Кинофестиваль «Открытая ночь»: «Канны могут подождать!»

№26 (78) 29 июня - 5 июля 2001 г. 29 Июня 2001

Поднимаясь по крутым полугнилым деревянным ступеням на смотровую площадку над Андреевским спуском, где по традиции проходит фестиваль студенческих фильмов «Открытая ночь», я подумал: эти ступеньки в киношное небо — кто из нынешних конкурсантов сумеет подняться по ним, не свернув себе шею?

В пятый раз проводился смотр молодых отечественных киноталантов. Несмотря на прекрасную идею и вполне достойную организацию, «Пятый дубль» вызвал больше недоумения и сожаления, нежели открытий. Глава оргкомитета Михаил Ильенко утверждал, что на фестивале будет приветствоваться все нестандартное, самобытное, выпадающее из рамок нынешнего мирового кино. Но работы же многих участников выпадали из рамок кино вообще — в сторону непрофессионализма. Казалось бы, экспериментируй, самовыражайся, играй со зрителем, отвергай или пародируй классику... Вот на прошлогоднем фестивале был показан фильм Сергея Маслобойщикова «... От Булгакова» с блистательными находками. Были и другие «поиски жанра», понятные и ожидаемые в студенческом возрасте. А в этом году — увы, их очень мало. Многие ленты явили такой уровень неликвидности тех, кто произвел эти «шедевры», что стало мучительно больно за их бесцельно прожитые годы. Общее впечатление: соцреализм 50-х годов. Прямолинейные сценарии. Безыскусный (без изысков) видеоряд. Лобовой монтаж. И кинопленка — черно-белая, в царапинах, пятнах, сыпи, как в фильмах 30-х годов. Девушка — студентка кинофака рассказала мне, что им выдают «Свему» 1975 года выпуска. Можно ли на ней снять что-нибудь, соответствующее нынешнему уровню кино, — вопрос риторический. В несравненно лучшем положении оказались те, кто снимает на видео. В этом году номинации «видео» и «кино» были разделены... Скажу честно: до конца показа я не досидел. Где-то в три утра, после пяти часов просмотра, сбежал...

Впрочем, как оказалось после оглашения результатов работы жюри, основных победителей я все-таки не пропустил. Более того, «положил глаз» на те же работы, что и уважаемые мэтры. Потому что на общем безрадостном фоне явно выделялись 5—6, они-то и разыграли призы. В номинации «Студенческий видеофильм» победила «Игрушка» режиссера Евгения Матвиенко. В парке, яростно жужжа, разъезжает электрическая машинка. Натыкается на ноги прохожих, пугает детей, переворачивается, кружится на одном месте. В ней есть что-то непривычное и угрожающее, она — словно инопланетянин среди людей. А на последних кадрах выясняется, что управляет этой радиоигрушкой ребенок, сидящий в инвалидной коляске. Она — как бы реализация его мечты о перемещениях в пространстве, об общении с другими людьми. Вполне изящная лирическая миниатюра, если бы игрушка не была снята столь агрессивно.

В номинации «Студенческий игровой фильм» приз присужден «Чертенку» (режиссер Елена Урсаки). Голодное украинское село, одинокая женщина с маленьким сыном ждет, когда из тюрьмы вернется ее любовник. Меняет последнее молоко на самогон, оставляя сына без еды. Чтобы вернуть любовника, пытается прибегнуть к колдовству. Сынок забирает у спящей матери «заговоренное» яйцо, а оно оказывается тухлым. «Нет выхода!» — кричит этот фильм каждым своим кадром. Но кричит очень примитивно, не поднимаясь до обобщений. Лента довольно прямолинейна для автора, снявшего уже шесть фильмов. Отметило жюри Ольгу Самолевскую за ее поиски выразительного решения, компьютерную анимацию в ленте «Присутствие». Приз за операторское мастерство получили Максим Афанасьев и Роман Бондарчук (фильм «Манекены»). В номинации «Параллельное кино» отмечен «Сон рыбака» Надежды Кошман. Хорошее впечатление произвела видеолента «Из жизни страны по названию Родина» (это чисто телевизионная работа Виктории Мельниковой, журналистки «Нового канала», о покинутых жителях Чернобыльской зоны). Мельникова победила в номинации «Профессиональный неигровой фильм». Действительно, профессионально!

А специальный приз жюри и пленку фирмы «Кодак-Украина» на $1500 получила картина «Тир» Тараса Томенко. Мальчишка-беспризорник то подглядывает за юной балериной, то стреляет в тире, то нюхает клей на крыше многоэтажки, балансирует на парапете, рискуя в любой момент сорваться вниз. Потом снова возвращается в тир, где висит заманчивая рекламка: «Выиграй миллион!» Он стреляет раз, другой... и попадает! Но старик — хозяин тира вместо миллиона показывает фигу. И тогда мальчишка поднимает против него ружье... Филипп Добрянский, сыгравший беспризорника, получил приз за лучшую мужскую роль. Да только можно ли ленту, снятую на «Свеме»-75, посылать на какой-нибудь серьезный киноконкурс?

Кроме того, я бы отметил еще две работы, оказавшиеся вне внимания жюри. Это «Мандры» («Путешествия») Виктора Глушкова и «No comment» Анны Быстрицкой. Вот уж где поиски новых выразительных средств — так это в «Мандрах»! В то же время это отменно снятая новелла о буддистской философии, о поисках смысла, о буддистах в Киеве, лента с оригинальным операторским почерком. «No comment» — «почти» документальный кинорассказ о девушке, которой довелось рожать прямо на улице. Она присела у крыльца магазина. Видно, что отошли воды. Девушка кричит. Кто-то, отвернувшись, пробегает мимо. Кое-кто в сторонке с интересом лузгает семечки. Кто-то не очень активно вызывает «скорую». Кто-то «успокаивает»: «Девушка, не волнуйтесь, ну почему вы такая мнительная?» Перед зрителями — сочные типажи в экстремальной ситуации. Все это снимается двумя скрытыми камерами, до конца сюжета так и остается неясным: это настоящие роды или постановка? Тем более что автор сценария и режиссер Анна Быстрицкая сыграла тут и главную роль. Даже за отчаянность приема, за попытку расшевелить зрителя стоило ее отметить. Ведь только истинный фанат своего дела может так безжалостно подставить себя под объектив в самом шокирующем положении. Хотя ничего, кроме голого (почти в буквальном смысле!), натурализма и она и не смогла предложить...

На самом деле молодое украинское кино, показанное на «Открытой ночи», соответствует мировому: испробованы практически все новшества, задействованы все стилистики, а новых художественных идей нет. И если современная видеотехника худо-бедно еще может помочь скрыть отсутствие авторского почерка, то допотопная ч/б «Свема» и такая же киноаппаратура выставляют молодых кинокоролей голенькими. Пробиться могут только единицы со своими «пунктиками» в голове. Хотя, конечно, много талантов и не бывает.

Спускаясь по крутейшей скрипучей лестнице с фестивальной площадки, раскинувшейся над ночным Подолом, подумал: как же далеко отсюда до другой, покрытой яркими коврами, — до каннской.

Многие фильмы явили такой уровень неликвидности тех, кто произвел эти «шедевры», что стало мучительно больно за их бесцельно прожитые годы

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Улыбка Свободы

Забавные мини-скульптуры Колодко украшают столичный мост Сабадшаг (Свобода)

Кистью и шпагой

60 лет назад в прокат вышел фильм французского режиссера Бернара Бордери «Три...

Несколько слов о живописце Валерии Орле

В наши нелегкие времена, когда ковид существенно мешает проведению любого культурного...

Десять дней одного года

Ученые первыми заговорили о необходимости демократических гарантий от произвола....

О червячках, околовластье и комфорте

Моя цель — на каждом этапе получать удовольствие от собственного развития Я хочу...

Интервью Раисы Орловой с Наумом Коржавиным

Наум Коржавин: «Самиздат был большей частью чисто стихийным делом»

Джанни Родари: когда сказка реальней самой реальности

Волшебный голос Джельсомино оказывается сильнее и силы денег, и силы пропагандистской...

Приглашение переоценить жизнь

Суета жизни и узость кругозора меняют свои объекты, но не свою суть

Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка