Курс на восток

№29–30 (868) 3 — 9 августа 2018 01 Августа 2018 2

Ведущими торжественных церемоний открытия и закрытия фестиваля снова стали Янина Соколова и Олег Панюта

Девятый по счету Одесский международный кинофестиваль оказался вполне традиционным. Торжественные церемонии были привычно долгими и нудными, наряды дефилировавших по красной дорожке местных дамочек — очаровательно безвкусными, а летняя жара — слегка утомительной. Однако для киноманов все это не имело ровно никакого значения — им было важно лишь то, что с 13-го по 21 июля в Одессе можно было посмотреть много хорошего кино.

Забавно вспоминать, как все начиналось — в скромных по вместительности залах кинотеатра «Родина», ажиотажем вокруг российских кинозвезд и неизбежными сравнениями с киевской «Молодостью». За восемь лет утекло немало воды: главные показы Одесского международного давно уже проходят в Фестивальном дворце, он же Театр музкомедии им. Водяного, российских звезд в 2018-м по известным причинам в Одессе не было, а статус главного кинофестиваля страны ОМКФ у «Молодости» отобрал самым безоговорочным образом.

Из организационных новшеств нынешнего года нужно отметить электронную систему продажи билетов, которая дала преимущество самым предусмотрительным зрителям и позволила избежать переаншлагов. Что касается проходивших в Оперном театре церемоний открытия и закрытия фестиваля, то автор этих строк убедился в том, что никакой пользы для него они не имеют, и со спокойной душой решил их проигнорировать. Поэтому дальше в статье разговор пойдет исключительно о кино как таковом.

Если в Международном конкурсе ОМКФ-2018 какой-либо специфики не наблюдалось, то в главных секциях внеконкурсной программы — «Фестиваль фестивалей» и «Гала-премьеры» — обнаружилась любопытная тенденция. Самыми заметными фильмами, приехавшими в Одессу после успеха на ведущих европейских фестивалях, стали картины режиссеров с Востока, причем как с Ближнего, так и с Дальнего. Так уж получилось, что среди лауреатов Канна и в шорт-листе «Оскара» оказались ленты Хирокадзу Корээды, Джафара Панахи, Асгара Фархади, Зиада Дуэри, Шмуэля Маоза. Если добавить к этому перечню картины режиссеров из Восточной Европы, получится, что ОМКФ-2018 строго держал курс на ту сторону света, где обычно восходит солнце.

Фильмом-открытием фестиваля стала «Женщина на войне» Бенедикта Эрлингссона, того самого, который снял волшебный «О лошадях и людях». Там его герой спасался от бури в трупе коня. Героине нынешней исландско-украинской ленты приходится прятаться от полиции в шкуре барана. Свою войну Хатла ведет не на поле битвы — она борется за экологию против транснациональных корпораций, а еще собирается удочерить девочку, чья семья погибла в Донбассе. Эрлингссон придумал ввести в кадр исполняющих саундтрек музыкантов, исландское инструментальное мужское и украинское вокальное женское трио, и этот прием в разы добавил обаяния его и без того симпатичной картине. Подкачал, пожалуй, только финал с невнятным месседжем и чистым украинским языком в исполнении жителей донбасской Дружковки. 14 августа «Женщина на войне» выйдет в украинский прокат.

Каннские и другие: «Фестиваль фестивалей»

Автор оскароносной «Иды» Павел Павликовски сделал еще один черно-белый ретрофильм о послевоенной Польше. «Холодная война» — история любви на фоне железного занавеса, ее герои — руководитель ансамбля народных песен и танцев и одна из его участниц, самая яркая, бойкая, упрямая и независимая. Он предлагает ей бежать на Запад, но этот выбор кажется ей ненадежным — даже при такой сильной и неизбывной страсти расчет бывает сильнее чувств. Павликовски снова с удивительной точностью и убедительностью воссоздал атмосферу эпохи. Его нынешняя работа более мелодраматична, чем предыдущая, но в жюри самого престижного кинофестиваля планеты сидят не бездушные люди — в Канне Павликовски отметили призом за лучшую режиссуру.

«Три лица» Джафара Панахи — четвертый фильм, снятый иранским режиссером после того, как кино ему на родине снимать запретили, обладатель приза Каннского кинофестиваля за лучший сценарий. Как и в предыдущей картине, «Такси», Панахи — снова в кадре, снова за рулем, но на сей раз он не колесит по Тегерану, а отправляется в горы с актрисой Бехназ Джафари. Кинозвезда получила по мейлу видео от девушки, якобы совершившей самоубийство из-за запретов родни учиться в консерватории, и Панахи с Джафари хотят разобраться, что в селе, живущем по строгим патриархальным правилам, произошло на самом деле. «Три лица» построены на контрастах, на дивном сочетании благ технического прогресса и догматического мракобесия. Постером картины могло бы стать изображение лежащих рядом айфона и маленького красного мешочка, в котором один из жителей деревни хранит крайнюю плоть своего сына. Он просит гостей зарыть мешочек во дворе старинного дворца — тогда парень наверняка станет архитектором.

Награжденное Золотой пальмовой ветвью «Семейное дело» Хирокадзу Корээды (в российской версии «Магазинные воришки», в японском оригинале «Семейство магазинных воришек») произвело неоднозначное впечатление. Корээда снял свой фильм в отстраненной бытописательской манере, не расставляя акценты. История одной старухи, трех взрослых людей и двух детей, живущих одной семьей и промышляющих мелким воровством, необычна не только своей эстетикой, но и идейным содержанием. «Цеховое» родство здесь оказывается важнее кровного, самым близким может стать человек, научивший плохому, а тот, кто, казалось бы, не имеет понятия о морали, проявляет чудеса самопожертвования. В общем, Восток по-прежнему дело тонкое, особенно Дальний.

А теперь снова Ближний. Получивший несколько призов на фестивале в Роттердаме фильм Муаяда Алаяна «Донесения о Саре и Салиме» напоминает о том, что палестинец и еврейка не пара, не пара, не пара. Ладно бы просто трахались в машине как нормальные люди, но какого черта он потащил ее с собой в Восточный Иерусалим и оставил без присмотра? Любовники попадают под колпаки спецслужб, попытки уладить проблемы приводят к тому, что они разрастаются, как снежный ком. Характерно, что в фильме Алаяна три из четырех фигурантов любовного квадрата ведут себя довольно паршиво, и лишь беременная жена Салима являет собой образец чести, достоинства и следования моральным принципам. Политики в этом почти нет, но если покопаться, то можно найти.

«Сейчас они помирятся и пойдут вместе бить евреев». Эта циничная шутка пришла мне в голову после «Оскорбления» Зиада Дуэри, построенного на конфликте между коренным ливанцем-христианином Тони и понаехавшим палестинским беженцем-мусульманином Ясиром. Оба — мужики с характером, на компромисс идти не захотели, в результате мелкая бытовая ссора превратилась сначала в судебное разбирательство, а потом в идеологическую войну национального масштаба. Дуэри, как и большинство людей искусства, склоняется к левым взглядам, но акценты в своей картине он расставил максимально аккуратно; и ливанцы, и палестинцы могут посчитать ее как своей, так и вражеской. «Оскорбление» вошло в оскаровский шорт-лист лучших фильмов на иностранном языке.

Туда же попала еще одна ближневосточная лента — «Фокстрот» Шмуэля Маоза, автора «Ливана», взявшего в 2009-м венецианского «Золотого льва». Израильский фильм сделан хитро, он состоит из двух частей, связь между которыми проясняется только в финальном эпилоге. Формально — это история о превратностях судьбы, выкидывающей иногда совсем уж дикие коленца: родителям солдата сообщили о его гибели, потом оказалось, что произошла ошибка, но сутки спустя солдат действительно погиб. В то же время «Фокстрот» — это семейная драма о подспудных отцовских, сыновних и супружеских чувствах, в которых любовь иногда граничит с ненавистью, а под видимым уважением скрывается неприязнь, переходящая в презрение. Есть в «Фокстроте» и свойственные Маозу политические мотивы пацифистского толка, из-за которых в Израиле к фильму отнеслись весьма неоднозначно.

Об одном из фильмов секции хочется сказать отдельно.

Черная дыра: «Донбасс»

В игровом кино Сергей Лозница начинал с жестких реалистических драм, но потом стал дрейфовать в сторону не менее жесткого фарса. В эстетическом плане «Донбасс» наследует одному гротескному эпизоду в недавней «Кроткой», но теперь в такой манере снят весь фильм, от начала до конца. Единого сюжета в картине нет, она состоит из разрозненных эпизодов, по цепочке связанных друг с другом через движение персонажей, а также объединенных местом и временем действия. Там этот хронотоп называют «ДНР» и «ЛНР». У нас — временно оккупированными территориями.

Сцена издевательств над украинским пленным из картины Сергея Лозницы «Донбасс»

Ключевые слова, характеризующее то, что происходит в захваченной части Донбасса, это фейк, обман, беспредел. Фильм начинается с постановки телесюжета об обстреле украинскими войсками мирных городских кварталов. Дальше чиновник вешает лапшу на уши работникам больницы, у которых украли гуманитарную помощь: оказавшись жертвами одного мошенника, люди охотно верят следующему. Потом военные командиры отжимают у парня машину — против грубой силы приема нет. Самая фарсовая в ленте сцена свадьбы — это уже чистый Босх, там уродец на уродце и уродцем погоняет.

Те, кто не уродцы, выглядят на экране бледными тенями, безликой массой — например, той, что ютится в не приспособленном для жизни подвальном бараке. Характерно, что индивидуальными чертами в «Донбассе» наделены только мерзавцы: приличных людей в этом гиблом месте не осталось. Лозница изображает Донбасс как зону всеобщей деградации и тотального расчеловечивания. Это-то и смущает. Дегуманизация — прием надежный, но то, что естественно для пропаганды, не всегда хорошо для искусства.

Иногда Лознице просто трудно поверить. Расстрел всех участников фейковой постановки, закольцовывающий композицию картины, кажется не только чудовищным, но и бессмысленным. Да, нынешняя реальность такова, что в своем безумии порой превосходит самые дикие фантазии, и все-таки когда к дегуманизации прибавляется демонизация, получается чересчур. Такое художественное сообщение при всей разнице правды жизни и правды искусства само становится похожим на фейк.

На Каннском кинофестивале «Донбасс» принес Лознице приз за лучшую режиссуру. Картина сильная и страшная, спорить тут не о чем. Но мне никак не отделаться от мысли, что кино с подобным посылом могли снять там у них про здесь у нас. Сам режиссер в одном из недавних интервью говорит о своей беспристрастности: «Я старался не занимать ничью сторону. Точнее так: я на стороне людей, человека. Я говорю о том или показываю то, что меня возмущает, поражает, тем не менее я не хочу диктовать свою позицию зрителю, не хочу отнимать у него право на собственное суждение». Составить собственное суждение о «Донбассе» можно будет начиная с 18 октября, когда лента выйдет на украинские экраны.

Скоро на экранах: «Гала-премьеры»

Дебютный фильм 30-летнего американца Элайджи Байнума «Жаркие летние ночи», рассказывающий о застенчивом юноше, который в начале 1990-х взялся торговать наркотиками на Кейп-Коде, можно разделить на две части. Первая — ироническая, там веселый карнавал, игра со стереотипами, тотальная стилизация и пародия, достигаемые при помощи обаятельных, сугубо кинематографических приемов. Во второй — героя ждет неминуемая расплата, комические мотивы сменяются трагическими, лента сбивается на дидактику с патетикой и заметно притормаживает. В целом рекомендую: в конце июля фильм Байнума вышел в украинский прокат.

Картина Гаса Ван Сента «Не волнуйся, он далеко не уйдет» — нетипичный для американского режиссера байопик. Его герой — Джон Каллахан, парень из Орегона, который, будучи наполовину парализован после пьяной автокатастрофы, нашел в себе силы переменить судьбу и стал популярным карикатуристом. Вообще за такое кино общество анонимных алкоголиков должно поставить Ван Сенту памятник — реклама получилась будь здоров. Тем, у кого принципы позитивного мышления и миссионерские эскапады вызывают тошноту, ленту каннского лауреата смотреть необязательно. К счастью, нездоровое морализаторство у Ван Сента уравновешивается здоровым цинизмом и отменным черным юмором. Еще одно достоинство фильма — блестящая актерская работа Хоакина Феникса, перевоплотившегося из смазливого красавчика в побитого жизнью паралитика. С 30 августа «Не волнуйся, он далеко не уйдет» будут показывать в украинских кинотеатрах.

«Человек, который убил Дон-Кихота» Терри Гиллиама — история с длинной бородой клинышком, точь-в-точь как у рыцаря печального образа. Культовый британский режиссер задумал снимать фильм о великом чудаке из Ла-Манчи еще 28 лет назад, возвращался к этой мысли в 2006-м, но смог воплотить давнишнюю мечту только теперь. Его картина — это кино о том, как снимают кино про то, как когда-то снимали кино. В центре всей этой залихватской путаницы — Адам Драйвер, примеряющий на себя сразу несколько ролей, причем иногда вопреки собственной воле. Зрелище, как обычно у Гиллиама, получилось феерическое. Кстати, пусть вас не смущает обманчивое название: Дон Кихота нельзя убить, Дон Кихот бессмертен. Собственно, о том и фильм, который выйдет в прокат 13 сентября.

Асгар Фархади в отличие от своего соотечественника Панахи репрессиям на родине не подвергается и свободно снимает в Европе. На этот раз он сделал фильм в Испании со звездами Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус, а в героях у него в кои-то веки нет никаких восточных иммигрантов. «Все знают» — картина о том, что тесные семейные связи дело не только хорошее, но и плохое: когда родственников слишком много и они слишком близко, любое тайное становится явным; ну и в большой семье, как известно, не без урода. Фархади всегда снимал психологические драмы с острыми нравственными проблемами, и в нынешней ленте все это есть, но внимание привлекает прежде всего детективный сюжет с похищением девочки-подростка, к чему причастен кто-то из своих. «Все знают» участвовал в основном конкурсе Канна, но остался без наград. В нашем прокате он будет с 4 октября.

Пенелопа Крус и Хавьер Бардем, звездная пара из фильма Асгара Фархади «Все знают»

Гаспар Ноэ продолжает эпатировать почтеннейшую публику. Автор жуткой «Необратимости» и скандальной «Любви» снял «Экстаз», основанную на реальных событиях ленту о том, как в 1996 г. на вечеринке танцевальной труппы кто-то подмешал в вино кислоту, после чего дискотека превратилась в дикую оргию с разнузданными плясками, драками, прилюдным сексом и парочкой летальных исходов. По существу в этом одном предложении содержание картины французского режиссера описано исчерпывающе. Фильм получился жесть и улет, главная мысль при его просмотре — когда уже все это кончится? Премьера экстатического кошмара в Украине намечена на 11 октября.

Теперь перейдем к программе Международного конкурса. Она в этом году оказалась довольно сильной и относительно ровной. Провальных картин не было вообще, хороших оказалось немало, а один из фильмов я бы без преувеличения назвал выдающимся. Радует, что у жюри о нем сложилось такое же мнение.

Конкурс:

шестеро снизу

Название: «Башня. Ясный день»

Режиссер: Ягода Шельц

Страна: Польша

Жанр: синефильская деструкция

Оценка зрителей: 3,1

Оценка обозревателя: 3,0

В каждой фестивальной программе должно быть свято место для творческого эксперимента, которое никогда не бывает пусто. В Международном конкурсе ОМКФ-2018 его заняла польская «Башня. Ясный день». Она начинается как реалистическая семейная драма и обещает внятный конфликт между сестрами, одна из которых стала приемной матерью для дочери другой. Однако ближе к финалу в ленте Шельца щелкает какой-то тумблер, персонажи начинают пачками сходить с ума, и в последние четверть часа на экране творится невразумительное черт-те что. Критики предположили, что это такой Апокалипсис. Зрители пожали плечами и выдали «Башне» самую низкую оценку.

Название: «Три с половиной»

Режиссер: Дарья Гайкалова

Страны: Индия, Украина

Жанр: сентиментальная драма

Оценка зрителей: 4,1

Оценка обозревателя: 3,0

Три части, три героя, три возраста, три эпохи, три атмосферы — и на все это одна квартира, сперва бомбейская, потом мумбайская — у них там тоже города переименовывают. «Три с половиной» — экзотическая копродукция с украинским режиссером Дарьей Гайкаловой (в фестивальном буклете она почему-то значится как Дар Гай), саундтреком из украинских народных песен и неумирающим духом украинского поэтического кино, который, оказывается, веет, где хочет, даже в Индии. Впрочем, поэзия в картине Гайкаловой доминирует только в третьей, самой трогательной части, там, где про двух нежно любящих друг друга старичков. В первой мальчик без дня рождения (29 февраля в индийском календаре нет) и проститутка, которая притворяется девственницей (удачный бизнес-проект). В целом кино вышло милое, но скучноватое и невыразительное.

Название: «Стикс»

Режиссер: Вольфганг Фишер

Страны: Австрия, Германия

Жанр: маринистская драма

Оценка зрителей: 4,2

Оценка обозревателя: 3,5

А как все круто начиналось! Когда Рике, мореход-одиночка, обнаружила в Атлантическом океане недалеко от берегов Сенегала терпящее бедствие судно с беженцами и вытащила на борт полуживого подростка, а тот, оклемавшись, потребовал, чтобы она, вопреки приказу береговой охраны, отправилась спасать остальных, и в ответ на отказ столкнул ее в воду... В общем, «Стикс» мог стать крутой аллегорией о драматических отношениях западной цивилизации с афро-азиатским иммигрантским нашествием, но Фишер, снимавший, по его собственным словам, всего лишь приключенческое кино, свой шанс упустил. Получилась картина об отважной, отзывчивой и самоотверженной женщине; тоже ничего, но масштаб не тот.

Название: «Дорога грома»

Режиссер: Джим Каммингс

Страна: США

Жанр: ироническая драма

Оценка зрителей: 4,1

Оценка обозревателя: 3,5

Фильм о плаксивом копе, изрядном придурке, который устраивает идиотские пляски на похоронах матери, произносит нелепые монологи, за две секунды переходя с истерического визга на язык полицейского протокола, и вообще ведет себя как психически нездоровый человек. Непонятно, как такого взяли в полицию, но режиссер картины утверждает, что копы в Штатах такие же люди, как все, бывает и хуже. Каммингс сам написал сценарий и сам снял фильм, в котором сам сыграл главную роль. Местами это смешно, но очень уж однообразно. Судя по сияющей улыбке Каммингса на пресс-конференции, самым довольным зрителем «Дороги грома» тоже является он сам.

Название: «Поророка»

Режиссер: Константин Попеску

Страны: Румыния, Франция

Жанр: драма

Оценка зрителей: 3,2

Оценка обозревателя: 3,5

Румынская «новая волна» продолжает заливать фестивальные экраны. Лента Попеску — это долгие диалоги, камера, то танцующая на плече, то бесстрастно статичная, куски по 10—15 минут без единой монтажной склейки и жуткий натурализм финальной сцены с чудовищным по жестокости и бессмысленности убийством. История о том, как после загадочного исчезновения пятилетней Марии ее родителями медленно и неостановимо овладевает безумие, сама по себе интересна, да и снята небанально, но потратить на нее два с половиной часа своего драгоценного времени согласились бы немногие. За небанальность киноязыка жюри отметило «Поророку» специальным дипломом.

Название: «Парижское образование»

Режиссер: Жан-Поль Сивейрак

Страна: Франция

Жанр: психологическая драма

Оценка зрителей: 3,6

Оценка обозревателя: 3,5

Молодые интеллектуалы, съехавшиеся на учебу в Париж из разных уголков Франции, снимают свои первые короткометражки, устраивают первые публичные выставки, веселятся на вечеринках, много курят, много спят друг с другом и переживают первые творческие кризисы, которые для некоторых становятся последними. Еще они очень много разговаривают, и это главная беда ленты Жана-Поля Сивейрака, из которой можно было бы сделать симпатичный аудиоспектакль. Кинематографа здесь маловато, но когда он все-таки прорывается сквозь ожесточенные споры о Новалисе, Тарковском и Макроне, получается недурно. «Парижское образование» — картина парня, который пробился в кино, о парне, который этого сделать не смог. Режиссеру фильма уже 54, хотя кажется, что ему от силы лет 30, и это его скромный дебют.

Конкурс:

шестеро сверху

Название: «Вулкан»

Режиссер: Роман Бондарчук

Страны: Украина, Германия, Монако

Жанр: социальная драма

Оценка зрителей: 4,0

Оценка обозревателя: 4,0

Машина миссии ОБСЕ глохнет, шофер Лукас идет искать помощь, а когда возвращается, автомобиля как не бывало. Поплутав по окрестностям, Лукас оказывается в доме дядьки по имени Вова, который пытается объяснить упрямому чужестранцу правила местной жизни. Это не Киев, это, сынок, унылая приазовская степь, пресловутое Дикое поле — пропащее место, эдакий город Зеро. Правду искать бесполезно, по-честному жить невозможно, только всякой хитростью, а еще поди отсюда выберись. Симпатичная лента Бондарчука уже завоевала призы на нескольких международных фестивалях, но в Одессе она, к сожалению, наград не получила.

Название: «Хрусталь»

Режиссер: Дарья Жук

Страны: Беларусь, Германия, США, Россия

Жанр: социальная драма

Оценка зрителей: 4,4

Оценка обозревателя: 4,0

Еще одна лента из постсоветского пространства и времени, на сей раз это Беларусь 1990-х. Кругом развал и бедность, предприятия выдают зарплату продукцией, в данном конкретном случае хрусталем, продвинутые мальчики читают Кастанеду и танцуют под техно, предприимчивые девочки пытаются получить американскую визу. Фильм минчанки Дарьи Жук и по сюжету, и по киноязыку, и по художественному уровню похож на картину Бондарчука. Как ни странно, именно он получил высший зрительский балл и был удостоен Гран-при фестиваля. Похоже, значительная часть аудитории почувствовала, что это фильм не только про Беларусь 1990-х, но и про Украину 2010-х.

Название: «Девочка»

Режиссер: Лукас Донт

Страна: Бельгия

Жанр: психологическая драма

Оценка зрителей: 4,2

Оценка обозревателя: 4,0

Роль Лары (слева) из фильма «Девочка» принесла Виктор Польстеру награду за лучшую актерскую работу

Когда все ушли, Лара оставила дверь открытой, вызвала скорую и взяла в руки ножницы, чтобы отрезать себе член. Фраза может показаться нелепой, если не учесть, что 16-летнюю Лару, мечтающую о карьере балерины, совсем недавно звали Виктором, и что она (или еще он?) готовится к операции по перемене пола. Первая половина фильма на удивление бесконфликтна. Все относятся к Ларе трепетно и бережно, ни дома, ни в балетном училище проблем не возникает, но это до поры до времени. Психологически точная, но слегка пресноватая лента Донта к концу взорвалась вышеописанной сценой, от которой по залу пошла волна тихих вскриков. Фрейд бы плакал: вместо описанной им пресловутой зависти к пенису тут имеет место всепоглощающая к нему ненависть. Сыгравший Лару Виктор Польстер справедливо получил приз за лучшую актерскую работу.

Название: «Важиб» («Обязательство»)

Режиссер: Аннемари Ясир

Страны: Палестина, Франция, Колумбия, Германия, ОАЭ, Катар, Норвегия

Жанр: психологическая драма

Оценка зрителей: 4,3

Оценка обозревателя: 4,0

Абу Шади с приехавшим из Италии сыном (он тоже Шади, но еще не Абу) развозит по домам родственников и друзей пригласительные на свадьбу дочери — таков палестинский обычай, по почте нельзя. Абу Шади — человек умеренный, чтит традиции, склонен к компромиссам, ради пользы дела готов приврать. Шади уже во многом европеец, старые правила его раздражают, на родину он возвращаться не хочет, при этом он левак и радикал, в Италии с такой позицией куда проще, чем в контролируемой Израилем Палестине. Споры между отцом и сыном то разгораются, то затихают, и неизвестно, к чему они в результате приведут, к примирению или к разрыву. Добротная психологическая драма Аннемари Ясир заняла третье место в зрительском голосовании.

Название: «Перелетные птицы»

Режиссер: Кристина Гальего, Сиро Герра

Страны: Колумбия, Дания, Мексика

Жанр: индейский латино-вестерн

Оценка зрителей: 4,3

Оценка обозревателя: 4,5

Однажды в Колумбии, в конце 1960-х, в далеких от цивилизации местах, где растет густая забористая трава, индейский парень посватался к индейской девушке. Старейшины племени затребовали богатый выкуп, и влюбленный, чтобы добиться своего, решил продавать марихуану охочим до этого дела заезжим гринго. Так началась печально знаменитая колумбийская наркоторговля, которая принесла местным племенам фантастически быстрое обогащение и жесточайшую междоусобную войну, в которой победителей не осталось. Яркий и эффектный фильм-притча Кристины Гальего и Сиро Герры, рассказывающий о том, к чему приводит пренебрежение вековыми традициями и правилами племенного общежития, в борьбе за Гран-при уступил «Хрусталю» всего 0,05 балла. Честно говоря, обладателем главного приза я видел именно его.

Название: «Жалость»

Режиссер: Бабис Макридис

Страны: Греция, Польша

Жанр: притча

Оценка зрителей: 3,9

Оценка обозревателя: 5,0

Для героя ленты Бабиса Макридиса «Жалость» главным смыслом жизни становится страдание

Бабис Макридис в 2012-м взял Гран-при «Молодости» с мучительным для зрителей экспериментальным фильмом «Л». К счастью, «Жалость», вторая картина греческого режиссера, оказалась на порядок сильнее. Герой ленты, жена которого после автокатастрофы находится в коме, становится объектом сочувствия окружающих, что доставляет ему ни с чем не сравнимое наслаждение. Когда жена неожиданно выходит из комы и поток сочувствия прекращается, герой предпринимает отчаянные попытки вернуть чувство жалости к себе, единственному и любимому. Ради этого чувства он готов на самые дикие поступки, вплоть до тех, о которых догадливые читатели только что подумали. Отлично снятая, стилистически безупречная, исполненная упоительного черного юмора картина принесла Макридису призовой дубль: награды за лучший фильм и за лучшую режиссуру. Главным триумфатором ОМКФ-2018 следует считать именно его.

Разное

Два слова о Национальном конкурсе полнометражных фильмов. Никон Романченко растянул свою короткометражку «Тера» до 70 минут; в результате первые полчаса можно понаблюдать за работой кондитерской фабрики, что начисто отбивает желание смотреть дальше — а дальше там про парня в АТО, переставшего отвечать на мамины звонки.

В фильме Марыси Никитюк «Когда падают деревья» семь трупов, четыре соития, две драки, один пожар, одна белая лошадка, пропадающая то в норштейновском тумане, то в рязановских обетованных небесах, и, что характерно, ни одного упавшего дерева, а вообще для дебюта в полном метре вышло совсем неплохо.

Приз за лучшую режиссуру получила Тоня Ноябрева — она сняла «Героя моего времени», местами смешную, а в целом непритязательную комедию о парне из провинции, приехавшем покорять Киев.

Документальный Gogol Doc Алисы Павловской я пропустил. Также документальную «Дельту» Александра Течинского о жизни Вилково, «украинской Венеции», я тоже посмотреть не смог — и, конечно же, лучшим украинским полнометражным фильмом назвали именно ее.

Поскольку для открытия выбрали кино подчеркнуто авторское, фильмом-закрытием сделали беспросветно зрительское. «Освобожденные» Пьера Сальвадори — типичная французская полицейская комедия с густо перчеными шутками, дурацким сценарием и сильно похудевшей Одри Тоту в качестве главной звезды. К утреннему пресс-показу этого фильма коллеги отнеслись адекватно: в 1250-местном зале Фестивального дворца собрались всего два-три десятка журналистов.

Следующий Одесский международный станет юбилейным, и организаторы наверняка постараются сделать его особым, запоминающимся. Обычно, когда ожидается что-то интересное, в социальных сетях пишут: «Запасайтесь попкорном». К ОМКФ это не относится: здесь показывают кино, с которым сей ужасный продукт несовместим.

ЛАУРЕАТЫ ДЕВЯТОГО ОДЕССКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

«Золотой Дюк» за вклад в киноискусство: Ада Роговцева

«Золотой Дюк» за вклад в киноискусство: Жаклин Биссет

Гран-при: «Хрусталь», реж. Дарья Жук

Лучший фильм: «Жалость», реж. Бабис Макридис

Лучший режиссер: Бабис Макридис

Лучшая актерская работа: Виктор Польстер, «Девочка»

Специальное упоминание жюри: «Поророка», реж. Константин Попеску

Лучший украинский полнометражный фильм: «Дельта», реж. Александр Течинский

Лучший европейский документальный фильм: «Домашние игры», реж. Алиса Коваленко

Лучший украинский короткометражный фильм: «В радости, и только в радости», реж. Марина Рощина

Лучшая актерская работа в Национальной конкурсной программе: Анастасия Пустовит, «Когда падают деревья»

Специальное упоминание жюри: «Связь», реж. Жанна Озирна

Специальное упоминание жюри: «Про Марка Львовича Тюльпанова, который разговаривал с цветами», реж. Дана Кавелина

Диплом FIPRESCI за лучший украинский полнометражный фильм: «Дельта», реж. Александр Течинский

Диплом FIPRESCI за лучший украинский короткометражный фильм: «Магнитная буря», реж. Игорь Ганский

Специальная награда жюри за лучший европейский фильм: «69 минут из 86 дней», реж. Эгиль Ларсен

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Названы первые победители Одесского кинофестиваля-2018

Лучшим украинским полнометражным фильмом ОМКФ стала документальная лента...

В Одессе стартовал международный кинофестиваль

13 июля в Одесском академическом театре оперы и балета состоялась церемония открытия...

Александр Роднянский, как настоящий мужчина, сдержал...

Меценат и кинопродюсер Виталий Богданов заявляет: Александр Роднянский, как настоящий...

Завершил работу VIII Одесский кинофестиваль

В этом году «Золотого Дюка» за вклад в развитие киноискусства получили польский...

Объявлены победители международного кинофестиваля в...

Работа украинского режиссера не встретила понимания у зрителей и жюри конкурса

Загрузка...

Слово задело

Финальным аккордом вечера памяти стала драма о Стусе «Жизнь не для всех», снятая...

Слава хип-хопа

15-й сезон танцевального ТВ-шоу So You Think You Can Dance («Думаешь, ты умеешь танцевать?»)...

Принцесса на телугу

День украинской независимости в Индии отметился прорывом. В кинопрокат в стране, где...

На «Прямом» канале начинается новый сезон — сезон...

14 новых ток-шоу: о криминале и ежедневной безопасности, правах потребителей,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка