-казаков, пусть Тарас Григорьевич зазвучит по-новому.

Возможно, создателям «Кобзаря 2015» не дают покоя лавры «Энеиды» и креатив ее автора Ивана Котляревского? Ему не только удалось в древнегреческий текст вплести казаков и переложить известный миф на украинский лад, но и сделать комедию по-настоящему ходовой — почитай больше ста лет над ней смеются и цитируют. При всей разности жанров — поэзии Шевченко, переложенной на хоррор, и «Энеиды», которая является травестией — по сути пародией, все же думаю, что этот пример тут будет вполне уместным.

Но не факт, что такой успех классики литературы можно повторить с тем же результатом. Пусть и в арсенале создателей самые современные технологии воздействия на зрителя, включая повсеместную рекламу и даже щедрую поддержку государства. К слову, у Котляревского как раз таких козырей и не было.

Возможно, в этом и кроется сила народной любви и по-настоящему крутой, без кавычек, популярности.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Главный мистик XX века. К дню рождения Михаила...

За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...

Протест для небожителей

Украинская арт-среда и индустрия развлечений протестует против действий Кабмина,...

Рафаэль Санти – человек, победивший тьму

Обрушившаяся на человечество пандемия коронавируса вконец нарушила и всю его...

Ван Гог. «Ирисы» и «куст сирени»

Все мы помним работы Ван Гога, написанные в период болезни и глубокой депрессии, –...

Прощай, Спартак!

«Спартак» пробил самую настоящую «брешь» -- осмелевшие после десятилетия...

«Папик» «95 квартала»

«Папик» поднимает кинопроизводство студии «95 квартал» на качественно...

«Поругание Христа»: одну из самых дорогих картин едва...

Найденную картину признали национальным достоянием Франции

Олег Карамазов: «В новогоднем концерте «Интера» мы...

«Радуйся каждому дню, ведь мы можем говорить, любить друг друга. Я очень ценю жизнь и...

«Ирландец»: нити из прошлого

Если выразить впечатление от «Ирландца» одним словом, то это будет...

В Северодонецке встречают поэтический рассвет

Отлично, что на поэтической встрече была молодежь — юные журналисты из...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка