Классика без избранных

№3(803) 20 — 26 января 2017 г. 18 Января 2017 4.5

Мелодии дюн цвета терракота // ФОТО ИЗ АРХИВА СВЯТОСЛАВА КОНДРАТИВА

То, что сегодня музыканту приходится быть на все руки мастером — музыку сочинять, играть виртуозно, аранжировки делать профессионально, дирижировать и режиссировать собственные концерты, — жизненные реалии артиста.

Не секрет, что в нашей стране напрочь отсутствуют продюсерские центры, которые бы вкладывали деньги в раскрутку академического исполнителя, создавая тому некий лифт популярности. Потому и приходится многим пробиваться на высокую сцену самостоятельно, используя свои навыки и таланты.

В выборе между уже успешным проектом Sharavaraband и собственными творческими амбициями скрипачу Святославу КОНДРАТИВУ, основателю и руководителю этого современного оркестра народных инструментов, пришлось принять нелегкий выбор. Оставить на время коллектив и сделать ставку на свой сольный проект.

Два бренда одновременно «тянуть» нереально. Дело в нехватке времени и денег, ведь Sharavaraband, как и многие отечественные коллективы, держится на энтузиазме и самоокупаемости. Что заработали, то и вложили в концерты, костюмы, афиши.

31 января в столичном Caribbean Club музыкант презентует сольный концерт «Мир глазами скрипача». Накануне премьеры Святослав Кондратив рассказал, почему для его реализации пришлось играть в пустыне Марокко и на норвежском утесе Прекестулен.

— Эти колоритные локации за границей — часть вашего проекта. Почему решили стать солистом и куда, интересно, еще ваши глаза глядят?

— Сочинять исключительно для скрипки я стал относительно недавно, первый трек исполнил на шоу украинского пианиста Евгения Хмары. А в прошлом году с проектом Sharavaraband мы ездили в Польшу на фестиваль в Щецин. После выступления всей командой выбрались к морю, ведь в Польше были не единожды, а на Балтике не довелось.

До этого в Германии мы уже сняли видеоклип. Я написал озорной гопак в новом стиле, хотели этим поддержать нашу сборную на чемпионате мира по футболу. Сборная вылетела, а клип остался, выложенный на YouTube. В Польше на пляже и фоне моря мы записали новое видео на мою композицию Summerlay, которое посмотрели тысячи человек.

Мы уверены, что зрителям интересны не просто клипы с графикой, а натура с реальными пейзажами. Потому и соединили два страстных человеческих желания — путешествия и хорошую музыку.

Выбрали Норвегию. Здесь суровые виды севера сочетаются с мягкой красотой и потрясающими фьордами на юге страны.

Клип отсняли за день. Причем нам жутко повезло, ведь норвежцы говорят, что солнечные дни в стране можно по пальцам пересчитать — два-три в месяц. Выложили клип в сеть и еще раз убедились, что выбрали правильный путь: авторская неоклассика набрала сотни тысяч просмотров. Так единичные выступления вылились в идею программы «Мир глазами скрипача».

Все последующие я привязываю к той стране, куда собираюсь ехать. Марокко появилось в списке целенаправленно: под эту страну я писал трек в восточном стиле.

Чтобы снять клип, пришлось объехать чуть ли не всю страну. В итоге выбрали дюны в пустыне и старинную крепость Айт-Бен-Хадду.

В Марокко все в одном стиле — терракотовые стены домов-«мазанок», терракотовый пейзаж. Выбиваются горы: черные, со снеговыми шапками. Недаром Голливуд открыл два съемочных павильона посреди пустыни, здесь сняты сцены самых известных блокбастеров: «Звездные войны», «Игры престолов», «Александр», «Мумия», «Гладиатор» — в первозданной красоте вне времени.

Много где еще хочется побывать. Меня влекут Исландия, Южная Америка и конкретно Боливия — страна исключительного великолепия.

Внешность и костюм скрипач использует как созвучный репертуару визуальный ряд // ФОТО ИЗ АРХИВА СВЯТОСЛАВА КОНДРАТИВА

— Некоторые скрипачи, подтверждая звание виртуоза, почему-то считают нужным сыграть на скорость «Полет шмеля» или что-нибудь в этом роде. Вы гонитесь за подобными рекордами?

— Этак можно докатиться до олимпийского вида спорта. В последние десятилетия на сцене доминируют азиатские исполнители, и я совершенно уверен, что благодаря в том числе собственным методикам, например Шиничи Сузуки. Она позволяет учить детей музыке чуть ли не с полутора лет.

Так вот их школьники могут сыграть «Полет шмеля» быстрее, чем лауреаты международных конкурсов. Вопрос, нужны ли такие перегибы? На одном из моих камерных концертов я играл среди прочих лирические, очень мелодичные сочинения: «Цыганские напевы» Сарасате, «Венгерские танцы» Брамса, «Легенду» Венявского. Публике они понравились больше виртуозных пьес. Скрипка ведь цепляет душу как раз своей душевностью, умением подражать человеческому голосу.

Виртуозность необходима, чтобы показать уровень подготовки. Отчасти в произведения, которые сам пишу, вынужденно вставляю каверзные вещи, усложняя себе жизнь для пущей зрелищности. Не спорю, техника завораживает, но слушать сухое, бесстрастное исполнение, наверное, не так интересно, как лирический концерт.

— Ваша скрипка — инструмент с историей?

— Ей под 130 лет. Это хорошо тембрально звучащий инструмент, я его люблю, берегу, лелею. Полная его родословная мне неизвестна, но знаю, что создал его чех, это указано в каталоге известных мастеров. Перед покупкой я просил оценщика провести экспертизу инструмента, так он поначалу подумал, что к ней приложил руку кто-то из учеников Страдивари — она очень напоминает итальянскую работу.

Однажды мне довелось играть на скрипке итальянского мастера конца XVII в., и я понял, за что люди чтят эти уникальные инструменты. Там сформировалась мощная школа, заказы стекались со всей Европы. Немаловажную роль сыграло и сырье: современные мастера говорят, что сейчас деревья с такой плотностью уже редко где встретишь. А в скрипках это качество ценится особо: чем плотнее расположены кольца дерева — тем богаче красками звук.

А потом, на этих инструментах на протяжении двух-трех веков играли лучшие музыканты, разыгрывали их, вытягивали тембры, отчего те обретали живую теплоту.

— Прошлым летом вы выступили вместе с французским композитором, создателем группы Space. Это был одноразовый проект или намечается более тесное сотрудничество с мэтром поп-сцены?

— С Маруани меня познакомил друг — пианист Евгений Хмара. В его шоу я принимал участие как дирижер и скрипач, а Дидье (как говорит Евгений, крестный отец его творчества) сыграл несколько композиций. Очень интересный музыкант. Мы в Украине не так давно открыли для себя возможности современной инструментальной музыки, а он много лет назад был пионером этого направления.

— В конце прошлого года с Маруани в Москве случилась пренеприятная история. Его задержала полиция якобы за вымогательство крупной суммы у Киркорова. Подоплека всего «Жестокая любовь»: киркоровский хит, по мнению Маруани, — плагиат его давней композиции Symphonic Space Dream. На чьей стороне вы в этом вопросе?

— Признаюсь, что не полной мере владею материалом. Но не зря ведь Киркорова называют «королем римейков», он перепел шлягеры именитых и неизвестных широкой публике исполнителей, никогда этого не скрывал. Ситуация с авторским правом у нас настолько запущенная, что кажется, ткни пальцем в эстрадные хиты постсоветского пространства, непременно попадешь на чье-то заимствование. И громкие истории последних лет говорят о том, что ситуация быстро не меняется.

Я не удивлен, что в стране, где никогда особо не соблюдали авторские права, возник конфликт с представителем государства, где этот пункт четко прописан и неукоснительно блюдется. Не думаю, что Дидье Маруани пошел бы на противостояние, зная, что закон не на его стороне.

— Популярности скрипки на поп-сцене мы обязаны, пожалуй, Ванессе Мэй. Хрупкая красавица, демонстрировавшая скрипичный фьюжн — классические шедевры в техно-стиле — смотрелась необычно...

— ...Приезд Ванессы Мэй в Украину многих тогда подвиг на поиски оригинальности. Впрочем, массовым это явление так и не стало, потому что и тогда, и сейчас попасть в шоу-бизнес без протекции и связей практически нереально.

Я купил электроскрипку, написал несколько композиций, сделал новаторские аранжировки, но чтобы выйти на должный уровень, требуются колоссальные деньги. Нужна готовность общества к формату классической скрипки и популярных мелодий. Сегодня все понемногу меняется. Недавно в Киеве на концерте Дэвида Гаррета был аншлаг.

Я работаю в том же жанре и стиле, что и Дэвид. Правда, я практически не играю хиты. Осознанно. Конечно, их зритель воспримет охотней, но полученный эффект, согласитесь, будет недолгим. Верю, что талантливая авторская музыка интересней слушателю новизной.

Моя теория подтвердилась на праздновании Нового года на Софиевской площади в столице. Обсуждая с организаторами программу праздничного концерта, я предложил три своих композиции.

Мой выход был намечен сразу после боя курантов. И хоть я планировал прийти за полчаса до выступления, но из-за массы людей, плотным потоком поднимавшихся к Михайловской площади, едва успел выскочить на сцену. И я видел, как три авторских трека, не шлягеры «раскачали» публику.

На культуру с лопатой

— Говорят, что концертирующие музыканты занимаются не менее шести часов ежедневно. Сколько времени вы тратите на репетиции?

— Шесть-восемь часов — это скорее шаблон. Такое количество времени трудно выделить в рабочем графике. Интенсивно я отзанимался в музыкальной школе-десятилетке, после — в академии. Впрочем, как говорили мои педагоги — Ольга Владимировна Михайлевич и Дмитрий Петрович Колбин, главное не количество, а качество, занятия с умом. К слову, мне кажется, что педагогов с таким отношением к студентам, как у профессора Колбина, известного моцартоведа, человека старой интеллигентной закалки, становится, увы, все меньше.

У музыканта основное время уходит на поддержание формы, как в балете станок — занятие обязательное и ежедневное. Оставшуюся часть посвящаю изучению нового репертуара.

— Когда-то украинская этно-группа «Даха Браха» придумала интересный ход — живое музыкальное сопровождение к отреставрированному немому фильму «Земля» Довженко. Как человеку креативному хотелось бы сделать нечто подобное?

— Немое кино у меня ассоциируется с тапером за фортепиано. Впрочем, эта идея трансформирована в клипах: есть видеоряд, музыка, солист. Соединение искусств неизбежно продуцирует новый опыт.

Я работаю с режиссером, который прибегает к театральным элементам, подчеркивая музыкальную и сюжетную стороны концертной программы. Сотрудничаю с артистами в разных проектах как скрипач и композитор. Вообще музыка и кино — интересное направление, думаю, я бы мог справиться, например, с мюзиклом. Тем более такой опыт уже есть («Олигарх» — прошлогодняя премьера в Киеве. — Авт.).

— Ваш сценический наряд — джинсы, рубашка навыпуск, клубный пиджак. А можно вас увидеть, скажем, во фраке?

— Разве что когда обозначен дресс-код. Смокинг или фрак не люблю. Но если соединить строгий пиджак с джинсами, получится стильно. Я пытаюсь свою внешность, костюм в том числе, использовать на сцене как визуальный ряд, органичный с репертуаром. Мне кажется, не стоит стремиться к изысканности там, где без нее легко обойтись.

То же касается классической музыки в целом. За три с лишним века расцвета классика сама себя законсервировала. В том числе и своим девизом, мол, академическая школа — удел избранного круга. Со временем общество увлеклось новыми стилями и направлениями, а классика так и осталась в некоторой изоляции, но с привлекательным клише — «не для всех».

Сегодня передовые европейские театры, филармонии всячески креативят, пытаясь убедить зрителя, что они такие же, как вы, а Моцарт — свой парень. Идет обратный эффект, который скатывается в эпатаж. Это тоже плохо. Режиссеру ведь нужно постоянно придумывать, чем же удивить слушателя, зрителя. За счет композитора — исключено, он не сделал современную аранжировку, солисты прекрасно поют, но возможности голоса ограничены, оркестр тоже не у дел — партитура прописана до последней ноты. Остается визуальный ряд, его и эксплуатируют — лишь бы избавить публику от скуки.

— Скука, от которой никто не собирается избавлять, это по части Минкультуры. Если пролистать ленту ведомства на Фейсбуке, окажется, что новости последних двух недель крутятся вокруг флешмоба со щедривками. Ощущение такое, что наша культура ограничена одними колядками и щедривками. Скучно, братцы.

— Как ни печально признавать, но министерство всегда запаздывает. Такая, видимо, структура. Еще год назад было собрано в сети более ста версий «Щедрика». Мы, кстати, дали свою версию — шараваробендовскую, сняли видео и, подчеркивая традиции Маланки, показали щедривки менее известные, те, что не на слуху.

Не хочется опускаться до критики, но выходит, что чиновники не смотрят вперед, пользуются чужим опытом. «А давайте сделаем это», — предлагают с энтузиазмом они. Зная, что кто-то все это уже осуществил.

Мне кажется, что госструктура должна быть на два-три шага впереди. Я должен заходить в министерство, смотреть, что же тут новенького, смогу ли успеть за предложениями времени. Для этого нужны реформы, а не новый министр, в фигуре которого нет никакой разницы. Необходимы профессионалы, люди, имеющие вес в обществе, чей опыт и воплощенные проекты приняты и подтверждены реакцией социума.

Нужно принимать законы, основываясь на принципах маркетинга. Как в магазине. В одном супермаркете мясо дешевле, в другом — молочные продукты. Покупатель идет туда, где выгодно. Такой же рынок должен быть создан Минкультуры. Хочешь показать проект —- пожалуйста, примеряй свои таланты к финансированию, доказывай, что лучший. Не получилось — работай усердней или пробуй в другом направлении.

«Авгиевы конюшни» применительно к культуре и министерству, как мне кажется, сравнение удачное. Здесь одному человеку с лопатой не справиться и за столетия. Туда нужно сводить реки.

И не надо изобретать нечто невообразимое. Давайте воспользуемся житейским опытом. Если сосед строит дом: кирпич у него качественный, штукатурка зимой не вываливается, и бригада трудолюбивая, мы ведь поинтересуемся, что да как. Думающий хозяин не станет покупать стройматериалы в десять раз дороже, приглашать бракоделов, оправдываясь тем, что, дескать, рельеф на участке совсем другой.

Такой принцип рачительности можно много где применить. Главное — чтобы с пользой.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Журнал Rolling Stone назвал лучшую песню века

Американский журнал Rolling Stone опубликовал топ-100 лучших песен, вышедших XXI века

Певицу Приходько из ролика «Йдемо вперед» убрали,...

Скандал с агитационным роликом Порошенко разгорается — музыка в агитационном...

Популярный продюсер назвал причины побега украинских...

Артисты, которых влекут в РФ высокие гонорары и престижные награды, не всегда будут там...

Алексей Коган: «Я отдал музыке всю свою жизнь»

Я на радио пошел, потому что там тебя никто не видит. Голос и музыка для меня всегда были...

Группа «Труба» представляет новый альбом...

Харьковские музыканты выпустили альбом «для ценителей музыки с характером и...

Россия слушает Харьков и «Грибы»

За бронь столика на концерт «Грибов» платили до 4000 долларов

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка