Много детей, старушка и бонус

№25(911) 21 — 27 июня 2019 г. 19 Июня 2019 0

Кадр из фильма «Кожа»: Джеффри учит сына стрелять, не подозревая, к чему это приведет

С 20 июня в прокате альманах Oscar Shorts — подборка из пяти лучших короткометражных фильмов прошлого года по версии главной кинопремии мира. Программу сформировали с пониманием дела: каждая следующая лента в ней сильнее предыдущей.

В шорт-лист «Оскара»-2019 как обычно вошли пять короткометражек: на этот раз ими стали испанская, ирландско-британская, американская и две канадских. Четыре ленты посвящены различным проблемам, связанным с детьми, а героиня пятой — женщина преклонных лет. Режиссеры трех картин обратились к актуальным социальным темам: расизму, детскому насилию, толерантности к сексуальным меньшинствам. В остальных двух лентах доминирует психологизм — они рассказывают о переживании трагедии, как случившейся, так и гипотетической.

Первой показали «Мать» Родриго Сорогойена, собравшую две дюжины наград на всевозможных испанских кинофестивалях. Героиня ленты Марта приходит вечером домой со своей матерью. Во время досужей беседы о друзьях и ухажерах раздается звонок: шестилетний сын Марты, путешествующий с отцом по югу Франции, сообщает, что папа куда-то пропал, на пляже никого нет, кроме мужчины, который пытается подозвать его знаками, а телефон разряжен, и связь вот-вот прервется. Фильм Сорогойена — это хроника нарастающей паники: от рациональных действий Марта, осознавая свою полную беспомощность, постепенно переходит к истерике. «Мать» представляет собой скорее набросок, чем законченную историю: режиссер предпочел открытый финал, оставив героиню и зрителей в тревожном неведении.

Канадский «Дикарь» Жереми Комте тоже обрывается на полуслове — правда, уже после того как главное сказано. Двое пацанов в заброшенном карьере играют в рискованные игры, берут друг друга на слабо, притворяются ранеными и совершенно не чувствуют возможной опасности. Лента Комте — это своего рода драма взросления, только не растянутая на долгие годы, как это обычно бывает в книгах, в традиционных романах воспитания, а происходящая за считаные минуты. «Дикарь», как и «Мать», лишен ударной концовки, Комте, как и Сорогойен, фиксирует свое внимание на психологическом состоянии героя. У «Дикаря» тоже немало очевидных достоинств, и все же он оставляет ощущение некоторой недосказанности.

Другой канадский фильм, «Маргарита» Марианн Фарли, — единственная лента альманаха, где нет ни детей, ни трагедий. Ее заглавная героиня — пожилая женщина, которую регулярно навещает медсестра средних лет. Однажды медсестру отвлекает от работы телефонный звонок, Маргарита спрашивает, не бойфренд ли это, и слышит в ответ, что не бойфренд, а гёрлфренд. Старушка меняется в лице, но вовсе не потому, что она гомофобка, а ровно наоборот. Дальше в фильме появляется альбом со старыми фотографиями, с портретами какой-то юной прелестницы — оказывается, у Маргариты есть своя маленькая тайна, которую она доселе никому не доверяла. Квинтэссенцией ленты Фарли можно считать короткий диалог. «Как это — заниматься любовью с женщиной?» — спрашивает Маргарита. «Это прекрасно», — улыбаясь, отвечает медсестра и нежно, но вполне целомудренно целует старушку в уголок рта.

Ирландско-британское «Задержание» Винсента Лэмба основано на реальном событии. В 1993 г. в Ливерпуле двое десятилетних мальчишек увели из торгового центра двухлетнего малыша, затащили его в безлюдное место и убили с недетской, нечеловеческой жестокостью. Картина Лэмба построена как полицейское дознание со флешбэками. Джона и Роберта допрашивают отдельно друг от друга, они то изобретательно врут, как матерые уголовники, то принимаются рыдать, обвиняя взрослых в предвзятости, но главное, что каждый без малейших проблесков совести сваливает вину на другого. Сильный и страшный фильм Лэмба напоминает о том, что детство не обладает презумпцией невиновности, что ребенок способен вести себя как безжалостное дикое животное. Интересно, что похожей проблеме была посвящена лента «Разрушительница системы», одна из самых ярких картин Международного конкурса недавно прошедшего кинофестиваля «Молодость».

«Кожу» американца Гая Наттива как обладателя «Оскара» показывают последней, и это действительно лучшая лента подборки. Ее герой Джеффри, парень с неонацистскими взглядами, однажды вечером в супермаркете обвиняет незнакомого афроамериканца в том, что тот приставал к его сыну (на самом деле нисколько не приставал). Дружки Джеффри рядом, афроамериканца зверски избивают, но это не конец истории, а только начало. Успех картины Наттива во многом определяет блестящий сценарий. В фильме американского режиссера два крутых сюжетных поворота, и если один из них еще можно предугадать, то другой становится для зрителя полной неожиданностью. Оказывается, возмездие способно принимать невероятно изощренные формы, а выкованное тобой оружие может повернуться против тебя самого.

Напоследок — обещанный в заголовке бонус. Тогда же, когда и Oscar Shorts, 20 июня, в ограниченный прокат выходит «Меланхоличка» Сюзанны Хайнрих — лента, которую за неимением лучших дефиниций называют «экспериментальной» и «постмодернистской». Ее героиня — симпатичная девица, которая ведет себя странно, ночует у незнакомых мужчин, потому что ей негде жить, иногда занимается с ними сексом, а иногда нет, и рассуждает о проблемах современного общества — о капитализме, о феминизме, о материнстве, о потреблении и еще бог знает о чем. Делает она это с неменяющимся выражением лица, на фоне дурацких аляповатых заставок, реплики звучат нарочито неестественно, операторская работа словно по-ученически неумела, и все это, представьте себе, очень даже забавно и смешно. Посмотреть интеллектуальный стеб молодой немецкой, как теперь говорят, режиссерки можно в «Жовтне» — последнем столичном оплоте авторского кино после недавнего разгрома кинотеатра «Киев».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Леонардо да Винчи: одиночество Титана

Личность Леонардо актуальна всегда. А поскольку 6 апреля 2020 г. будет отмечаться и...

Станислав Жирков: «Наш театр стал другим»

Государственный театр не имеет права на социальную пассивность. Каждый спектакль...

Певцом мира-2019 по версии BBC Cardiff стал украинец Андрей...

Победу на международном конкурсе оперных певцов в британском Кардиффе — кубок...

«Битлз» исчезают в полночь

C 27 июня в украинских кинотеатрах идет фантастическая комедия британского режиссера...

Сорок восьмая — тихая, скромная

Из победителей европейских фестивалей на «Молодости»-2019 показали лауреатов...

«Молодость» — весенняя версия

С 25 мая по 2 июня в Киеве пройдет 48-я по счету «Молодость»

Загрузка...

Война за «Сериальный трон» началась

«Игра престолов» кончилась, но дело ее живет: сможет ли Украина снять свою...

Алла Пугачева. Стоп-игра!

Единственным сольником в Кремле отметила 70-летие Алла Пугачева

Дмитрий Саратский: «Много раз собирался купить...

Дмитрий Саратский рассказал «2000», что к ответственному чтению его приучила...

«Евровидение-2019»: за кого голосует украинский...

Ведущий и наиболее авторитетный портал новостей о «Евровидении» — ESCToday —...

А мэтры здесь скучные

В рамках «Французской весны» в Киеве прошел Фестиваль допремьерных показов. В...

Миллион за украинку

На прошлой неделе в прокат вышла «Гуцулка Ксеня», которую заранее называют...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка