Макдонах в антураже

№9—10 (856) 2—8 марта 2018 г. 27 Февраля 2018 0

С 27 февраля по 5 марта в столичном кинотеатре «Киев» проходит восьмой по счету фестиваль американского кино «Независимость». В его программе семь игровых и двенадцать документальных фильмов, а в списке режиссеров выделяются имена двух корифеев авторского кино — Мартина Макдонаха и Пола Томаса Андерсона.

Дэниел Дей-Льюис и Вики Крипс в фильме Пола Томаса Андерсона «Призрачная нить»

Пожалуй, такой сильной подборки американских независимых в Киеве еще не было. Четыре из семи игровых лент фестиваля имеют оскаровские номинации, причем две поборются за звание лучшего фильма года, а один считается в этой борьбе чуть ли не главным фаворитом. Речь о картине «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» ирландца Мартина Макдонаха, уже получившей более 70 (!) призов всевозможных фестивалей и премий, среди которых «Золотой глобус» Голливудской ассоциации иностранной прессы. Особый интерес вызывает и новая работа Пола Томаса Андерсона «Призрачная нить», заметно отличающаяся по манере от его предыдущих картин.

Имена остальных режиссеров не столь звездные, но фильмы у них все как на подбор симпатичные. Характерно, что ленты Шона Бейкера, Джона Кэрролла Линча, Джеймса Франко и Дастина Гая Дефы вряд ли можно считать комедиями в чистом виде, но фильмы каждого из них сняты с отменным чувством юмора. Седьмая игровая картина «Независимости», «Реальный Рокки» Филиппа Фалардо с Наоми Уоттс, Элизабет Мосс и Лив Шрайбер, рассказывает о подлинной истории боксера, ставшего прототипом героя Сильвестра Сталлоне. Этот фильм я посмотреть не успел, а вот об остальных шести могу рассказать более подробно.

Показанный на открытии фестиваля «Проект «Флорида» Шона Бейкера повествует о матери-одиночке Хелли и ее шестилетней дочери Муни, живущих в дешевом мотеле с претенциозным названием «Волшебный замок» по соседству с местным Диснейлендом. Хелли (Бриа Винайте) — веселая татуированная девица с тяжелым характером, перебивающаяся случайными заработками от перепродажи краденого до проституции. Муни (Бруклин Принс) тоже та еще штучка, она постоянно подбивает своих друзей-сверстников на шалости, которые вряд ли можно назвать невинными. Среди прочих персонажей выделяется управляющий мотелем Бобби в исполнении Уиллема Дефо, номинированного на «Оскар» за лучшую роль второго плана.

Уиллем Дефо сыграл свою роль замечательно, и все же главной звездой «Проекта «Флорида» стала шестилетняя Бруклин Принс

Возможно, «Проект «Флорида» несколько простодушен; особенно это касается сказочного эскапистского финала, в котором Диснейленд выполняет функцию этакого спасительного детского рая. Зато у ленты Бейкера есть одно неоспоримое достоинство, которое с лихвой перекрывает недостатки. Такую блестящую работу с маленькими актерами еще поди припомни, все дети «Флориды» демонстрируют в кадре поразительную, прямо-таки запредельную естественность. Впрочем, сам Бейкер утверждает, что его заслуги в этом невелики. Что следует прежде всего отдать должное Бруклин Принс, самому талантливому ребенку-актеру, которого он когда-либо встречал.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха — самая крупная жемчужина «Независимости». Младший из братьев Макдонах, давно уже ставший культовой фигурой в Старом Свете, теперь покоряет Америку. Особая прелесть в том, как именно он это делает, ибо «Три билборда» обманывают зрительские ожидания и разрушают жанровый канон. Поначалу все симпатии на стороне Милдред (Фрэнсис Макдорманд): ее дочь изнасиловали и убили, а преступники так и не были найдены. Однако по мере развития сюжета железобетонная правота Милдред дает одну трещину за другой. Оказывается, что добро и зло, даже на американском Среднем Западе — понятия весьма и весьма относительные.

По существу в фильме Макдонаха нет ни одного сугубо положительного или чисто отрицательного персонажа. Никто полностью не прав, все в чем-то виноваты, этическая головоломка не имеет однозначного решения, а требование справедливости и жажда мести может привести к еще большей катастрофе, нежели та, что уже случилась. Характерная деталь: открытые финалы нередко раздражают, при помощи глубокомысленных многоточий режиссеры, как и писатели, иногда умывают руки, но неопределенность в концовке «Трех билбордов» кажется единственно возможной. О том, сколько «Оскаров» достанется фильму Макдонаха, мы узнаем уже на этой неделе.

Если ирландец снял кино про Америку, то почему бы американцу не сделать фильм про Англию? Действие «Призрачной нити» Пола Томаса Андерсона происходит в пятидесятые годы прошлого века, его герои — британский модельер Рейнольдс Вудкок (Дэниел Дей-Льюис) и бойкая официантка Альма (Вики Крипс), постепенно прибирающая жизнь мастера кройки и шитья к своим умелым рукам. Да, Рейнольдс — тиран и деспот, педант и привереда, убежденный холостяк, фанатично преданный своей работе, но устоят ли все эти ненадежные орудия против страшной силы собственнической женской любви?

«Призрачная нить» не «Горькая луна», битва мужского и женского начала у Пола Томаса Андерсона не приводит к столь трагическому результату, как у Романа Полански. Тем не менее даже в неожиданно камерной, по-английски сдержанной ленте американского режиссера есть свои занятные эффекты. Укрощение строптивого кутюрье происходит медленно, но неуклонно, причем сильный и слабый не раз меняются местами. Совсем уж замечательно, что для достижения великой цели годятся самые разные средства, вплоть до подмешанных в омлет ядовитых грибов. Кто бы мог подумать, что именно они способны стать главным залогом грядущего семейного счастья.

Поскольку вы ни за что не спутаете Мартина Макдонаха с его старшим братом Джоном Майклом, а Пола Томаса Андерсона с его коллегами-однофамильцами Уэсом и Роем, то актера Джона Кэрролла Линча и режиссера Дэвида Линча уж тем более перепутать не сможете. Как ни странно, повод для путаницы имеется: в картине, о которой пойдет речь, первый переквалифицировался из актеров в режиссеры, а второй поступил ровно наоборот. В фильме «Счастливчик», режиссерском дебюте Джона Кэрролла Линча, его знаменитый однофамилец сыграл небольшую роль. А вообще эта лента — бенефис, триумф и завещание исполнителя заглавной роли, Гарри Дина Стэнтона.

Дэвид Линч и Гарри Дин Стэнтон в фильме Джона Кэрролла Линча «Счастливчик»

Герой картины — 90-летний старик с отменным здоровьем, заядлый курильщик, невозмутимый острослов, обаятельный циник с нежной душой и ветеран, на минуточку, еще Второй мировой войны. Впервые в жизни упав в обморок, Счастливчик, опять-таки впервые в жизни, задумывается о смерти, о бренности как собственной, так и всего сущего. Впрочем, на то он и Счастливчик, чтобы подобные мысли получались не слишком мрачными, чтобы тщете бытия всегда можно было противопоставить простодушную улыбку. Однако же, кино это что-то одно, а реальность что-то совсем другое: 91-летний Стэнтон ушел из жизни в сентябре прошлого года, за две недели до выхода фильма в американский прокат.

Как и Томми Вайсо в «Комнате», Джеймс Франко в «Горе-творце» выступил и режиссером, и исполнителем главной роли

Лавры самой смешной ленты фестиваля определенно достанутся «Горе-творцу» Джеймса Франко, проследившего историю создания одного из худших фильмов всех времен и народов. Печально знаменитая любовная драма «Комната» была снята в 2003 г., а ее автор Томми Вайсо до сих пор остается загадочной личностью. Откуда взялся в Голливуде этот туповатый романтик со вздорным нравом, дурацкими замашками, кошмарным акцентом и внешностью киношного Дракулы, где он добыл шесть миллионов долларов, потраченных на съемки своего чудовищно бездарного фильма, не известно никому, в том числе его лучшему другу и коллеге Грегу Сестеро, по мотивам книги которого Франко и снял свое кино.

Ну а самой незатейливой картиной «Независимости» следует признать ленту Дастина Гая Дефы «Человек человеку» (в украинском переводе «Один до одного»). Она состоит из трех параллельно развивающихся и никак не связанных друг с другом новелл, герои которых — простые жители Нью-Йорка: коллекционер виниловых пластинок, которому продали подделку, журналистка-стажер, невольно способствующая раскрытию преступления, школьница, запутавшаяся в своих душевных и сексуальных предпочтениях. Коллизии в фильме Дефы смазаны, до полноценного художественного высказывания он не дотягивает, но в целом картина получилась милой и трогательной.

Расписание сеансов фестиваля можно узнать на сайте кинотеатра «Киев»: www.kievkino.com.ua

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Жадан в кусках

С 8 ноября в прокате самый долгожданный украинский фильм года

Марися Нікітюк: «Читання рятує від депресії,...

Марися Нікітюк розповіла «2000» про свою мрію щодо скачування книжок прямо в мозок

Любовь с барьерами

Поговорим о любви. Книжные обозрения «2000» обращаются к этой теме редко, да и в...

Владимир Гришко: мирного неба над головой и всегда с...

Известный украинский тенор на концерте ко дню рождения «Интера» вспомнит...

«Ныне героев нет, а есть только убойный скот и мясники...

Трудно найти человека, который если и не читал «Похождения бравого солдата...

Загрузка...

Украинское кино для глобального зрителя

В сентябре в Украинском киноклубе Колумбийского университета стартовал...

Руки в трюки

Постановщики «Шоу гигантских фонтанов» по максимуму усложнили работу...

Древоугодие

О том, что муралы приобрели в нашей стране повальную популярность, говорит тот факт,...

Государственное киноделие

Ощущение такое, что министра, как свадебного генерала «запустили в кино» для...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка