Когда-то, двадцать лет назад

№1v(729) 16 – 22 января 2015 г. 15 Января 2015 5

Михаил РезниковичЭто, конечно же, простое совпадение, но ровно двадцать лет назад после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации я впервые как педагог встретилась со студентами-режиссерами Киевского театрального института. Мне — чуть за тридцать, они — почти все уже со специальным или неоконченным высшим образованием, т. е. возрастная разница между нами минимальная. Безумно волновалась в смысле профессиональной подготовки, а главное — человеческого общения и взаимопонимания. Признаюсь, доверительные отношения у нас возникли практически с первых лекций, и вместе мы пытались освоить азы науки.

И вдруг... студенты не пришли на лекцию. В то время это выглядело как нечто экстраординарное. Просидела пару, расстроенная выхожу из корпуса на Ярославом Валу и вижу всю четверку, которая бежит к институтскому крылечку и машет мне руками. На вопрос «Что случилось, почему вас не было?» слышу в ответ: «Извините, но в кинотеатре «Киев» только на одном сеансе показывали фильм «Однажды в Америке», а наш руководитель курса очень советовал его посмотреть» (руководителем курса моих режиссеров был Михаил Юрьевич Резникович).

Тогда я не была еще с ним знакома и ничего не знала о нем. Но именно в тот момент, благодаря художественному приоритету, каким неожиданно выступил фильм Серджо Леоне, возникло удивительное чувство определенной общности с этим человеком. За прошедшие двадцать лет мы не так часто пересекались с Михаилом Юрьевичем: у нас нет никаких личностных отношений, я не выступала критиком-аналитиком его творчества, как и театра, который он возглавляет. Тем не менее эта общность сохранилась, и она дает мне право высказать некоторые наблюдения о том главном, что, на мой взгляд, произошло за два минувших десятилетия.

Впрочем, речь пойдет не о Резниковиче-режиссере, а о том, что происходило под крышей театра, который он строил все эти годы. Попробую очертить и подчеркнуть несколько из тех многочисленных событий в жизни коллектива (в некоторых случаях — с позиции их участника), которые, как мне кажется, во многом предопределили тот интеллектуально-художественный уровень, которого он сегодня достиг.

Итак, событие первое, протяженностью в несколько лет. В январе 2002 года на репетиционной сцене театра состоялся первый проект «Сценических чтений современной немецкой драматургии». Затем были второй и третий, благодаря которым, расширились географические рамки, а презентовали уже немецкоязычную пьесу. Организацию и поддержку всех трех проектов обеспечили также Министерство культуры и искусств Украины и «немецкий культурный центр "Гете-институт в Киеве".

Оглядываясь в прошлое, я абсолютно уверена, что успех-резонанс этих, на первый взгляд, локальных в национальном масштабе событий, изначально был предопределен вовсе не организаторской поддержкой, а экспериментальной по сути и наполнению идеей, а также предвидением ее результатов. Абсолютно новая интерпретация практически неизвестной на тот момент для украинского зрителя драматургии позволила стремительно ворваться в несколько приторную атмосферу отечественного театра ряду молодых режиссеров, апробировать порой неожиданные актерские методики, придала уверенность актерам (причем не только начинающим, а с определенным именем). А главное — способствовала осознанию общности тех проблем, конфликтов, эмоций и потрясений, которые одинаково болезненно переживает и проживает человечество.

Я не называю конкретные фамилии, почти все участники тех проектов ныне успешно работают на многих сценических площадках Украины. И абсолютно уверена, что все они помнят те рефлексии «Сценических чтений», которые в той или иной степени предопределили их творческий путь в дальнейшем.

Вскоре появился другой проект, уникальный по своей сути — показ самостоятельных работ актеров театра. Этакий парад скрытых творческих возможностей. И надо заметить, если бы Михаил Юрьевич не дал труппе таких возможностей, то мы, зрители, не увидели бы многих спектаклей и блистательных работ как молодых, так и умудренных опытом мастеров. В этом контексте достаточно вспомнить удивительно тонкую и одновременно искрометную постановку по чеховским рассказам «1001 страсть». А сегодня анонсируется легендарная пьеса Леонида Зорина «Варшавская мелодия».

Кроме основной сцены, есть еще две экспериментальные — Новая сцена и Сцена под крышей, где представляют свои экспериментальные проекты молодые режиссеры и актеры. Режиссерские поиски Ольги Гаврилюк, Дмитрия Морозова, недавно успешно прошедший фестиваль молодой режиссуры — все это, без сомнения, подчеркивает продуктивность нововведений в театре.

Следует также напомнить, что с первых дней прихода М. Резниковича в театр была создана Студия молодых актеров, и в этом контексте такое количество сценических площадок особенно значимо. Ведь они позволяют студийцам, продемонстрировать свой потенциал, окунуться в атмосферу эксперимента, а главное — установить контакт со зрителем. Впрочем, вышеупомянутые площадки приоткрывали зрителям то, что в силу разных причин терялось на большой сцене. Таким образом, исподволь, ненавязчиво внутри коллектива постоянно пульсировал педагогический процесс, который позволил мне в рецензии на одну из последних премьер (к слову, не М. Ю. Резниковича) утверждать, что в театре воспитана мощная труппа, которая может сыграть все.

И, наконец, последнее. Каждый раз, заходя в Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки (то ли на спектакль, то ли с рабочими вопросами или просто пообщаться с друзьями), я ощущаю соприкосновение с культурной памятью. Причем не только этого коллектива, а нашего города, той страны, в которой родилась и выросла...

Безусловно, началом воссоздания такой атмосферы следует считать 1961 год, когда при театре замечательным актером С. И. Филимоновым был основан музей. Сегодня, принципиально переориентировав привычные функциональные задачи музейной памяти, ее главный хранитель Н. Е. Филипченко вместе с коллегами проложили тот маршрут, который, смею утверждать, не только возвращает к трепетным страницам прошлого, подчеркивая преемственность традиций и обозначая этапы в жизни театра. Он, этот маршрут, вводя нас в лабиринты исторической памяти, не забывает и о «остановках», которые позволяют зрителям ознакомиться с датами и событиями нынешней жизни театрального коллектива.

Конечно же, особо следует отметить одну из постоянно действующих экспозиций — «Пространство Боровского». Это не просто хранилище о замечательном сценографе, с именем которого у многих ассоциируются знаковые спектакли. Это живое, пульсирующее, вневременное пространство, в котором органичен и фестивальный спектакль, и научные чтения, и юбилейные даты. И еще одна уникальная особенность Театра Леси Украинки — здесь за последние двадцать лет создали и сохранили шесть постановок с участием Давида Боровского. И самое главное то, что они «дышат» вместе со временем. Достаточно побывать на спектакле «Насмешливое мое счастье», который стал визитной карточкой театра, чтобы увидеть реакцию зрителя.

Все эти составляющие атмосферы Театра русской драмы есть высочайшими духовными и интеллектуальными ориентирами нашего культурного будущего.

Можно еще много говорить о качественном уровне рекламной продукции театра последних десятилетий, о грамотно разработанном сайте, о новых фестивально-гастрольных маршрутах по всему миру... Впрочем, все это вновь и вновь возвращает к началу моих воспоминаний. Именно тогда, двадцать лет назад, когда в кинотеатре «Киев» только на одном сеансе можно было посмотреть «Однажды в Америке», художественным руководителем театра стал Михаил Юрьевич Резникович.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Александр Шалит: «Если чиновники выкорчуют культуру,...

«Насаждаемая реформа — это мина замедленного действия, которая закладывается...

Украинские кино и театр возрождаются, но есть нюанс

C потерей для Украины значительной части российского кинорынка, стало понятно, что нет...

В Днепровском театре отменили спектакль из-за...

Театр, собиравший деньги на АТО, подвергается гонениям «патриотов» за спектакль...

Оперный Мазепа как сплошное телевидение

Прочитав на афише «П. И. Чайковский, «Мазепа» и зная современные тенденции...

Тамара Антропова: «Мне хочется съесть эту жизнь здесь,...

Тамара Антропова рассказала «2000» о том, что привыкла устраиваться с книгой на...

Загрузка...

Сорок восьмая — тихая, скромная

Из победителей европейских фестивалей на «Молодости»-2019 показали лауреатов...

«Молодость» — весенняя версия

С 25 мая по 2 июня в Киеве пройдет 48-я по счету «Молодость»

Война за «Сериальный трон» началась

«Игра престолов» кончилась, но дело ее живет: сможет ли Украина снять свою...

Алла Пугачева. Стоп-игра!

Единственным сольником в Кремле отметила 70-летие Алла Пугачева

Дмитрий Саратский: «Много раз собирался купить...

Дмитрий Саратский рассказал «2000», что к ответственному чтению его приучила...

«Евровидение-2019»: за кого голосует украинский...

Ведущий и наиболее авторитетный портал новостей о «Евровидении» — ESCToday —...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка