Кистью и шпагой

14 Апреля 2021

60 лет назад в прокат вышел фильм французского режиссера Бернара Бордери «Три мушкетера». Этот киношедевр, созданный по мотивам одноименного романа Александра Дюма, мгновенно завоевал широкую популярность, в т.ч. и в СССР, где эстетические вкусы зрителя старались воспитывать на мировой киноклассике.

Жерар Баррэ дома

[img:159998, 250, left]
Помню, мы со школьными друзьями ходили на «Мушкетеров» еще в конце 70-х, и каждый такой поход становился для нас незабываемым событием.

Жерар Баррэ (Gerard Barray), шеф и капитан-президент мушкетеров Маруа (Murois), он же исполнитель главной роли в фильме Бордери (роли д’Артаньяна), прислал художнику из Запорожья Валерию Булату именной Диплом роты мушкетеров д’Арманьяка, в котором засвидетельствовано следующее: «Располагая доказательствами Ваших достижений, Вашего опыта и художественного гения, данным документом мы назначаем Вас Почётным Мушкетёром».

Диплом В. Булата

К диплому прилагается приглашение посетить традиционный Фестиваль плаща и шпаги, который современные поклонники творчества А. Дюма, живущие на разных континентах, ежегодно проводят во второй половине июля в городе Перуже – там, где снимались некоторые сцены «Трёх мушкетёров», в т.ч. дебютная (прибытие юного гасконского дворянина д’Артаньяна в городок Менг и его первая стычка с инкогнито, оказавшимся герцогом Рошфором – доверенным лицом всемогущего кардинала Ришелье). Бог даст, нынешним летом Валерий Николаевич сможет лично присутствовать на фестивале, баго мушкетёрская экипировка у него всегда наготове, да и шпагой он владеет неплохо.

«Христос на Голгофе»

Такая честь нашему земляку оказана не случайно. Валерий Булат, коего коллеги считают равновеликим таким выдающимся портретистам, как Орест Кипренский – автор серии уникальных «мушкетёрских» портретов, которые воспроизводят характеры и внешность основных героев самого известного романа А.Дюма. При этом на полотнах запорожского художника мы видим лица актёров, сыгравших в одноимённом фильме 1961 г. К примеру, Атосу свою внешность подарил Жорж Декриер, Портосу – Бернар Воринже, Арамису – Жак Тожа. Эти работы (как, впрочем, и ряд других – например, натюрморты в стиле старых голландцев) можно было видеть на персональной выставке Валерия Булата, которая проходила с 16 мая по 6 июня 2017 г. в выставочном зале Запорожского отделения Союза фотохудожников Украины. Выставка удостоилась высокой оценки знатоков и ценителей прекрасного, лестных отзывов в прессе. Сейчас просмотр этих и других картин доступен на личном сайте Валерия Николаевича.

В. Булат в мушкетёрском облачении

Что касается королевского гвардейца д’Артаньяна, то в его портрете нельзя не узнать молодого Жерара Баррэ. В настоящий момент маститому актёру – 89 лет. В его доме на почётном месте висит картина «К павильону г-на д’Эстре», которую ему подарил Mousquetaire d’Honneur Valery Boulate. На картине изображён д’Артаньян на вороном коне, спешащий на свидание со своей возлюбленной г-жой Бонасье.
Как правило, название «мушкетёрских» полотен – это либо цитата из романа, либо отсыл к одной из его сюжетных линий. «Вы сделали ошибку, молодой человек…» – так называется находящаяся в работе картина, воспроизводящая напряжённый диалог кардинала Ришелье с д’Артаньяном. На данный момент написаны 28 картин (кроме вышеназванных, портреты Рошфора (Ги Делорм), Ришелье (Даниэль Сорано), Миледи (Милен Демонжо) и др.). Всего же, по словам Валерия, их задумано порядка пятидесяти. И это – не считая портретов наших земляков и современников, которых он увековечил в образе мушкетёров.

Портреты кисти В. Булата

Все портреты Булатовой кисти роднит одно – люди, запечатлённые им, выглядят живыми. Это словно моментальные фотографии индивидуально-неповторимых человеческих характеров. Глядя на эти поистине живые лица, поневоле вспоминаешь описание портрета Анны Австрийской, виденный королевским гвардейцем в покоях герцога Бекингэма («настолько схожий с оригиналом, что д’Артаньян вскрикнул от неожиданности: казалось, королева готова заговорить»). Вот и с героями живописных произведений Валерия Булата иной раз так и тянет перекинуться парой фраз.

Откуда у него столь страстный (а для иных и странный) интерес к эпохе французского короля Людовика XIII (первая треть XVII в.), бесконечно далёкой от наших нынешних реалий?
– «Трёх мушкетёров» я прочёл, что называется, запоем, будучи ещё школьником. И навсегда влюбился в героев этого великолепного романа – благородных, смелых, великодушных и щедрых, преданных долгу и дружбе, верных в любви, ставящих превыше всего честь, – говорит мой vis-à-vis. – Много раз перечитывал эту бессмертную книгу. Возвращаюсь к ней и теперь. То же самое могу сказать о фильме Бернара Бордери. Увидев его, испытал потрясение! В моей коллекции несколько кинолент, снятых по мотивам романа Дюма, но эта – непревзойдённый шедевр. Идеально подобраны актёры, идеальна их игра.
От себя добавлю: несколько старомодная ностальгическая увлечённость французскими рыцарями-шевалье свойственна не только моему собеседнику, но и другим тонким, романтическим славянским натурам. Очевидно, в той галантной, хотя и чрезвычайно жестокой, кровавой эпохе они черпают некую энергию вдохновения, без которой им трудно существовать и творить здесь и теперь, во времена тотального прагматизма и девальвации духовных ценностей. Помните, что написал о моральном кодексе французского дворянства времён Людовика XIII сам Дюма? Так вот, тяжко ранив кардиналиста графа де Варда – «красивого молодого человека, которому едва ли было больше двадцати пяти лет и которого он оставлял здесь без сознания, а быть может, и мёртвым, д’Артаньян вздохнул при мысли о странностях судьбы, заставляющих людей уничтожать друг друга во имя интересов третьих лиц, им совершенно чужих и нередко даже не имеющих понятия об их существовании». Увы, актуально звучит и доныне.
Как бы там ни было, пассионарии, которые следуют девизу бравых молодцев капитана де Тревиля «Tous pour Un, Un pour Tous» («все за одного, один за всех»), живут куда более полноценной, осмысленной и счастливой жизнью, чем трусовато-расчётливые обыватели. Впрочем, очень может даже быть, что чем дальше, тем чаще такие романтики обречены на внутреннее одиночество…
Кроме того, как мне кажется, в наши смутные дни поэтизация рыцарских нравов, свойственных Европе позднего Средневековья, – это ещё и осознанный уход от конъюнктуры, продиктованной текущей политикой. Недаром В.Н. Булат не пишет на казацкую тематику и, более того, с иронией глядит на тех, кто в восторженном порыве спешит напомнить ему о том, что на подворье его прапрапрапрадеда Якова в селе Вознесенка в августе 1843 года останавливался сам Тарас Шевченко, когда знакомился с островом Хортицей и её окрестностями.

Миледи

… Замысел создать отдельный «мушкетёрский» цикл портретов и картин возник у Валерия ещё в 80-е годы прошлого века – т.е. тогда, когда он постигал азы профессии в Ленинградском реставрационном училище, а в свободное время посещал занятия в Академии художеств в качестве вольнослушателя. Однако реализовался замысел много позже, уже в родном Запорожье, куда он вынужден был вернуться в силу своих семейных обстоятельств. К моменту начала работы над масштабным циклом Валерий Николаевич, что называется, набил руку, овладел всеми приёмами письма, стал по-настоящему зрелым мастером с индивидуальным узнаваемым почерком. Это, кстати, не моё личное определение, а мнение ряда коллег г-на Булата.
Питерская выучка видна во всех без исключения его творениях. Строгий академический реализм – вот стиль, в котором работает мастер. Вряд ли ошибусь, если скажу, что по технике письма ему, наверное, нет равных среди запорожских художников, хотя среди них немало ярких, самобытных талантов. Недаром именно Валерию и его верному другу и помощнику Наталье Мартыненко, выпускнице Одесского худгафа, руководство Запорожской епархии Украинской православной церкви доверило внутреннюю роспись восстановленного из небытия Свято-Покровского кафедрального собора. Уже первая их работа на ниве сакрального искусства – «Христос на Голгофе» – стала доказательством того, что выбор исполнителей епархиального заказа оказался безошибочным. Знаю людей, которые ходят в собор не только помолиться, но и полюбоваться творениями тандема Булат–Мартыненко.

С Берни Шоу, апрель 2016 г.

– У меня нет какого-то одного любимого художника. Если перечислять любимых, то их порядка ста пятидесяти, если не больше, – говорит Валерий Николаевич. – Стараюсь учиться у каждого из них. Особенно у Ван Дейка, манера которого мне особенно близка. Поэтому свой автопортрет я выполнил в стиле великого фламандца.
Мастерской «запорожского мушкетёра» служит его квартира в хорошем «сталинском» доме. Её окна выходят на проспект Соборный – центральный в нашем городе. По стенам развешаны картины. Отдельное место – настоящим шпагам.
В отличие от многих представителей свободных профессий, Булат избегает тусовок и шумных застолий. Он не пьёт и не курит. Бережёт здоровье и ценит время, которое почти целиком заполнено работой. Любит музыку, прежде всего классический западный рок-н-ролл шестидесятых-восьмидесятых годов ХХ столетия, и хорошо разбирается в нём.
К слову, с рок-н-роллом у Валерия связано несколько интересных встреч и знакомств. Однажды – дело было в марте 1989 г. в Питере, в парке возле памятника Екатерине II, т.е. практически на Невском проспекте – он с друзьями, такими же молодыми художниками, выставил на продажу свои картины. Вечерело, и парни собирались было сворачиваться. Как вдруг…
– Смотрю и глазам своим не верю: в двух шагах от меня – звёздный состав с детства мною любимой группы Uriah Heep Мик Бокс (гитарист и основатель группы), вокалист Бэрни Шоу и клавишник Фил Лэнсон, а также две дамы – как оказалось, жена одного из рокеров и наша соотечественница тур-менеджер. Мик Бокс показывает на мой зимний пейзаж, достаёт бумажник и даёт понять, что намерен купить. Я ему по-английски: «Не продаётся!». Тот удивлённо вскинул брови. Я продолжаю: «Для моего любимого рок-гитариста – подарок!» Мик усмехнулся, по-свойски хлопнул меня по плечу и пригласил всю нашу компанию на концерт, который Uriah Heep через несколько дней дал в одном из питерских концертных залов. После концерта не обошлось без неформального общения в гримёрке…

В. Булат с группой Uriah Heep, март 1989 г.

Сохранился групповой снимок, на котором 33-летний на тот момент В. Булат (он слева) запечатлён вместе с основным составом культовой рок-группы. Мик Бокс держит в руках свой «моментальный портрет», набросанный Валерием. Самое интересное, что запорожский художник ещё дважды встречался с парнями из Uriah Heep, когда они в 2016 и 2017 гг. гастролировали в Днепропетровске. «Хипы» мгновенно вспомнили своего старого питерского друга. Общение с ним Бэрни Шоу до сих пор поддерживает через интернет.
… Нет ни малейшего сомнения в том, что в обозримом завтра Валерий Николаевич завершит «мушкетёрский» цикл, тем более что сам он считает его вершиной своего творчества. Будем надеяться, что господа издатели обратят внимание на этот «сериал», с тем чтобы при переиздании знаменитого романа А. Дюма проиллюстрировать его работами Валерия Булата. Ей богу, дело стоит свеч, точно так же, как Париж – мессы.

Фото из архива Валерия БУЛАТА

Улыбка Свободы

Забавные мини-скульптуры Колодко украшают столичный мост Сабадшаг (Свобода)

Несколько слов о живописце Валерии Орле

В наши нелегкие времена, когда ковид существенно мешает проведению любого культурного...

Десять дней одного года

Ученые первыми заговорили о необходимости демократических гарантий от произвола....

О червячках, околовластье и комфорте

Моя цель — на каждом этапе получать удовольствие от собственного развития Я хочу...

Интервью Раисы Орловой с Наумом Коржавиным

Наум Коржавин: «Самиздат был большей частью чисто стихийным делом»

Джанни Родари: когда сказка реальней самой реальности

Волшебный голос Джельсомино оказывается сильнее и силы денег, и силы пропагандистской...

Приглашение переоценить жизнь

Суета жизни и узость кругозора меняют свои объекты, но не свою суть

Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Главный мистик XX века. К дню рождения Михаила...

За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка