Мейнстрим, разбавленный артом

№31 (615) 3 – 9 августа 2012 г. 02 Августа 2012 0

Третий по счету Одесский международный кинофестиваль оставил двойственное впечатление. Зрительский ажиотаж, обилие звезд, душевная атмосфера, оригинальные идеи, десятки хороших фильмов и множество других достоинств, речь о которых пойдет ниже, не могут не радовать. В то же время заявленная организаторами концепция «арт-мейнстрима», которая выглядела сомнительной изначально, в результате такой и оказалась.

Виктории Тигипко есть чем гордиться. В 2012-м общее количество зрителей Одесского международного перевалило за 100 тыс. Перенос фестивального центра в помещение Театра музкомедии позволил резко увеличить аудиторию фестиваля и значительно улучшить его инфраструктуру. На многие вечерние сеансы все билеты были раскуплены заранее, не раз случались аншлаги. Оупен-эйры на Потемкинской лестнице и Ланжероновском спуске собирали сумасшедшее количество народу. Социальные сети продолжают полниться восторженными отзывами. В общем и целом фестиваль, безусловно, удался.

А теперь, при всей моей искренней любви к ОМКФ, позвольте капнуть в бочку меда немного дегтя. Все-таки арт-мейнстрим, о котором президент фестиваля вдохновенно рассказывала в интервью «2000» (№27—28 от 6—12 июля 2012 г.), довольно странная штука. В моем детстве объекты такого рода именовались смесью бульдога с носорогом. В отношении программы основного конкурса новая концепция ОМКФ дала результат, прямо противоположный намеченному: вместо сращивания арта с мейнстримом получилось четкое их разделение. Часть фильмов представляла собой чистый артхаус, причем очень разный по стилю и качеству. Часть относилась к массовому, развлекательному кино и особыми художественными достоинствами не обладала.

Примечательно, что самых высоких зрительских оценок удостоились картины, авторам которых удалось совместить содержательность и зрелищность. Речь о конкурсных баллах зашла не случайно: напомню, что с нынешнего года обладатель Гран-при ОМКФ определяется зрительским голосованием. Результаты его весьма показательны, поскольку характеризуют не только фильмы, но и самих зрителей. Впрочем, давайте начнем не с конкурсной программы, а с начала. А заодно и с конца.

Таланты из-за решетки

На церемонии открытия председатель международного жюри ведущий российский кинокритик Андрей Плахов рассказал любопытную историю. В 1989 г. киносмотр в Каннах начался необычным образом. На сцену поднялись 12 человек и объявили об открытии фестиваля на 12 языках. Соль в том, что все они были прямыми потомками Чарли Чаплина. На этом тогдашняя каннская церемония и закончилась: все гениальное просто.

До гениальной простоты всем нашим протокольным мероприятиям далеко, как до Канн, и Одесский фестиваль — не исключение. После феерического выступления Михаила Жванецкого, прочитавшего текст о том, как он якобы обиделся на организаторов, будто бы вовремя не пригласивших его на фестиваль («самое мерзкое чувство — это чувство благодарности», «другое дело обида — святое чувство!», «мне сладковата боль, я ковыряю пальцем ранку, я не даю ей зарасти», «вы что, не слышите, как я молчу?!», «опять стал благодарен — а было так мучительно приятно!»), пришел черед официальных лиц. И в самом деле, как же не дать слово президенту фестиваля, профильному министру, местному губернатору, местному мэру, которые произнесут приличествующие случаю казенные речи? Как не перечислить всех многоуважаемых фестивальных спонсоров?

Фильмом-открытием ОМКФ стала «Реальность» Маттео Гарроне, завоевавшая Гран-при нынешнего Каннского фестиваля. В ленте о том, как неаполитанский торговец рыбой сходит с ума на почве увлечения реалити-шоу, есть своя изюминка: Аньелло Арена, сыгравший главную роль, отбывает пожизненный срок за участие в мафиозной группировке и убийство троих людей. Не знаю, какой из Арены мафиози, но актер он потрясающий. Впрочем, по словам самого Гарроне, успех игры Арены был обусловлен тем, что он практически ничего не играл: Аньелло приходил в восторг от процесса съемки точь-в-точь как его персонаж был восхищен реалити-шоу.

Вообще театр, по всей видимости, — главное занятие заключенных итальянских тюрем строгого режима, что произвело решающее впечатление на жюри ведущих европейских кинофестивалей. «Золотого медведя» Берлинале в этом году присудили картине Паоло и Витторио Тавиани «Цезарь должен умереть» (ее тоже показали в Одессе), рассказывающей о любительской постановке «Юлия Цезаря» Шекспира опять-таки в итальянской тюрьме опять-таки строгого режима. Тенденция, однако.

На закрытии фестиваля продемонстрировали еще одну ленту, снискавшую каннские лавры, — «Долю ангелов» Кена Лоуча, получившую на Лазурном берегу приз жюри. Честно говоря, британская картина мне понравилась больше, чем обе итальянские вместе взятые. Фильм о бестолковом, но, в общем, порядочном шотландском парне с криминальным прошлым, который становится на путь истинный при помощи подруги, новорожденного сына, старшего наставника и бочки старинного виски, на редкость гармонично сочетает в себе черты социальной драмы и авантюрной черной комедии, избегая и чрезмерной дидактичности, и порочной легковесности. Очень обаятельное кино и одно из главных фестивальных впечатлений автора этих строк.

Вернемся к программе основного конкурса. На взгляд вашего обозревателя, представленные в ней фильмы можно разделить на две категории: «скорее хорошие, чем плохие» и «скорее плохие, чем хорошие». Начнем с первой.

Что такое хорошо

Гран-при фестиваля достался британской ленте
«Сломленные», в которой сыграл кумир
восторженных девушек Киллиан Мерфи

Название: «Сломленные»

Режиссер: Руфус Норрис

Оценка обозревателя: 4

Оценка зрителей: 4,69

Вот он, обладатель «Золотого Дюка» и 15 тыс. долл., фильм с участием звездных Тима Рота и Киллиана Мерфи, явный фаворит одесских зрителей, многие из которых во время финальной сцены, не стесняясь, рыдали вслух. Отношения между дюжиной персонажей запутаны донельзя, в них полным-полно лжи, ненависти, агрессии, насилия и психических девиаций, хотя, как ни странно, любви и преданности тоже хватает.

В силу трагического стечения обстоятельств главная героиня, больная диабетом 11-летняя девочка с милой кличкой Вонючка (Skunk), оказывается на грани гибели, и мистический эпизод, во время которого она выбирает между тем светом и этим, безусловно, — самый слезоточивый во всей конкурсной программе. У Норриса, маститого британского театрального режиссера, дебютировавшего в большом кино, получилась зрелищная картина, идеально соответствующая арт-мейнстримовой концепции. Художественных открытий в ней негусто, смысл ее трудно назвать вполне внятным, но зритель, млеющий от красавчика Мерфи и размазывающий по щекам слезы, на глубину содержания внимания не обращает.

Название: «Парад»

Режиссер: Серджан Драгоевич

Оценка обозревателя: 4

Оценка зрителей: 4,50

Вторым призером зрительских симпатий стал сербский трагифарс об организации гей-парада в Белграде. По иронии судьбы защищать шествие прежде ненавистных им гомосексуалистов берутся четверо друзей-громил из четырех стран, некогда составлявших единую Югославию: серб, хорват, босниец и македонец.

«Парад» — призыв к толерантности, причем по отношению не только к сексуальным меньшинствам, но и к любым прочим «другим», «не таким, как все». Примечательно, что это первый фильм, снятый совместно почти всеми киностудиями бывшей Югославии за последние 20 лет.

На пресс-конференции творческой группы «Парада» случился небольшой скандал: местная пожилая журналистка, словно сошедшая прямо с экрана, из сплоченных рядов нацистов-гомофобов, принялась истошно вопить, как она ненавидит «вонючих педиков и лесбиянок» и что лично она бы их всех расстреляла. К счастью, зрительская оценка картины свидетельствует о том, что подобную дикарскую реакцию можно считать редким исключением.

Очевидный минус ленты — жанровая разбалансированность: фарс в ней отдельно, трагедия отдельно. Тем не менее работа Серджана Драгоевича была отмечена специальной наградой жюри.

Название: «Песочный человек»

Режиссер: Петер Луизи

Оценка обозревателя: 4

Оценка зрителей: 4,47

Третье место по результатам зрительского голосования получил самый остроумный фильм конкурсной программы. В «Песочном человеке» за основу сюжета взята тема из сказки о Пиноккио. Только если у итальянского деревянного человечка от вранья вырастал нос, то из швейцарского парня Бенно, когда он лжет, сыплется песок. Как назло, помочь Бенно может только Сандра, хозяйка соседнего кафе, с которой его связывает сильное, да еще и взаимное чувство ненависти. Мало того, Бенно и Сандра снятся друг другу в любовных снах (как же они их потом ненавидят!), и именно в этих ненавистных грезах вязнущий в горах песка бедняга вынужден искать ключ к спасению.

При всем своем обаянии «Песочный человек» тоже не лишен недостатков — сюжетных ходов в нем чуть больше, чем следует, его не мешало бы слегка почикать бритвой Оккама с целью уменьшения количества сущностей. Возможно, именно этот недостаток привел к тому, что симпатичная лента Петера Луизи осталась в Одессе без наград.

Название: «Дева танцует до смерти»

Режиссер: Эндре Хулеш

Оценка обозревателя: 4,5

Оценка зрителей: 4,04

Не помню, кто сказал, что танцы, дети и животные — это гарантия успеха фильма. Детей и животных в ленте нет, зато танцев с лихвой, и меня, в отличие от жюри и зрителей, они подкупили.

Картина сценариста, актера и режиссера Эндре Хулеша, исполнившего одну из главных ролей, снята очень качественно — чувствуется, что участие в сотне голливудских проектов не стало для него зряшным. Собственно, о том и фильм. Противостояние двух братьев — постановщиков танцев — это по существу противоборство двух систем: безалаберной и попустительской восточноевропейской и жесткой западной, требующей от исполнителей безукоризненной техники и полной отдачи. Ментальная победа остается за героем Хулеша.

Этномюзикл «Дева танцует до смерти» покоряет залы Лондона, Парижа и Монреаля. Венгерская картина хороша, красочна, эффектна, но отчасти вторична — в связи с ней нельзя не вспомнить знаменитую «Кармен» Карлоса Сауры.

Название: «Все в нашей семье»

Режиссер: Раду Юде

Оценка обозревателя: 4,5

Оценка зрителей: 3,27

Один из лучших фильмов фестиваля получил самый низкий зрительский балл. Ничего удивительного — лента Раду Юде снята в характерной для современного румынского кинематографа сугубо реалистической, неброской манере, требующей от зрителя куда больших усилий, чем просмотр тех же «Сломленных». Подобно покорявшим Канны работам Кристиана Мунджиу (4 месяца, 3 недели, 2 дня) и Кристи Пую («Смерть господина Лазареску»), эта картина явно относится к арту, но никак не к мейнстриму. Главный ее фокус в том, что герой, поначалу вызывающий искреннее сочувствие, к концу фильма превращается в обезумевшего монстра, ради своих амбиций способного на грубую агрессию.

Боюсь, что с подобным поведением родных и близких, друзей и знакомых сталкивался каждый второй зритель, но в силу особенностей национального характера реакцией на такие фильмы у нас становится не эмпатия, а отторжение. К счастью, международное жюри оказалось более подготовленным и удостоило работу Юде специальным упоминанием «за свободу стиля и силу истории о повседневной жизни современной Румынии».

Название: «В тумане»

Режиссер: Сергей Лозница

Оценка обозревателя: 5

Оценка зрителей: 3,83

Обратите внимание на зрительскую оценку, недотянувшую даже до «четверки». Потребитель желает зрелищ, и камерная притча о верности, чести и покорности судьбе, снятая по замечательному военному рассказу Василя Быкова, душевного отклика у него не вызывает. Уверен, если бы вместо «В тумане» в программе оказалась какая-нибудь «Брестская крепость», изобилующая красивыми взрывами и душераздирающими сценами, ее оценили бы куда выше.

Да, возможно, новая лента Лозницы слегка холодновата и по силе эмоционального воздействия уступает его блестящей дебютной картине «Счастье мое», победившей на позапрошлогодней «Молодости». Однако по своему качеству лента «В тумане», отмеченная в нынешних Каннах наградой ФИПРЕССИ, на голову выше остальных конкурсных работ. И присуждение ей приза за лучший фильм, в отличие от некоторых других решений жюри, ни малейших вопросов не вызвало.

И что такое плохо

Название: «Кукольный дом»

Режиссер: Кирстен Шеридан

Оценка обозревателя: 2

Оценка зрителей: 3,34

Худший образчик артхауса, экспериментальная лента без четкого сюжета, зато с невыносимо претенциозной концовкой. Пятеро жлобоватых ирландских юношей и девушек забираются в богатый дом на берегу моря и за ночь превращают его в сущий хлев. При этом одна из девушек, которая неожиданно для остальных оказывается хозяйкой дома, еще более неожиданно оказывается глубоко беременной и тут же принимается рожать.

Идиотничанье актерской команды «Кукольного дома» оказалось настолько натуральным, что пораженное жюри присудило ей приз за лучшую актерскую работу.

Название: «Обычное дело»

Режиссер: Валентин Васянович

Оценка обозревателя: 2

Оценка зрителей: 3,98

Если решение жюри в отношении «Кукольного дома» еще можно как-то понять, то специальное упоминание «Обычного дела» — это полный нонсенс. Картину Васяновича отметили «за шаг к возрождению украинского кино», то есть исключительно за то, что она украинская. Других достоинств в фильме не наблюдается. Он насвозь фальшив и бездарен, причем вранье в нем начинается с изысканного украинского языка, на котором изъясняются все персонажи, включая конченых наркоманов.

Увы, для современного отечественного кинематографа подобная ситуация — обычное дело.

Название: «Последняя искра жизни»

Режиссер: Алекс де ла Иглесиа

Оценка обозревателя: 3

Оценка зрителей: 4,2

Испанская социальная сатира с элементами абсурда — о том, как пиарщик-лузер лежит на стройплощадке с железным штырем в башке и думает не о скорой смерти, а как бы подороже продать свое интересное положение падким на сенсации медиа. Грубоватый гротеск на грани китча наводит на мысли о том, что испанское кино, сильно ударившись об Альмодовара, так до сих пор и не оправилось. А также о том, что эпигоны всегда хуже, чем мэтры, которым они подражают.

Название: «Революция»

Режиссеры: Бенуа Делепин, Гюстав де Керверн

Оценка обозревателя: 3

Оценка зрителей: 3,66

Французский режиссерский тандем, специализирующийся на черных комедиях, снял кино о стареющем панке. Известный комик Бенуа Пульворд и мелкая дворняга, которую он титулует «панковской овчаркой», воистину прекрасны, все прочее скучно и невыразительно. При этом Делепину и де Керверну присудили награду за лучшую режиссуру. Удивительное рядом.

Название: «Голливудский мусор»

Режиссер: Фил Волькен

Оценка обозревателя: 3,5

Оценка зрителей: 3,71

А вот и по-настоящему зрительское кино, идеальный мейнстрим, никакого арта. Этакая сказка о рыбаке и рыбке на голливудский лад, милый посредственный фильм для отдыха и расслабления. Его основная ценность для ОМКФ — трехминутные камео Дэрил Ханны и Майкла Мэдсена (в реквизитах ленты они указаны первыми), которые дали повод заманить голливудских звезд в Одессу.

Название: «Последняя сказка Риты»

Режиссер: Рената Литвинова

Оценка обозревателя: 3,5

Оценка зрителей: 4,11

Продюсер Рената Литвина, сценарист Рената Литвинова, режиссер Рената Литвинова, в главной роли Рената Литвинова. Сопродюсер и автор песен, конечно же, Земфира Рамазанова. Рекомендуется поклонникам Ренаты Литвиновой (а также Земфиры Рамазановой), всем остальным можно не беспокоиться.

В «Последней сказке Риты» Литвинова сыграла Смерть, то есть в некоторой степени саму себя. Выморочное эстетское кино с упоительными абсурдными диалогами, благодаря которым фильм все-таки можно досмотреть до конца.

Показательная программа

Делать вывод о всей внеконкурсной программе на основании дюжины просмотренных фильмов, наверное, не вполне корректно, тем не менее другого метода, кроме такого вот индуктивного, у меня нет. Просматривая по четыре фильма в день, я старался выбрать лучшее из программ «Фестиваль фестивалей», «Новое российское кино», «Французская панорама», «Специальные события» и «Гала-премьеры». «Украинским национальным конкурсом» пришлось пренебречь — на него мне бы не хватило ни времени, ни душевного здоровья.

Большинство из просмотренных картин вполне можно отнести к категории зрительского кино. Если хотите называть это арт-мейнстримом, ради бога — фильмы-то хорошие, а иногда и очень хорошие. Например, недавно вышедшие в украинский прокат «Римские приключения» Вуди Аллена — ему вон уже 77-й идет, а он снимает по фильму в год, и один другого лучше. После Лондона, Барселоны и Парижа Аллен отправился в Рим и сделал волшебную иронично-пародийную картину с оригинальным названием To Rome with Love, действительно с любовью обыграв основные темы итальянского кинематографа.

Прекрасно «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, открывшее в этом году основной конкурс Каннского фестиваля и явившее пример того, как под маской жанрового кино — в данном случае иронической подростковой драмы — может скрываться глубокое философское содержание.

Обаятелен «Робот и Фрэнк» Джейка Шрейера, история дружбы старика — бывшего вора и робота-слуги, с чьей помощью он снова берется — исключительно в терапевтических целях! — за свое прежнее ремесло. С симпатией можно вспомнить и «Новую войну пуговиц» Кристофа Барратье. Пускай это римейк, причем довольно простодушный, но в определенном обаянии ему не откажешь.

Характерные образцы массового кино представила Россия. Залихватский «Духless», снятый по нашумевшему роману Сергея Минаева, оказался еще слабее литературного первоисточника. Тем не менее можно предсказать ему счастливую прокатную судьбу: фильм Романа Прыгунова так яростно клеймит образ жизни московских топ-менеджеров, что прямо-таки им восхищается.

Зять Никиты Михалкова Резо Гигинеишвили снял в мелодраматической комедии «Любовь с акцентом» жену Надежду и свояченицу Анну. Снял бы, небось, и шурина Артема, но тот как раз был занят в «Духlessе». «Любовь с акцентом» — фильм о том, что жизнь прекрасна и удивительна, своим веселым задором и необузданным юмором напоминает беззаботные мюзиклы, которые снимались в СССР в период развитого застоя.

Гораздо более приятное впечатление произвела грустная и добрая лента «Со мною вот что происходит», в которой использованы мотивы культовой «Иронии судьбы». Картина Виктора Шамирова, театрального актера и режиссера, чей дебют в кино состоялся на прошлогоднем Одесском фестивале, обозначает пропасть, которая пролегла между 1970-ми и 2010-ми — прежде всего в отношениях между близкими людьми.

Отдельного разговора заслуживает фильм Василия Сигарева «Жить», завоевавший ряд призов на нынешнем «Кинотавре». Собственно, разговор с Сигаревым уже состоялся — интервью с одним из самых ярких и в то же время мрачных молодых российских драматургов и режиссеров будет опубликовано в «2000» в одном из ближайших номеров.

Из немассовых фильмов нельзя не отметить «Любовь» Михаэля Ханеке, нынешнего обладателя каннской Золотой пальмовой ветви. Филигранная режиссерская работа, блестящая игра 81-летнего Жана-Луи Трентиньяна и 85-летней Эмманюэль Рива, глубокий и мучительный фильм об умирании и верности, безысходности и достоинстве. Вот только есть одно маленькое странное «но». В прошлом году на киевской «Молодости» в конкурсной программе показали фильм Рунара Рунарссона «Вулкан» — мало того что почти с точно таким же сюжетом, так еще и с абсолютно таким же финалом! Понятно, что о плагиате речь не идет, но, как в том анекдоте, осадок остался.

Фишки

У каждого фестиваля должны быть свои изюминки или, как теперь говорят, фишки. Главная одесская фишка — это, конечно, оупен-эйры, сеансы на открытом воздухе, собирающие многотысячные толпы зрителей. За всю Одессу я вам не скажу, на ОМКФ такие показы проходили каждый вечер, но те, что были помечены грифом «особые события», действительно представляли собой грандиозное зрелище. Речь об «Огнях большого города» Чарли Чаплина и «Земле» Александра Довженко.

Первый фильм был показан под аккомпанемент симфонического оркестра и предварялся беседой с Джеральдин Чаплин, рассказавшей множество интересных историй об отце, его вкусах, привычках и методах работы. Второй сопровождался как всегда удивительной музыкой энто-фолкгруппы «ДахаБраха», написанной специально для одесского показа. Свободных мест на ступеньках Потемкинской лестницы и Ланжероновского спуска не было.

 

Всех прочих фишек не перечислить. Это и встреча с главным провокатором мирового кинематографа Питером Гринуэем, который в очередной раз сообщил, что кино умерло, назвал журналистов существами низшего сорта и устроил эффектную перепалку с теми, кто позволил себе с ним не согласиться. И выступление «акына и бодисингера», иконы московской контркультуры Псоя Короленко со специальным песенным циклом, сопровождавшимся нарезкой из фильмов 1920-х гг. И, наконец, Черное море, в которое автору этих строк за всю фестивальную неделю удалось окунуться только раз, но ведь все-таки удалось...

Закрывая третий фестиваль, Виктория Тигипко сразу же анонсировала четвертый. Каким будет его концепция, еще неизвестно. Можно считать, что ОМКФ находится в творческом поиске, на четвертом году жизни это вполне естественно. Ошибки допустимы, если есть движение вперед, а повода сомневаться в наличии такого движения Одесский международный пока не давал.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Главный мистик XX века. К дню рождения Михаила...

За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...

Протест для небожителей

Украинская арт-среда и индустрия развлечений протестует против действий Кабмина,...

Рафаэль Санти – человек, победивший тьму

Обрушившаяся на человечество пандемия коронавируса вконец нарушила и всю его...

Ван Гог. «Ирисы» и «куст сирени»

Все мы помним работы Ван Гога, написанные в период болезни и глубокой депрессии, –...

Прощай, Спартак!

«Спартак» пробил самую настоящую «брешь» -- осмелевшие после десятилетия...

«Папик» «95 квартала»

«Папик» поднимает кинопроизводство студии «95 квартал» на качественно...

«Поругание Христа»: одну из самых дорогих картин едва...

Найденную картину признали национальным достоянием Франции

Олег Карамазов: «В новогоднем концерте «Интера» мы...

«Радуйся каждому дню, ведь мы можем говорить, любить друг друга. Я очень ценю жизнь и...

«Ирландец»: нити из прошлого

Если выразить впечатление от «Ирландца» одним словом, то это будет...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка