Марк Бровун: «Выигрывать нужно при явном преимуществе»

№16 (411) 18 - 24 апреля 2008 г. 18 Апреля 2008 0

В Донецком музыкально-драматическом театре не боятся экспериментировать и постоянно удивляют зрителей. Ныне полным ходом идет подготовка к первому в Украине мюзиклу на национальном материале, в то время как собираются документы для присвоения театру статуса «национальный». Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью корреспонденту «2000» поведал художественный руководитель и генеральный директор Донецкого академического украинского музыкально-драматического театра МАРК БРОВУН.

«Власть устраивало двоевластие в театре...»

— Марк Матвеевич, руководитель театра — это призвание или профессия?

— Кто может быть худруком? Недавно этот вопрос журналисты адресовали народному артисту Богдану Ступке, человеку, которого я безгранично уважаю и уже много лет знаю. Он ответил: «Художественным руководителем может быть человек, который не ставит спектаклей, но любит артистов и имеет художественный вкус».

Как показывает практика, не всегда главный режиссер — это успешный руководитель театра. Однажды я был в российском театре, где главный режиссер народный артист, лауреат многих премий. Но вот оказия: в его театр не ходили. В чем причина? Он мечтал поставить всего Островского и на тот момент наполнил театральный репертуар на 75% пьесами этого, безусловно, гениального автора. Но было ли это нужно зрителю и театру?..

Чтобы иметь театр узкого направления, надо жить в Москве. Там сотни театров и каждый работает в своей нише. А когда живешь в областном центре, такой репертуарной политики не может быть. Ведь театр содержится за счет налогоплательщиков, и он должен максимально удовлетворять их эстетические потребности.

Так вот тот режиссер был в ситуации, а худрук должен быть над ситуацией. В противном случае это будет экспериментальный театр. Поэтому директор — это профессия, а художественный руководитель — в большей степени призвание.

«Зрителя не завлечешь хорошим коньяком...»

— Какие театральные ниши ныне свободны в Донецке?

— В областном центре успешно работает театр оперы и балета. Есть у нас театр кукол для самых маленьких зрителей. Свою нишу отрабатывает и театр юного зрителя. Также в регионе представлен русский драматический театр. Есть филармония и ансамбль «Донбасс».

Действительно, в Днепропетровской области гораздо больше театров. Но для такой области, как наша, это разумная достаточность.

— Донецкая муздрама в лидерах по посещаемости и кассовым сборам...

— Действительно, загрузка залов почти 85%. Это один из самых высоких показателей по Украине. Средний же показатель посещаемости украинских театров — около 40%. Но для нас высокие экономические показатели — не самоцель, а производное от творчества.

— Как удается совмещать высокое искусство с высокими экономическими показателями?

— Если произведение сделано на высоком художественном уровне, то зритель будет приходить и голосовать за него деньгами. А если постановки неинтересны, то, сколько бы в театре ни было и дорожек, люстр, классного коньяка по доступным ценам в буфете, зритель не будет ходить на спектакли.

Зрительский успех зависит от суммы слагаемых. Интересно ли репертуарное предложение? Какой художественный уровень спектаклей? Насколько тепло зрителей принимают в театре? Часто ли выходят премьеры?

— И какой репертуар?

— В действующем репертуаре театра порядка 30 спектаклей. В нем поровну постановок украинской, мировой классики и современной драматургии. Все спектакли, кроме русской классики, идут на украинском языке — такова репертуарная политика.

Визитная карточка театра — «Энеида» Котляревского. Режиссеру, народному артисту Виктору Шулакову, удалось по-своему оригинально поставить поэму, сохранив ее национальную самобытность, за что он и стал лауреатом Национальной премии им. Тараса Шевченко.

Еще мы гордимся такими постановками, как «Наталка-Полтавка» Котляревского, «Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко, «Зелье» Кобылянской, «За двумя зайцами» Старицкого, «Любовь в стиле барокко» Стельмаха.

Что до мировой классики, то на ура идут «Милый друг» Мопассана, «Полоумный Журден» Булгакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Ромео и Джульетта» Прокофьева по Шекспиру. А из современных авторов популярен «Скандал в «Гранд-опера» Людвига.

— Марк Матвеевич, расскажите о новинках.

— Зрительскую любовь завоевал мюзикл по киносценарию Билли Уайлдера «В джазе только девушки». Эта постановка получила гран-при фестивалей «Театральный Донбасс» и «Мельпомена Таврии». Также среди новинок — комедии «Боинг-Боинг» и «Плачу вперед!..»

— Есть спектакли, рассчитанные на узкий круг зрителей?

— Мы ставим такие спектакли на малой сцене. Это, например, «Контрабас» Патрика Зюскинда, поставленный режиссером Аркадиным-Школьником — дает возможность заглянуть в ранимую душу музыканта. Этот спектакль — крик души человека, для которого музыкальный инструмент становится одновременно и другом, и врагом, смыслом жизни и тяжким бременем.

Еще есть экспериментальные постановки: «Кто боится Вирджинии Вулф?» Олби, «Вивисекция» Коломийцева. Эти сложные произведения интересуют ровно то количество зрителей, которое способна вместить малая сцена.

«Грузинский «Ричард Третий» меня потряс»

— В последнее время много говорят о том, что некоторые книги нельзя трогать. Мол, постановка выйдет блеклой копией...

— Когда мы читаем — каждый сам себе режиссер. Наше воображение рисует картины, с которыми ассоциируется написанное автором. Порой чувствуем какие-то запахи, персонажи могут напоминать того, кого вы когда-то видели. Это ваше воображение — и это ваша постановка! Ваши персонажи!..

Когда же смотрите спектакль на сцене, видите тех, кого предлагает вам режиссер. Художник поместил их в какие-то декорации. Мелодия в спектакле может не совпасть с вашими представлениями. Возможно, актер трактует образ как-то неожиданно для вас. Вы этого персонажа представляли другим. В итоге зритель или воспринимает то, что ему предложили, или нет.

Я больше люблю читать. Поскольку доверяю своему воображению. Но и с удовольствием смотрю многие спектакли.

— А смотрели спектакли-потрясения?

— Главное потрясение театральной жизни — «Ричард III» Шекспира в постановке грузинского режиссера Роберта Стуруа. Я смотрел этот спектакль в театре им. Леси Украинки на гастролях грузинского театра. Тогда под впечатлением снял наушники с переводом с грузинского...

Еще нравится пьеса Эдварда Радзинского «Продолжение Дон-Жуана». На Малой Бронной в постановке Анатолия Эфроса, которого я знал и уважал, это было нечто! На роль Дон-Жуана он пригласил Андрея Миронова. Сганареля играл Лев Дуров. А Донну Анну — народная артистка Ольга Яковлева. Ее мужем был Александр Коневский.

К потрясениям также могу отнести и спектакль «Дон-Жуан», который шел на сцене нашего театра благодаря стараниям известного актера и режиссера Михаила Козакова.

Это действительно был спектакль европейского уровня. Мы его показывали много лет подряд. Когда на прощальном спектакле на авансцену вышел Козаков, театр разрывался от аплодисментов. А он снял парик и прочитал стихотворение Давида Самойлова «Старый Дон-Жуан». Тогда я подумал, что стены театра вот-вот рухнут.

«Зрители не хотят уходить после спектаклей»

— Из репертуара муздрамы мне нравились «Деревья умирают стоя» и «Поминальная молитва». Почему их нет в афише?

— В сентябре прошлого года ушел из жизни выдающийся актер, народный артист Геннадий Горшков. А народная артистка Евгения Воробьева вышла на пенсию. Это была блистательная пара. Под них и ставились оба спектакля.

— На кого донецкая публика ходит сегодня?

— Популярны заслуженный артист Украины Андрей Романий, Михаил Кришталь, Константин Бабанин, Валентина Гаркуша, Андрей Бориславский и другие. Наши артисты привыкли, что зал практически всегда полон, что есть контакт со зрителем. Поэтому они и выкладываются на все сто, играют с эмоциональным накалом...

— Всегда ли вы довольны их игрой? Часто ли бросаете из зала «Не верю»?

— У нас по-другому. За каждым спектаклем закреплен творческий работник, отвечающий за его качество. Каждый раз составляется отчет, который подписывают три специалиста. Замечания бывают разные. Неверно подана реплика. Не так выполнена мизансцена. Или актер поправился — на диету пора садиться.

«Музыканты и танцовщики — не гарнир к спектаклям»

— Некоторые вменяют вам в вину балетные и оперные постановки. Мол, в шахтерской столице есть профессиональный театр оперы и балета...

— Постановки театра оперы и балета — это классические постановки. У нас другой балет. Балет в большей части не на пуантах, а в русле современной хореографии. Это дополняющие друг друга творческие направления. Да, одна и та же музыка, но подача и хореография абсолютно разные. Сейчас в Донецком музыкально-драматическом театре танцуют 12 балетных пар.

Следующий момент. Когда музыканты с консерваторским образованием постоянно сидят в оркестровой яме, это неправильно. Такого не должно быть и с рано уходящими на пенсию танцовщиками балета. Эти люди — не гарнир к музыкально-драматическим спектаклям! Иногда им надо дать возможность посолировать. У нас в оперной постановке играет живой оркестр. Я мечтаю, чтобы этот оркестр вышел на сцену и дал полуторачасовой концерт.

— Как рождалась оперная постановка?

— Стоя спиной к телевизору, я услышал музыку зарубежного композитора, которого не очень люблю. Повернулся, чтобы выключить. И удивился: оперу пели мультперсонажи. Я присел и не мог оторваться — так интересно было! Боже мой, какая динамика, экспрессия... Как они поют... Опера, которую мы поставили на сцене, отчасти является тем, что творили на экране рисованные персонажи. Я ведь хотел, чтобы исполнители на сцене не стояли, а двигались, танцевали, жили.

— О чем еще мечтаете?

— Я хотел бы руководить высокопрофессиональным театром, где работают интеллигентные люди, у которых хорошие творческие отношения и общность целей...

— А что, в муздраме этого нет?

— Есть, но не в той степени, в какой мне хотелось бы. Я достаточно критически отношусь к художественному уровню того, что мы делаем. Кто-то скажет, что у нас много зрителей. Я отвечу, что меня не удовлетворяет то, как зрители ходят в наш театр. Большую часть людей приводят специалисты службы по организации зрителей. Но вместе с тем Донецкий музыкально-драматический театр, как считают специалисты, несколько лучше других.

О творческих планах. Хотим выпустить мюзикл на основе национального материала. А потом поставим драму по Ремарку «Три товарища»...

Справка

Марк Бровун — художественный руководитель и генеральный директор Донецкого академического украинского музыкально-драматического театра, депутат Донецкого областного совета, председатель комиссии по культуре, духовности и поддержке средств массовой информации. Женат. Есть сын, дочь и внук.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Смотреть и думать: наиболее ожидаемые умные фильмы...

Мировые и отечественные режиссеры постарались на славу, теперь главное, чтобы их труды...

Джедаи, герои и годзиллы: топ-10 самых ярких фильмов...

Все, что нужно знать о 2019-м тем, кто хочет «попкорна и зрелищ» на большом экране

Один белый, другой черный

C 24 января в прокате «Зеленая книга», обладатель «Золотого глобуса», лучший...

Три психа и один психиатр

 17 января в кинотеатрах можно посмотреть «Стекло», завершающий фильм трилогии...

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка