Киносоюз в кусках: геронтофобия

№18-19 (653) 17 – 23 мая 2013 г. 15 Мая 2013 0
...И младенец в колыбели, слыша «баюшки-баю»,
отвечает: «мать твою!»(...)
Что попишешь? Молодежь.
Не задушишь, не убьешь...
Представление. И. Бродский

23 апреля с.г. в столичном Доме кино состоялся съезд Союза кинематографистов Украины. 12-й от роду, 6-й за период независимости и первый, который уложился в один день. Общее настроение события поначалу казалось праздничным. Умиротворенным. Воистину предпасхальным. Хотя до повального христосования дело не дошло. Напротив. В итоге повеяло — ни больше ни меньше! — массовой эвтаназией старых кинокадров...

Если в прологе съезда министр культуры Леонид Новохатько высоко оценил роль НСКУ в культурной жизни страны и пожелал киносоюзу всяческих благ, то в постскриптуме события популярный в «оранжевых» кругах критик Дмитрий Десятерик окрестил происходящее (без всяких изъятий) «збіговиськом старих алкоголіків та імпотентів, більша частина яких за життя не зняли нічого путнього, але вміє дуже гучно гавкати там щось про духовність». И тут же на означенном основании г-н Десятерик (сам будучи членом НСКУ!) приговорил всех скопом своих коллег к тотальной ликвидации: «...Мені на їхню думку начхати. Єдине, чого я їм можу побажати, — безболісної, приємної і швидкої смерті...»

Это всего лишь за гипотетические алкоголизм и импотенцию — такая коллективная «вышка»? Интересно, успел ли узнать об этом сокровенном пожелании как бы от имени молодых коллег классик нашего кино Николай Мащенко, умерший вскоре после съезда? Мир его праху.

Даже для практики былого НКВД этакий приговор критика-истребителя по части суровости может показаться чрезмерным. А для общих принципов художественной критики это, как сказали бы в Одессе, и вовсе «чего-то очень р-революционное».

Такой вот апофеозец приключился с генеральной линией нынешнего Госкино. Ведь тенденция к полной аннигиляции значимости НСКУ в отечественном кинопроцессе, по моим наблюдениям, берет начало именно в офисе г-жи Копыловой, что мне не раз и приходилось отмечать на страницах «2000».

Дай палец молодым...

А как славно все начиналось! Особенно на фоне событий 4-летней давности, когда прежний глава киносоюза Борис Савченко скандально цеплялся за свое место, в телефонном режиме заранее вербовал сторонников и даже в последний момент хотел отменить сроки съезда. А потом еще судился с НСКУ, отвергнувшим его притязания.

Дважды глава НСКУ Сергей Тримбач

Зато ныне едва ли не впервые на съезде не было вообще заметной «политической» борьбы между различными претендентами на руководство и их «партиями». В хорошо продуманном, вполне самокритичном и взвешенном отчетном докладе действующий председатель НСКУ Сергей Тримбач подвел итоги последних лет. Здесь «списки благодеяний» соседствовали с перечнями нерешенных проблем.

Трудно было не заметить, что немало реально позитивных новшеств действительно появилось за время первой каденции г-на Тримбача. Например, впервые в обиход вошли своего рода внутрисоюзовские референдумы — опросы членов НСКУ по самым актуальным вопросам киножизни. Этакие анкетные референдумы между съездами. Такой общий опрос был проведен и перед нынешним съездом. Появился наконец-то исправно функционирующий сайт НСКУ под управлением Виктора Глоня.

Упрочились связи киносоюза с его региональными отделениями, где на днепропетровской ниве выдвинулся яркий местный лидер — Валентина Слобода. Было радикально улучшено содержательное наполнение программ столичного Дома кино и сбалансированы его бюджетные показатели.

Наконец, был сделан некоторый давно назревший материальный «тьюнинг» этой культовой обители отечественных кинематографистов. В частности, впервые за полвека обновлены кресла в кинозалах и т.п.

Культ подходящей личности

Не мудрено, что о действующем руководителе НСКУ с разных сторон говорилось только хорошее, и он с абсолютным преимуществом в голосах (401 vs 14) был переизбран на новый срок. Между тем Сергей Тримбач не скрывал и множества нерешенных проблем, стоящих перед НСКУ, — от извечных финансовых затруднений киносоюза до падения активности многих его членов.

Подробно он остановился на тревожной тенденции к общему старению состава НСКУ и малой представленности здесь киномолодежи. Однако резонно отметил: если в Украине 20 лет кино вообще почти не снималось, откуда было браться новым киноавторам? При том глава НСКУ предложил конкретный план интеграции в союз и его руководящие структуры творческой молодежи. И вот в этом пункте гладкий ход съезда, как и общее благодушие атмосферы, пошло сетью трещин.

Вождь молодых да «злых» Руслан Батицкий с группой поддержки

Сначала новоиспеченный лидер молодежного сектора внутри киносоюза, режиссер Руслан Батицкий, вместе с собой вывел на сцену с десяток таких же малоизвестных и на самом деле пока ничего существенного не сделавших дебютантов и потребовал для них не то чтобы права голоса, но неких представительских привилегий, гарантированных квот в управлении НСКУ.Так сказать, особые права уже по паспорту. Мгновенно узнавалась старая песня о главном: отбор кадров в творческий союз не по таланту, а по побочным «номенклатурным» критериям — по партийности, гендерной принадлежности, этническим приметам и вот — по возрасту. Специальные «Места для детей и... инвалидов»?

Геронтофобия молодых, на мой взгляд, заметна и в нашем обществе в целом. Видимо, это следствие поворота отечественной да и мировой культуры к эгоистичным гедонистическим ценностям. Ведь старики претендуют на заботу и вообще «мешают отдыхать». Не говоря уж о том, что всякая старость наглядно напоминает всякой молодости о ее неизбежных перспективах.

Десятерикон

Но апеллировать к биологическим преимуществам молодости и неким «особым правам» в сфере кинотворчества для художника и вовсе непристойно. Ибо в духовном производстве по определению имеет преимущественное значение качество результата, который зависит не столько от «голой» биологии, сколько от психологии. От так называемого «психологического возраста», от социальной зрелости, интеллектуальных накоплений и креативного потенциала. Наконец, не при Десятерике будь сказано, многое зависит от индивидуального духовного опыта.

Потому банально, но придется сказать: отнюдь не по паспорту, а по реальному творчеству в кино отличима бездарность от гения. Так, лучший фильм прошлого года по всем главным рейтингам мира — «Любовь» Михаэля Ханеке — был снят 71-летним режиссером о таких же стариках, как он сам, и о тех ценностях, которые принято именовать консервативными, то бишь «старческими». И последний фильм уже покойного 75-летнего Алексея Германа-старшего весь мир ныне ждет как несомненный шедевр. И предпенсионный Ларс фон Триер (57 лет) — один из лучших режиссеров мира. И 82-летний Жан-Люк Годар ныне достойно в строю живых классиков. И ближайший «Кинотавр» откроется новой картиной 77-летнего члена НСКУ Станислава Говорухина. Тогда как по приговору Десятерика место ему, небось, не в стране Путина, а в царстве Аида.

Поэтому остро обозначившиеся на последнем съезде НСКУ «геронтофобские» крайности, по-моему, имеют не столько общецивилизационную природу, сколько посконно отечественную. Думаю, проявившееся обоюдное неумение кинопоколений вести между собой разумный диалог — еще одно среди многих других свидетельство общей деградации украинского кино за период независимости.

Увы, очевидно, что наша страна в ее нынешнем незавидном состоянии — инвалид собственной независимости. И наше кино — молодых ли, старых ли авторов — еще немалое время обещает быть тоже «инвалидным». Такова уж ныне наша вожделенная веками «национальная идентичность».

Здесь непонятно, что ожидать почтения и привилегий для стариков в приличном обществе — это естественно, а для молодых то же самое — постыдно. Как и то, что кичиться своей принадлежностью к естественным сообществам и тем, в чем твоей личной заслуги нет, — молодостью, половой принадлежностью, национальностью, длинноногостью и т.п. — это тоже стыдно. Разве сие не позорная особенность тех, кто как индивидуальность слабак?

Цепная реакция сва(о)ры

«А кто вы, собственно, такие в кино?!» — вполне прогнозируемо откликнулось на нахальство молодой генерации поколение ветеранов. Кинопатриархи Вячеслав Кудин, Юрий Ляшенко, Николай Ильинский и Николай Засев-Руденко, пользуясь лексикой Десятерика, стали «гавкать о духовности» и отсутствии следов оной в новейших опусах молодых авторов, о продажности их муз, о бездарности дебютантов и т.п. В апогее выволочки новой генерации от лица кинопенсионеров темпераментный режиссер Александр Муратов и вовсе обозвал последние коллективные альманахи начинающих — «Мудаки. Арабески» и «Украина, гудбай!» — «двома кучами лайна».

Герой Локарно Мирослав Слабошпицкий о
«ядерных отходах» НСКУ

Тут дебютант Д.Сухолиткий-Собчук издевательски (но не без оснований) предложил вывесить над сценой герб СССР.А наш молодящийся герой Локарно Мирослав Слабошпицкий тоже ударился в классику всякой свары: дескать, а ты кто такой?! Обозвал НСКУ «национальным хосписом кинематографистов», ничуть не подозревая, что «хоспис» — это благо, ибо суть институт милосердия. Такой вот гуманизм. И вместо хотя бы легкого сомнения в весомости своих фестивальных успехов г-н Слабошпицкий предложил сравнить их с действительно достаточно скромными достижениями наших боевитых ветеранов в прежние времена. Как будто пороки других способны искупить наши собственные грехи.

Гораздо достойнее выглядел ответ одного из идеологов новых украинских «злых» кинематографистов Владимира Тихого. Он предложил ветеранам самим, как это уже делает молодежь, практически безоплатно снимать свое «духовное» кино (даже пообещал обеспечить своей фототехникой), а уж потом сличить и обсудить всем миром полученные результаты. Вместо оскорблений и стенаний. Вполне справедливый и честный путь творческой конкуренции. Между тем слово за слово, «правда» vs «правда» — стенка на стенку. Путь в никуда.

Дуэт рябых

Тем временем попытка вознестись над схваткой в поисках некоей общей картины неизбежно приводит к выводу в фольклорном вкусе: обое рябое. И ветераны оказались немудрыми, начав разговор о слабостях молодых киноавторов с их огульного поношения и начисто позабыв об аналогичных или равноценных дефектах собственного творчества. Когда оно имело место.

«Злые старики» совсем не принимают во внимание тот факт, что реальность вокруг них уж давненько радикально изменилась, и им надо бы искать новые способы общения со средой обитания, новые языки и новый этос коммуникации. Увы, налицо и впрямь отживший свое императив и пафос старозаветных времен.

И молодые, как видно, решительно лишены способности к реальной самооценке и на дух не переносят любой критики своих пока весьма скромных опусов. И страшно далеки от высоких шкал искусства, но почему-то борются исключительно за статусные (!) позиции в НСКУ.Как любые дети из «трудных» семей, наши молодые в своих картинах настроены отнюдь не на абстрактные категории (вроде служения добру, справедливости, обществу, принципам свободы, человечности и т.д.), а на элементарные прагматические соображения вроде «тупого» фестивального успеха и новых ангажементов от спонсоров следующих работ.

Примечательно, что ни одному из этих молодых авторов (преимущественно «оранжевых» по убеждениям) не приходит в голову простенькая общегражданская мысль: то, чем мы ныне воспользовались, пришло из источника, против которого мы в свое время выступали. Ибо как ни крути, ныне молодым в кино дебютировать позволила именно новая кинополитика ненавистных им «регионалов». Тогда как прежняя, вознесшаяся на их же майданной буче «патриотическая» власть ровным счетом ничего не дала нашему кино.

Микротест на гражданское и нравственное сознание: надо или каяться за совершенную в прошлом политическую ошибку, которая ровно на 5 лет отодвинула нынешнее оживление в украинском кино, либо... гордо не брать денег у «донецкой» власти, против которой ты всегда боролся и намерен бороться.

Этика домашней болонки

Ан нет, скажем, тот же Руслан Батицкий, сняв яркую антидонецкую агитку «Уроки украинского», ныне, напротив, преданно заглядывает в глаза «региональному» по происхождению функционеру г-же Копыловой, от которой напрямую зависит будущее финансирование следующих работ того же автора. Я сам видел эту ну о-очень кинематографичную сценку, и в ней, думаю, заключен образ всего того сомнительного во всех отношениях положения, в котором оказалось новое поколение наших «молодых и злых». Да не «злые» они социально, как былые одноименные британцы! А чисто «по-нашенски» раздраженные по форме при всей конформности по существу.

Так и остались они после недавнего съезда НСКУ — злые ветераны против злых молодых. И ни одна сторона, на мой взгляд, не права в полной мере, а только в частностях и исключительно — по своим групповым эгоцентричным меркам. А в целом это называется глубоким и системным кризисом всего украинского кино, который внешними «примочками», думаю, не преодолеть. Несомненно, нужна такая же системная терапия всех отечественных массмедиа и всех звеньев каждого из СМИ.В частности — медиакритики.

Например, полагаю, нужны: внятный этический кодекс медиажурналистики и действенные механизмы профессионального и нравственного самоочищения профессиональных сообществ. В частности — кинокритики. Нет, никаких расстрельных списков! Достаточно объективных корпоративных решений, которым придан необходимый информационный ход. И не стоит в обоснование этого, по словам Десятерика, «гавкать о духовности». Нет смысла, т.к. априори ясно, что адресат к таким резонам невосприимчив. Достаточно просто по-джентльменски исторгнуть из приличной компании, например, такого геронтофоба, как и любого другого «-фоба».

Десятерикон: мойте руки до и после

Например, я не вижу никаких формально-юридических или (прости, Господи) духовно-нравственных причин, по которым член творческого союза, публично да еще с «тарантиновским» смаком пожелавший скорой смерти своим коллегам по тому же творческому сообществу, продолжал бы как ни в чем не бывало соприсутствовать с этими обреченными в рамках одной общественной организации. Хотя бы в целях самообороны в рамках одного отдельно взятого НСКУ нового разлива.

Ибо на пишущего эти строки «приговор» Десятерика наверняка тоже распространяется. Так чем не метод самоочищения — открытое критическое рецензирование и профессиональное бойкотирование подобных «десятериков»? Хотя, разумеется, возможны и виртуальные личные методики. Вроде буквального понижения в звании до «шестириков», «пятириков» и так далее в обратном порядке.

Примерно такими соображениями социально-творческой гигиены и увенчался для меня недавний съезд украинских кинематографистов. В финальной сцене старого хорошего фильма нашего известного и уже немолодого режиссера юную деву, проболтавшуюся всю ночь неведомо где, спрашивают: «Как же ты дальше-то жить собираешься?» «Чисто!» — кратко отвечает та. Чего и я ныне желаю нашему обновленному киносоюзу — как в ветеранских кругах, так и молодежной «тусовке». Хотя четко осознаю: статус-кво продлится не далее следующей пятилетки. А потом к рулю НСКУ придет дозревшая нынешняя генерация молодых при всех ее вышеописанных качествах. И про духовность уже совсем некому будет «гавкать». И кому тогда будет нужен тот киносоюз и то кино, которое станут снимать такие киноавторы?

ФОТО АВТОРА

Хотите чтобы из вашего крана текла только очищенная вода, которую можно пить? Предлагаем вам приобрести фильтр для воды на кран по очень доступной цене на сайте www.aquaphor.ru. Читайте больше информации про предлагаемые фильтры, узнавайте стоимость и удачной вам покупки!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Главный мистик XX века. К дню рождения Михаила...

За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...

Протест для небожителей

Украинская арт-среда и индустрия развлечений протестует против действий Кабмина,...

Рафаэль Санти – человек, победивший тьму

Обрушившаяся на человечество пандемия коронавируса вконец нарушила и всю его...

Ван Гог. «Ирисы» и «куст сирени»

Все мы помним работы Ван Гога, написанные в период болезни и глубокой депрессии, –...

Прощай, Спартак!

«Спартак» пробил самую настоящую «брешь» -- осмелевшие после десятилетия...

«Папик» «95 квартала»

«Папик» поднимает кинопроизводство студии «95 квартал» на качественно...

«Поругание Христа»: одну из самых дорогих картин едва...

Найденную картину признали национальным достоянием Франции

Олег Карамазов: «В новогоднем концерте «Интера» мы...

«Радуйся каждому дню, ведь мы можем говорить, любить друг друга. Я очень ценю жизнь и...

«Ирландец»: нити из прошлого

Если выразить впечатление от «Ирландца» одним словом, то это будет...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка