Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

01 Сентября 2020 0

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30 августа состоялся допремьерный показ в Николаеве, 3 сентября – премьера в Киеве.

А с 10 сентября прокат фильма, посвященного жизни монастыря Дохиар на горе Афон, начинается в сети кинотеатров «Планета Кино» (Киев, Харьков, Одесса, Днепр, Львов, Сумы).

Прежде чем попасть на большие украинские экраны, лента была представлена в программе Международного фестиваля православного кино «Покров», международного кинофестиваля PÖFF (Эстония), кинофестиваля «Окно в Европу» (Россия).

Автором идеи и продюсером фильма выступил протодиакон Александр Плиска, режиссером – Александр Запорощенко, для которого лента стала режиссерским дебютом.

На создание фильма протодиакона Александра вдохновило регулярное продолжительное пребывание в монастыре Дохиар – по три месяца в течение десяти лет – и общение с ныне покойным игуменом монастыря Григорием (Зумисом).

А вот про что фильм получился – тут в разных интервью расходятся даже создатели. Игумен Григорий является центральной фигурой, и, по отзывам близко знавших его людей, фильм достаточно точно передает его внутренний мир. Но полотно гораздо масштабней и достаточно широкими мазками показывает рабочую и молитвенную жизнь монастыря в целом.

На предпремьерном показе в Николаеве его создатели отметили, что фильм можно снять о каждом из присутствующих – «каждый человек прекрасен, каждый человек замечателен, о каждом можно снять фильм». Но для этого нужно суметь рассмотреть то, ради чего и стоит творить. В случае же с Афоном вопроса «как рассмотреть» не возникало. Режиссер фильма Александр Запорощенко рассказывал, что сомнения – почему именно Афон – отпали в первый же его приезд туда.

Описывать фильм достаточно непросто. Тут нет сюжета; мы видим панораму сменяющихся сцен. Вот вечернее закрытие монастыря; вот рыбная ловля; вот постриг в монахи; тут помогают выжить котятам, а вот настоятель ухаживает за собаками. Монашеское уединение сменяется потоком паломников. Красивейшие пейзажи горы преобразовываются тяжелейшим трудом – иначе, как говорит в фильме игумен Григорий, от монастыря давно осталась бы лишь груда камней, которая напоминала бы проплывающим мимо, что когда-то тут была обитель Дохиар.

Кино создавалось в течение четырех лет, начиная с 2015 года. Такая протяженность поясняется тем, что создатели фильма максимально вживались в жизнь обители, посильно участвуя в труде и молитвах. Ряд эпизодов представляют собой съемки от первого лица – в процессе строительных работ. За годы работы удалось завоевать доверие монахов и проводить съемки даже в тех местах, куда обычно паломники не попадают. В итоге происходит максимальное погружение в жизнь монастыря.

Но это и может создать проблемы для восприятия. Авторы фильма заявляли, что снимают кино «для посвященных и для непосвященных». Но следует признать, что с восприятием фильма у «непосвященных» (в самом широком смысле слова) могут возникнуть проблемы. Особенно в том случае, если попытаются вписать непривычную для себя реальность в привычные логические схемы. Как минимум первые минут двадцать придется делать над собой усилие – но не потому, что фильм скучный или неинтересный, а потому что переносит в совершенно иную реальность.

Одной из духовных проблем, которая прямо затрагивается в фильме, является готовность отходить от своей воли ради чего-то более высокого. Вот и в случае с фильмом приходится сперва принять его в целом. Не торопиться делать выводы – а попытаться максимально воспринять увиденное на экране. И вот тогда из калейдоскопа сцен неожиданно сложится вполне цельное впечатление.

Фильм откровенен, реалистичен, далек от прямолинейной дидактики. И это вызывает доверие. По совокупности можно охарактеризовать его как достаточно интересное и самобытное явление.

Для погружения в атмосферу лучше всего выделить полтора часа на поход в кинотеатр. Впрочем, после окончания проката в кинотеатрах ожидается, что фильм будет доступен в интернете.

Джанни Родари: когда сказка реальней самой реальности

Волшебный голос Джельсомино оказывается сильнее и силы денег, и силы пропагандистской...

Приглашение переоценить жизнь

Суета жизни и узость кругозора меняют свои объекты, но не свою суть

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Главный мистик XX века. К дню рождения Михаила...

За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...

Протест для небожителей

Украинская арт-среда и индустрия развлечений протестует против действий Кабмина,...

Рафаэль Санти – человек, победивший тьму

Обрушившаяся на человечество пандемия коронавируса вконец нарушила и всю его...

Ван Гог. «Ирисы» и «куст сирени»

Все мы помним работы Ван Гога, написанные в период болезни и глубокой депрессии, –...

Прощай, Спартак!

«Спартак» пробил самую настоящую «брешь» -- осмелевшие после десятилетия...

«Папик» «95 квартала»

«Папик» поднимает кинопроизводство студии «95 квартал» на качественно...

«Поругание Христа»: одну из самых дорогих картин едва...

Найденную картину признали национальным достоянием Франции

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка