Культурный десант из дружественной Беларуси

№6(853) 9 — 15 февраля 2018 г. 06 Февраля 2018 5

Зачем люди женятся? Чтобы создать семью и завести детей? Ради ветхозаветного «нехорошо быть одному» и пресловутого стакана воды в одинокой старости? Или потому лишь, что все человечество живет по установленному распорядку? Вовсе нет, ибо все вышеперечисленное человек современный способен решить, не связывая себя семейными узами.

На самом же деле причина кроется в другом. Если посмотреть на большинство семейных пар, станет очевидно, что брак — это сплошной разговор, регулярно прерываемый спорами. «Человеку нужен кто-нибудь, кому бы он смог рассказать свои проблемы! Вот поэтому и женятся. С этой минуты им уже есть что рассказать!..» — уверяет зрителя известный израильский драматург, классик юмористики Эфраим Кишон устами героев своей знаменитой комедии «Брачный договор», написанной 65 лет назад, но не утратившей актуальности в наше прагматичное, не склонное к сантиментам время.

Немолодая еврейская пара из простых — она портниха, он водопроводчик — готовится к свадьбе дочери. Волнующее событие уже на мази — остались последние стежки на свадебном платье, и жених (выгодная во всех отношениях партия для единственного дитяти) торопит с приготовлениями. Документы уже поданы, да вот незадача, не хватает одной бумажки, ктубы, традиционного еврейского свидетельства о браке — скрепленного подписью раввина брачного договора, 25 лет назад полученного родителями невесты. Его требует предоставить дотошная мама жениха в доказательство того, что будущая сноха — законнорожденная, иначе позор на весь род иудейский.

Именно эту «пропавшую грамоту» два с половиной часа ищут участники спектакля — актеры белорусского театрального проекта «ТриТформаТ», созданного на базе минского Театра-студии киноактера. Весело и иронично, уморительно смешно, до слез трогательно и пронзительно они раскрывают зрителю простые библейские истины, чужие семейные тайны и парадоксы человеческих отношений.

На сцене — настоящий фейерверк страстей, характеров, комичных ситуаций, ироничных диалогов, приправленных неповторимым еврейским колоритом, зажигательными мелодиями и танцами. Глава семьи — Элимелех Борозовский в филигранном исполнении Станислава Савостина — это гремучая смесь домостроя, эгоцентризма, человеческой порядочности и непосредственности большого ребенка. Когда-то он прискакал на коне свататься к своей Шифре — молодой, сильный, мужественный, с букетом весенних фиалок.

Но за 25 лет от романтического флера не осталось и следа. Теперь у Борозовского одна настоящая страсть — водопроводные и канализационные трубы. Да и жена давно уже не юная и трепетная дева, в которую он когда-то без памяти влюбился, а затурканная бытом и домашними хлопотами немолодая женщина с усталым лицом — актриса Вера Полякова ярко и проникновенно играет ее как воплощение общей женской доли.

Вера Полякова, актриса

Супружеские отношения искрят, как оголенные провода под напряжением, Борозовские ссорятся, выставляя счета друг другу, и заставляют зрителя недоумевать: что же удерживает этих двоих вместе почти четверть века? Куда уходят с течением лет романтика, любовь, нежность? И уже не суть важно — был или не был когда-то зарегистрирован этот брак, важнее понять, любят ли они на самом деле друг друга? Не проще ли прервать этот бесконечный спор, избавиться от рутины обязанностей и чужих привычек: «Не запихивай бутерброд в карман! Не храпи! Ешь тихо, спи тихо, кричи тихо!»

Но в шаге от вожделенной свободы, когда выясняется, что никакой ктубы у них не было и нет, а брак был незаконным, Борозовский вдруг в отчаянии признается своей Шифре: «Ты же знаешь, я не умею красиво говорить. Но если ты уйдешь, я умру, я просто умру...» И она встречает это признание счастливыми слезами: «Ах, какие слова! Ты это серьезно?» — «Чтоб я так жил!»

Музыкальную комедию «Брачный договор» в постановке Татьяны Троянович, специально подготовленную для украинского зрителя, белорусские актеры сыграли на сцене Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу в рамках гастрольного тура по Украине. Это уже не первый их визит к нам — минский Театр-студия киноактера при киностудии «Беларусьфильм» начал покорять Украину два года назад — его спектакли прошли с аншлагами в Одессе, Киеве и Чернигове.

Интерес к творчеству театрального коллектива вполне объясним — в составе труппы белорусские актеры, активно работающие в современном кино — молодые, талантливые и востребованные. А шесть лет назад в театре появилось новое структурное подразделение — «ТриТформаТ», или «Товарищество театральных трудоголиков».

В том, что это название вполне оправдывает себя, я убедилась, познакомившись с ведущей актрисой театра — популярной артисткой кино, телеведущей, певицей, преподавателем сценического боя и фехтования Белорусской государственной академии искусств, лауреатом международных кинофестивалей, а по совместительству — мамой двоих сыновей Верой ПолЯковой. В прошлом году эта молодая актриса была удостоена высокой государственной награды Беларуси — медали Франциска Скорины — за выдающийся вклад в искусство страны.

Сцена из спектакля «Брачный договор» театрального проекта «ТриТформаТ». В роли Шифры — Вера Полякова

— Вера, если я что-то упустила в перечне ваших ипостасей, поправьте меня. И скажите, как вы все успеваете?

— Да, вы еще две «ипостаси» упустили. Я получила третье образование — экономист-менеджер, управленец высшего звена, учебу закончила 15 мая 2017 г. Мне это было необходимо, чтобы разобраться в экономике театра, научиться билеты продавать. Сегодня «ТриТформаТ» работает в малом зале Дворца Республики, и все билеты раскуплены на месяц вперед. А сейчас я решила еще и четвертое образование получить — поступила в иняз и учу английский. Потому что поняла — чтобы вести переговоры и хотя бы просто элементарно переписываться с авторами, правообладателями, и расширять все эти горизонты, мне как воздух необходим английский язык. Театральному проекту «ТриТформаТ» 11 мая исполнится 6 лет, и я очень надеюсь, что в скором времени у нас появится свое отдельное здание. Создание нашего театра было связано с желанием самостоятельности в репертуарной политике, в выборе материала. Работая в минском Театре-студии киноактера, мы поставили несколько спектаклей с прекрасным режиссером и театральным педагогом Татьяной Троянович. Все они успешно представляли белорусскую культуру на международных фестивалях в Чехии, Литве, Финляндии, Италии, Украине и Франции.

Но в какой-то момент Татьяна решила идти дальше — создала свой Центр экспериментальной режиссуры, и мы поняли, что уже не можем с ней расстаться. А позже вместе с актрисой Театра-студии киноактера Алесей Пуховой, известной зрителям по ролям в более чем 50-ти белорусских и российских кинофильмах, мы решили, что пора нам тоже выходить в самостоятельное плавание. Нашли замечательную пьесу — «На том же месте в будущем году» Бернарда Слэйда, и предложили ее поставитьТатьяне Троянович.

Именно с этой постановкой два года назад мы впервые приехали покорять Киев — я и актеры театра — Виктор Рыбчинский и Артем Давидович. Первый опыт оказался удачным, и теперь мы уже в третий раз у вас в гостях.

Кстати, самая главная фишка театрального проекта «ТриТформаТ» заключается в том, что мы берем для постановки только те пьесы, которые никогда ранее не ставились на территории Республики Беларусь. Среди них — пьеса «Брачный договор», которую мы выбрали для показа украинскому зрителю.

— И, судя по всему, не прогадали. Кого может оставить равнодушным еврейская музыкальная комедия, мастерски написанная и филигранно сыгранная? Я слышала, что в Одессе ваш спектакль произвел настоящий фурор?

— Да! Во-первых, сама Одесса навеяла нам мысль о таком материале. А во-вторых, мы не ставили перед собой цель поставить смешную пьесу «про евреев». Когда на наш спектакль в Одессе пришел генеральный консул Израиля, он сказал: «Вы сыграли эту пьесу лучше, чем это делают у меня на родине. Потому что не акцентировали на произношении и еврейской теме. Вы рассказали нам про людей».

Мне кажется, что у этой пьесы нет определенной аудитории — она близка и понятна и молодым, и зрелым. Это щемящая человеческая история о том, как часто нас заедает быт и кажется, что семейная лодка мчится на рифы. А потом вдруг происходит эмоциональный всплеск, и ты понимаешь, что хочешь умереть именно с этим человеком. Просто нужно уметь разговаривать друг с другом и уметь слушать. Особенно в семейной жизни. Вот об этом наш спектакль.

Знакомство украинского зрителя с мастерством белорусских актеров стало возможным благодаря инициативе дипломатического корпуса Республики Беларусь в рамках укрепления культурных связей между нашими государствами. В следующем году театральный проект «ТриТформаТ» планирует расширить географию гастролей по Украине. К Киеву, Одессе и Чернигову добавится Львов, а возможно, и другие города, где в последнее время все чаще высаживается культурный десант из дружественной Беларуси.

В минувшем 2017 г. усилиями дипломатических ведомств наших стран были реализованы более сорока совместных культурных проектов. В частности, Дни культуры Беларуси в Николаевской области и Дни Украины в Минске. В селе Гусарка Запорожской области прошел Международный фольклорно-этнографический фестиваль «Гусарская бульба».

Событие знаменательно прежде всего тем, что Гусарка — единственный в области населенный пункт, который со времен Российской империи был заселен белорусами, и один из немногих в Украине, где благодаря переселенцам из Смоленщины уже десятки лет бок о бок развиваются, переплетаясь, белорусская и украинская культуры — сохраняются традиции двух национальностей, развиваются народные промыслы и ремесла.

Летом прошлого года в Украине прошли гастроли Национального белорусского ансамбля танца «Хорошки». 23 июня они приехали к нам в рамках европейского турне: Вильнюс — Варшава—Прага, и заключительное их выступление, приуроченное ко Дню Независимости Беларуси, состоялось в Киеве. Легендарный танцевальный коллектив — аналог украинского ансамбля танца имени Павла Вирского — дал большой концерт в Киевском театре оперетты. Очень радушно принимают белорусских мастеров и в Западной Украине, где в последние два года регулярными стали обмены аматорскими творческими коллективами. В 2016 г. был впервые открыт прямой авиарейс Минск—Львов, и уже второй год во Львове все чаще слышна белорусская речь.

По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Украине Игоря Сокола, сотрудничество в сфере гуманитарных проектов, укрепление культурных связей между странами не менее важны, чем торговые и экономические отношения, поскольку любой прогресс и развитие начинаются с культуры. Об этом Игорь Сергеевич рассказал нашему изданию:

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Украине Игорь Сокол отвечает на вопросы корреспондента «2000»

— Культурное и экономическое сотрудничество между странами всегда зависит от внутренней ситуации в государстве. Когда в стране есть какие-то элементы неопределенности, то и бизнес воздерживается сотрудничать, и культурные деятели тоже.

Надо сказать, что по 2012-й год включительно у нас достаточно активно шло сотрудничество с белорусами. Товарооборот составлял рекордных 8 млрд. долл. в 2012 г. А спустя каких-то 5—6 лет, в 2017-м, мы уже приплюсовали по товарообороту около 20%. Но я всегда исходил из того, что если культурная дипломатия находится на переднем фланге, за ней обязательно подтянется экономика, и будут проще решаться политические вопросы.

Поэтому 2017-й год мы провели очень насыщенно, организовав гастроли наших театров, презентации различных выставок, посвященных классикам белорусской литературы. В прошлом году мы отметили 135-ю годовщину нашего классика Якуба Колоса, провели целый ряд гуманитарных акций в Киеве, Каневе, Николаеве, во Львове.

Детский кукольный театр, самобытные народные коллективы выступали. А в планах у нас — гастроли старейшего и знаменитейшего театрального коллектива Беларуси — Национального академического театра имени Янки Купалы и еще целый ряд культурных проектов и гуманитарных акций, которые пройдут в рамках Дней культуры Беларуси в Украине, запланированных на 2018 г.

— Судя по вашим словам, со стороны Белорусского государства очевидно желание углублять культурное сотрудничество. Насколько активно делает встречные шаги украинская сторона?

— Вы же знаете, что у нас ежегодно проходит фестиваль «Славянский базар». Раньше Украина постоянно принимала участие в этом фестивале на государственном уровне. В последние же годы — и на детском конкурсе, и на взрослом, украинцы участвуют, но приезжают к нам в частном порядке, самостоятельно подавая заявки. На уровне государства мы пока не видим особого стремления сделать этот процесс организованным или помочь своим театральным коллективам приехать в Беларусь. Хотя желание сотрудничать у театров Украины — киевских и региональных — достаточно сильное.

— Проблема с государственной волей?

— Скорее, это связано с бюджетом, с финансированием определенных проектов. Мы должны понимать, что все бюджеты, в том числе и культурные, расписываются на год вперед, и когда уже сверстан график финансирования, достаточно тяжело вклиниться. Разве что за счет спонсорских средств. А это тоже решить непросто.

— Насколько серьезное внимание уделяет сегодня Беларусь поддержке своей культуры?

— Наше государство очень серьезно заботится о культуре, исходя из того, что это очень важная составляющая не только жизни общества, но и самоидентификации народа как такового. Именно поэтому у нас присутствует широкий сегмент театров, среди которых есть и Русский драматический театр имени Горького, и Еврейский театр, поскольку Беларусь — страна многонациональная и многоконфессиональная, где все конфессии живут мирно, толерантно. У нас ведь 30% населения — католики, и давно уже празднуются и католические праздники, и православные. Я очень надеюсь, что у вас в стране тоже закрепится эта традиция.

— Вы можете рассказать, чем белорусская сторона планирует порадовать, а может, удивить украинцев во время Дней культуры? И когда нам ждать гостей?

— Сейчас этот вопрос находится в стадии проработки с Министерством культуры Украины, дата зависит от согласования с украинской стороной. Но мы очень надеемся, что нам удастся договориться и на высоком уровне эту задачу реализовать, а в следующем году уже провести Дни культуры Украины в Беларуси. И это не какие-то наши фантазии, это конкретные поручения двух президентов, которые они обсудили во время встречи в Киеве в июле 2017 г.

Особенно важна эта задача еще и потому, что в последний раз Дни культуры наших стран проводились в 2011 г. Теперь, после длительного перерыва, эта замечательная традиция будет возрождаться. Чем будем друг друга радовать и удивлять — пока вам сказать не могу. Но то, что зрителей ждет что-то грандиозное, — однозначно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Наш человек в Париже

Русской серии в Париже будет уделено особое внимание

День рождения Шопена отметят в Киеве

1 марта. Пианист Кшиштоф Ксёнжек. Национальная филармония Украины. Начало в 19.00. Билеты...

И все поголовно в белых штанах

28 февраля Voloshyn Gallery представляет новый авторский проект «Обретение...

Убить нельзя помиловать

Имеет ли человек право на самосуд, если государство не в состоянии обеспечить...

Гуру и мессии

В книгах нынешнего обозрения — духовные наставники разного толка. У венгра Ласло...

Театр без кассира

О спектаклях «Интимного театра», как правило, узнают из страниц социальных сетей,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка