Миллион за украинку

№11 (899) 12 — 15 марта 2019 г. 13 Марта 2019 0

На прошлой неделе в прокат вышла «Гуцулка Ксеня», которую заранее называют лучшим фильмом нынешнего года. Карпатский этномюзикл Алены Демьяненко и впрямь не лишен обаяния — его обеспечивают многочисленные песни и танцы, ансамбль талантливых актеров, несколько симпатичных шуток и несравненные Dakh Daughters. Те, кто любит украинское кино за то, что оно украинское, на недостатки ленты охотно закрывают глаза. Людям с критическим складом ума сделать это труднее.

О манере, в которой сделана «Гуцулка Ксеня», можно судить по лицам Христины Федорак (Маричка) и Виталия Ажнова (Юро)

1939 год. Американский юноша украинского происхождения Яро Данилюк в сопровождении дядюшки Майка приезжает из Нью-Йорка в Карпаты, чтобы срочно найти себе невесту. Его богатый отец перед смертью оставил остроумное завещание, согласно которому Яро получит миллион долларов, но только в том случае, если возьмет в жены «свідому українку». У Майка свой интерес: если условие завещания будет выполнено, 10% суммы достанется ему. Компанию в поездке Майку и Яро составляют дальняя родственница старая мегера Хелен и ее романтичная молодая дочь Мери. Если Яро в положенный срок не женится, миллион уйдет им.

Майк нервничает: по Карпатам они катаются уже три месяца и до роковой даты осталась всего неделя. Яро перебирает харчами: гуцульские девушки, несмотря на ярко выраженную украинскую сознательность, впечатления на него не производят. Хелен настроена решительно и пытается помешать женитьбе Яро всеми правдами и неправдами. Мери на наследство глубоко плевать, она мечтает, чтобы ее украл какой-нибудь местный ковбой. В конце концов четверка добирается до горного пансиона «Говерла» в окрестностях Ворохты. Согласно преданию, в тамошних местах обитает Ксеня, девушка необыкновенной красоты и прочих исключительных достоинств. Уж она-то привередливого Яро равнодушным не оставит.

Сюжет фильма Алены Демьяненко основан на одноименной оперетте Ярослава Барнича, написанной 80 лет назад. Кроме Барнича, авторами песен, занимающих около половины экранного времени, значатся Тимур Полянский и фрик-кабаре Dakh Daughters. Заглавная композиция ленты — безусловный хит, в последние годы перепетый десятками исполнителей от ансамбля «Веселі музики» до Святослава Вакарчука. Именно с этого эффектного танго начинается фильм, и первые три минуты, чего уж там, заходят на ура. Если бы все прочие музыкальные сцены были сняты с таким же вкусом и тщанием, как эта, «Гуцулка Ксеня» и впрямь была бы шедевром.

Увы, авторам фильма не хватило то ли энтузиазма, то ли прилежания, то ли просто-напросто денег. Многие музыкальные эпизоды (в основном парные номера) сняты по принципу «и так сойдет». В них ощутимо не хватает подтанцовки, разнообразия ракурсов, монтажных ухищрений. Перефразируя известную шутку, можно сказать, что получилось чистенько, но бедненько. Еще одна проблема картины Демьяненко — схематичный, а порой и откровенно неуклюжий сценарий. Понятно, что в мюзиклах полным-полно условностей, требовать от них правдоподобия нет смысла, и все же хоть какая-то логика в действии не помешает.

Если кокетку Мери, с разбега прыгающую в объятия местного мачо Семена, понять еще можно, то во внезапные сильные чувства нежной прелестницы Ксени к напрочь лишенному мужского обаяния Яро поверить трудно. Еще труднее без стеснения смотреть несуразную сцену, в которой подкупленная коварной Хелен официантка Зузя заигрывает с доверчивым Яро, чтобы очернить его перед Ксеней. Что уж говорить об эпизоде, где полубезумный профессор, выковыривающий куколки неизвестных науке бабочек из-под хвостов местных овец, внезапно оказывается бывшим мужем Хелен и отцом Мери. Даже Болливуд бы постеснялся.

Тут надо отдать должное Демьяненко: перегибая палку, она включает спасительную самоиронию. В этом ей более всего помогают Dakh Daughters, определяющие не только музыкальный ряд фильма, но и его настроение. Насмешливость дам из фрик-кабаре напоминает, что к «Гуцулке Ксене» не стоит относиться слишком серьезно, это всего лишь забава, песни и пляски на заданную тему, упражнение в пока что не слишком популярном в Украине жанре, который к тому же никак нельзя назвать высоким. Лента Демьяненко — милая безделка, и если ее объявляют великим прорывом и символом нового украинского кино, то это свидетельствует не столько о самой картине, сколько о специфических умонастроениях нашей эпохи.

Кастинг фильма в целом удачный, хотя выбор исполнителей главных ролей вызывает вопросы. Кроткая блондинка Ксеня (Варвара Лущик) безоговорочно прекрасна, но совершенно не похожа на гуцулку, и если это намеренный режиссерский ход, то причины его непонятны. Яро в исполнении американского актера с украинскими корнями Максима Лозинского выглядит как робкий подросток с приклеенными усиками и образу влюбленного кавалера категорически не соответствует. Более маскулинного украиноамериканца, видимо, разыскать не удалось.

Другой представитель диаспоры Игорь Цишкевич (Майк) убедителен во всех сценах, кроме неловкого флирта с местной селянкой Маричкой — в этой роли сверкнула Христина Федорак, одна из самых интересных молодых актрис страны. Хорош Виталий Ажнов, сыгравший ее жениха Юро, правда, как следует развернуться у него не было времени. Приятно видеть на большом экране в роли хозяина «Говерлы» Ивана Синицы замечательного львовского актера Олега Стефана. Одной лишь мимикой передает скверный характер Хелен Татьяна Печенкина. В своей стихии очаровательная Екатерина Молчанова (Мери) — если помните, она сыграла заглавную роль в предыдущем фильме Демьяненко «Моя бабушка Фанни Каплан».

Отдельный разговор можно посвятить финальному титру картины, напоминающему о том, что вскоре после хеппи-энда «Гуцулки Ксени» в Западную Украину вторглись советские войска. Показательна реакция коллег-критиков: одни сочли это блестящим ходом, придающим ленте трагическую глубину, другие посчитали его заигрыванием с конъюнктурой, не имеющим никакого отношения к эстетике фильма. Уверен, что первые на ближайших выборах будут голосовать за действующего президента, а вторые за кого угодно, только не за него.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Женское киносчастье

В этом году Международный женский день как никогда актуален для кинематографа. Тема...

Алена Лазуткина: «Книги — это моя жизнь»

Алена Лазуткина рассказала «2000», что у огня читать любит, а у воды нет, что терпеть...

Смотреть и думать: наиболее ожидаемые умные фильмы...

Мировые и отечественные режиссеры постарались на славу, теперь главное, чтобы их труды...

Джедаи, герои и годзиллы: топ-10 самых ярких фильмов...

Все, что нужно знать о 2019-м тем, кто хочет «попкорна и зрелищ» на большом экране

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка