Левой, левой

№42(838) 20—26 октября 2017 г. 17 Октября 2017 5

Может ли один пианист заменить собой целый оркестр, причем играя только левой рукой? Вполне. Если речь идет о французском исполнителе Максиме ЗЕКИНИ.

Максим Зекини

Концерт знаменитости, который популяризирует «однорукую» игру, а вместе с тем скрупулезно вскрывает внушительный музыкальный пласт крайне редко звучащих сочинений, написанных только для левой руки, состоялся 10 октября в Национальной филармонии в Киеве.

В программу Зекини включил как переложения известных музыкальных номеров для левой руки (в оригинале они исполняются традиционным способом), так и произведения, написанные композиторами специально для соло-воплощения.

Блестяще была исполнена великолепная «Фантазия» Шарля Алькана, современника Листа и Шопена, виртуоза, чьи музыкальные опусы считанные разы услышишь на концертах — из-за исполнительских трудностей. Ощущение того, что по клавиатуре «летают» обе руки Зекини, было полнейшим. Но нет, правая покоилась на колене музыканта, и ни один палец на ней не дрогнул.

Интересен выбор этого композитора еще и тем, что у Алькана есть «Интродукция, вариации и Финал» (второй номер из его «Трех этюдов») — написанные только для правой руки-соло (в концертной практике подобное из разряда исключительных экспериментов).

Конечно, невозможно представить такую специфическую программу без включения в нее двух красивейших пьес Александра Скрябина для левой руки — «Прелюдии» и «Ноктюрна». Написаны обе вещи, объединенные в один опус в 1894 г., можно сказать, вынужденно, исходя из неблагоприятных обстоятельств. Скрябин, с детства проявлявший недюжинный талант пианиста, который с годами только расцвел, в это время разучивал сложнейшее произведение — фантазию Листа по мотивам моцартовской оперы «Дон Жуан». Полностью погрузившись в изучение музыкального полотна, он переиграл правую руку и не мог ею полноценно работать почти год.

Зекини исполнил Скрябина чудесно.

Во втором отделении программы прозвучала необычная интерпретация арии Нормы Casta Diva из одноименной оперы Беллини. В трактовке французского артиста она получилась в выпукло романтическом стиле — что-то в духе Шопена или Шумана.

Геза Зичи

Но самым неожиданным вышел концерт Мориса Равеля — им французский пианист завершал свое выступление. Это знаменитое сочинение для фортепиано (для левой руки) и оркестра. Оно написано по заказу искусного австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, который на фронтах Первой мировой войны потерял правую руку. Для любого другого пианиста инвалидность стала бы приговором. Но только не для этого сильного духом человека. Тем более имевшего перед глазами вдохновляющий пример — венгерского аристократа, ученика Ференца Листа, пианиста Гезу Зичи, поражавшего публику — несмотря на физические увечья — своим мастерством.

С завидным упорством Витгенштейн разрабатывал единственную руку, делал переложение известных сочинений для одной руки, сотрудничал с композиторами, обогащая свой репертуар.

Так, именно для Витгенштейна, эмигрировавшего перед Второй мировой в США, концерты для фортепиано с оркестром написали Равель, Рихард Штраус, Сергей Прокофьев (правда, он не услышал свое творение — его исполнили уже после смерти композитора), Бенджамен Бриттен (Diversions), уроженец Харькова Сергей Борткевич, Эрих Корнгольд.

Пауль Витгенштейн

Концерт Равеля для левой руки занимает особое место — он как раз исполняется довольно часто. Но Максим Зекини и тут усложнил задачу — он сделал транскрипцию сочинения, оставшись единственным исполнителем.

Интересно, впрочем, что за несколько дней до киевского концерта француз выступал на сцене запорожской филармонии. И там он играл равелевский концерт в оригинальном виде — с оркестром под управлением Вячеслава Реди. А в столице парижская знаменитость осталась с публикой один на один.

Очень удачное прочтение классики: Зекини удалось продемонстрировать цельный образ за счет постоянной педальной поддержки, когда звуки накладываются один на другой, составляя угасающие аккорды (имитируя звучание не одного, а нескольких инструментов), отменной техники в пассажах и мощных созвучий.

Публика именитого и невероятно обаятельного гостя отблагодарила за прекрасный вечер горячими аплодисментами. На бис тому пришлось сыграть четырежды. Бисировал он уже двумя руками, выбрав мелодии, что на слуху у каждого любителя кино. Например, известную тему Мишеля Леграна из фильма «Шербургские зонтики».

Максим Зекини — весьма титулованный музыкант: исполнитель и композитор. Закончил две консерватории — в Лионе и Париже, совершенствовал мастерство в знаменитой фортепианной академии Incontri col Maestro в Имоле (Италия). В разные годы становился лауреатом международных конкурсов, получал поддержку от различных культурных фондов, стипендии. Огромным и, безусловно, ценным вкладом этого пианиста в фортепианный мир стал последовательный труд над репертуаром для левой руки.

Он не просто его исполняет в концертах (а их множество по всему миру), но и записывает лучшие образцы на диски, пополняя уникальную фортепианную антологию произведений для левой руки (а это без малого 600 работ). Всего в такой коллекции будет 10 дисков, пока вышли шесть.

Оттого и было так досадно, что приезд музыканта такого уровня прошел практически незаметно для киевлян. Пустых кресел в зале было предостаточно.

В связи с этим хочется обратить внимание публики на то, что концерты музыкантов со звучными именами, по крайней мере в Киеве, проходят довольно часто. Пример тому — афиша Национальной филармонии. Так что оценить искусство талантливых и чутких интерпретаторов совсем не трудно.

Концертов только французских пианистов, которые проходят при поддержке посольства и Французского института, как и в случае с Зекини, в ближайшее время будет два.

30 октября в Доме актера (Ярославов Вал, 7) выступит очень интересная франко-тоголезская исполнительница Джесси Мебуну (она уже играла перед столичными слушателями) с программой «От барокко до авангарда». Кстати, в ее репертуаре имеются и сочинения украинских мэтров, например, Валентина Сильвестрова.

Второй концерт состоится 16 ноября уже на сцене филармонии. Вместе с виолончелистом Яном Левьонуа сыграет одаренный Гийом Венсан. Правда, пока у пианиста лишь один сольный альбом с прелюдиями Рахманинова, выпущенный несколько лет назад. Но у него еще все впереди — он так молод.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Ярослава Кравченко: «Дикий — это территория свободы»

Стало ясно, что рекламировать все подряд я не могу, что продукт, который я продвигаю,...

Акценты на пять «Сезаров»

С нынешнего четверга в отечественном прокате «До свидания там, наверху», фильм...

Культурный интернационал

1968 год повысил градус протестных движений в Европе. Почему он важен для Украины...

Майские музы

Национальная опера, Ольга Бессмертная, репертуар в мае

Дневник его семьи

В конце XIX в. в этом камерном, теперешнем музейном зале была бильярдная, после революции...

Загрузка...

Без вариантов

В прошлую пятницу, 20 апреля, в столице состоялась торжественная церемония вручения...

Маевка со вкусом

«Никогда не говори «никогда» — эту фразу стоит напомнить режиссеру,...

Погружение в тень

Мысль о том, что графика это особый, глубоко психологический вид искусства, требующий и...

Украинцы едут в Кельн

Ярмарка KÖLNER LISTE, с участием украинских художников пройдет с 20 по 22 апреля в Кельне...

В студии ток-шоу «Касается каждого» прозвучало...

Лучший способ борьбы с теми, кто угрожает и запугивает – обращение в полицию и...

Папа Кароль

Видео на YouTube, где знаменитая песня Луиса Фонси Despacito сыграна на баяне и бандуре,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка