Левый марш

№24(823) 16 -- 22 июня 2017 г. 14 Июня 2017 0

Подборку Oscar Shorts-2017, вышедшую на прошлой неделе в украинский прокат, составили пять короткометражных фильмов — финалистов последнего «Оскара». Все пять родом из Европы, в большинстве из них доминируют леволиберальные настроения.

Франция, Венгрия, Швейцария, Испания, Дания — такова география нынешнего оскаровского шорт-листа. Как обычно, в подборке короткого метра оказались разноплановые фильмы, снятые преимущественно молодыми режиссерами, только начинающими свой путь в кинематографе. Кое-кто из них даже отсутствует на всезнающем сайте «Кинопоиск» — впрочем, он все равно заблокирован в Украине в свете непримиримой борьбы с коварной российской пропагандой. Перефразируя Ленина, важнейшим оружием против ихнего кино является наш цирк. Если не знаете, как обойти блокировку, обращайтесь, подскажу.

Звездой подборки Oscar Shorts 2017 стала Джейн Биркин, сыгравшая главную роль в фильме «Женщина в поезде»

У кого чего болит, тот о том и говорит. У Франции болит полицейско-чиновничий произвол, от которого страдают безвинные арабские иммигранты. Венгрию беспокоит наследие тоталитарного режима на уровне методики школьного образования. В Швейцарии, похоже, нет никаких проблем, кроме адаптации старшего поколения к специфике современного постиндустриального мира. В жаркой Испании даже на парковках строгого режима найдутся место и время для романтических отношений. А в Дании добрые женщины так страдают от чувства вины по отношению к африканским нелегалам, что готовы снять с себя последнюю рубашку — как в переносном смысле, так и в прямом.

Альманах начинается с мрачноватой камерной картины «Внутренние враги» французского режиссера арабского происхождения Селима Аззизы. Ее герой, этнический француз средних лет, родившийся в Алжире и исповедующий ислам, в 1996 году подает документы на получение французского гражданства, однако вместо ожидаемого мирного собеседования ему устраивают суровый допрос с целью выявления связей с мусульманскими террористами. При этом используемые дознавателем методы выглядят совершенно иезуитскими, присущими государству скорее тоталитарному, чем демократическому. Ограничив себя в изобразительных средствах, большую часть экранного времени оставляя персонажей наедине в замкнутом пространстве кабинета, Аззиза мастерски выстраивает диалоги и замечательно поддерживает напряжение, однако пафос его ленты вызывает некоторые сомнения. Особенно в свете бесконечной череды терактов, совершаемых во Франции радикальными исламистами.

Совсем другая тональность у выигравшего оскаровскую гонку венгерского фильма «Все вместе» Криштофа Деака. Он о том, как девочку берут в школьный хор, а петь не позволяют. Учительница музыки считает, что у новенькой не слишком хороший голос, поэтому пусть только открывает рот и не издает ни звука. Оказывается, в самом демократичном школьном хоре Венгрии таких детей добрая треть, так что его громкие победы в государственных конкурсах построены на элементарном вранье. Разобравшись в ситуации, отзывчивые и смелые юные хористы устраивают авторитарной училке-обманщице оригинальный демарш. Все это замечательно, вот только финал картины получился искусственным и чересчур умильным. С другой стороны, для «Оскара» такая умильность в самый раз.

Ленту Тимо фон Гунтена «Женщина и поезд» можно считать в некотором роде исключением — в ней сыграла настоящая звезда. Правда, лучшие времена Джейн Биркин давно позади, снимается она сейчас нечасто, но имя есть имя. В швейцарско-французской картине Биркин играет Элизу, пожилую ретроградку, обитающую в домике прямо у железнодорожных путей и каждый день машущую флажком экспрессу Цюрих—Париж, который проносится мимо нее на скорости 300 километров в час. Как ни странно, машинист поезда умудряется заметить восторженную, как девочка, бабушку, начинает писать ей записки и швырять в Элизин садик (так и хочется сказать элизиум), бандерольки с головками сыра. Мораль фильма простодушно-незатейлива: старость это тоже радость, а получать удовольствие от жизни никогда не поздно. Особенно если вы — Джейн Биркин.

Обладатель каннской Золотой пальмовой ветви 2016 года «Таймкод» испанца Хуанхо Хименеса — самый короткий и самый остроумный фильм альманаха. Его герои — смотрители платной подземной парковки, молодые мужчина и женщина, которые, сменяя друг друга, перекидываются лишь парой дежурных слов. Благодаря случайному инциденту они начинают оставлять друг другу танцевальные послания на камерах видеонаблюдения. Поскольку оба делают это так, словно посещают студию современной хореографии, то быстро достигают взаимопонимания, и начальству приходится искать новых сотрудников. Жаль, что фильм Хименеса не оставили на десерт, потому что последняя картина сборника несколько портит общее впечатление.

Завершают альманах «Тихие ночи» Аске Банга. В нем датчанка Ингер, работающая волонтером в ночлежке «Армии спасения», влюбляется в ганийца Кваме, который всеми правдами и неправдами, не гнушаясь в том числе и воровством, добывает деньги для оставшейся на родине жены и трех детей. Добрая самаритянка Ингер, преисполнившись чувством вины, этим новым бременем белого человека, готова не только простить Кваме подлость и обман, но и отдать ему все свои сбережения. Боюсь, после фильма Банги, многие зрители, считавшие себя толерантными либералами, внезапно поняли, что на самом деле они отпетые консерваторы и чуть ли не расисты.

Oscar Shorts можно посмотреть не только в Киеве, но также в Виннице, Днепре, Запорожье, Львове, Мариуполе, Одессе, Полтаве, Сумах и Харькове.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Левой, левой

Может ли один пианист заменить собой целый оркестр, причем играя только левой рукой?...

Три Софии

Одинаковый набор красок и холсты одного размера, 12 художников, три недели и три...

Воспрянет арт людской

«Впредь неизменно поставлять нежинские огурцы к царскому столу в Петербург»,...

Трижды семь

Для многих режиссеров, вполне успешно проявивших себя в полнометражном кино, короткий...

Загрузка...

Планета Соловьяненко

85-летие со дня рождения прославленного певца -- первого из советских теноров, которому...

Это вам не Петрушка

Этот хорватский актер с двадцатилетним опытом, сыграв овечку в кукольном спектакле,...

Cпешите увидеть лапендулу

«Колесом смерти» этот хитроумный аппарат называют не зря. Его создатель разбился...

Улисс нашего времени

Зимой прошлого года в Киеве появился Дикий театр

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка