Музыкальное расширение на восток

№21(820) 26 мая -- 1 июня 2017 г. 23 Мая 2017 5

Конец прошлой недели ознаменовался исключительным событием в музыкальном мире, причем действительно крупного масштаба. С 18-го по 20 мая престижная европейская ассоциация Opera Europa, которая объединяет 170 театров из 43 стран, впервые провела свою весеннюю конференцию в украинской столице. Внушительная делегация, куда вошли около 200 профессионалов музыкальных театров — директора, менеджеры, промоутеры, режиссеры, дирижеры — обсуждали насущные проблемы и выстраивали общие перспективы.

Стоит отметить — конференцию, которая по традиции стартует дважды в год в разных европейских столицах, удалось провести в Киеве благодаря, в частности, тому факту, что Национальная опера Украины и Национальная оперетта стали полноправными членами ассоциации. Пионером же среди отечественных театров, получивших сертификат данной организации еще в 2008 г., был Львовский театр оперы и балета.

Опера «Набукко» — яркий пример творческого альянса Национальной оперы и Итальянского института культуры

К слову, инициатором проведения специализированной дискуссии в Киеве стал представитель нашей стороны, а конкретно — генеральный директор, худрук Национальной оперетты, глава Союза театральных деятелей Богдан Струтинский. Неудивительно, что в этих стенах в эффектных интерьерах Белого зала и прошел пресс-брифинг.

Иностранную делегацию представляли Николас Пейн, директор Opera Europa, Ева Кляйниц, директор оперы Штутгарта, и Петер Шпулер, гендиректор, худрук Баденского театра в Карлсруэ (Германия), Лаура Акерлунд, гендиректор и худрук Комической оперы Хельсинки (Финляндия). От принимающей стороны были министр культуры Евгений Нищук, директор департамента культуры КГГА Диана Попова, гендиректор Национальной оперы Петр Чуприна и Богдан Струтинский.

Богдан Струтинский и Диана Попова

Николас Пейн считает культурную дипломатию эффективней политических угроз

Всякий раз накануне большой встречи ассоциация выбирает тему, на которой строится диалог делегатов. В разные годы обсуждалась роль общества в контексте оперного театра, необходимость привлечения инноваций, новых технологий и интернета для продвижения театрального контента. Говорили о глобальном понятии — театре мира и формировании репертуара с учетом собственных интересов или же запросов публики.

Однажды предметом дискуссий стал весьма непростой и даже политически мотивированный вопрос — «Сквозь железный занавес». Эта проблема главенствовала в 2012 г. на конференции в Москве — первой столице за пределами ЕС, которую посетили члены представительной ассоциации. Не секрет, что некая изоляция («железный занавес» в искусстве), закрытость, а потому самобытность развития, особенности репертуарной политики, малая толика интеграции в мировой оперный мейнстрим также остро стоит и перед театрами нашей страны.

Пусть голоса именитых украинских оперных солистов звучат в самых значимых постановках, а музыкантов и дирижеров-соотечественников не понаслышке знает заграничная публика, говорить о полновесном вхождении в европейский музыкальный контент нам пока что рано.

Возможно, потому нынешний культурный форум прошел под девизом «Искусство, что объединяет». О том, что событие это знаковое для театров страны — не только оперных, но и музыкально-драматических, что совместные работы, опыт со временем помогут поднять креативную продукцию на другой уровень, говорили все без исключения участники пресс-конференции.

Здесь же журналисты услышали о странном сравнении эстрадного Евровидения, которое принимала столица с «оперным Евровидением» — имелась в виду сегодняшняя конференция. О том, что эти две организации, как гений и злодейство — вещи несовместные, говорить не приходится. Цели, эффективность поставленных задач, качество продукции, объем вложенных средств, перспективы на будущее, аудитория — разнится все.

И потом, решения, которые принимаются в Opera Europa коллегиально, от имени сотни театров в конечном итоге имеют ключевое значение как для культовых сцен — «Ковент-Гарден», «Ла Скала», Парижская опера, так и для менее известных, скажем, Венской «Ташеноперы», которая с 2014 г. специализируется исключительно на детском репертуаре.

Театр, включенный в ассоциацию, получает необходимые для работы и своей популяризации инструменты, включая доступ к проекту The Opera Platform — онлайн-ресурсу, где публика разных стран бесплатно и в любое время может посмотреть яркие постановки.

Молодые вокалисты и режиссеры имеют возможность проявить таланты в профессиональных прослушиваниях, получить консультации, ангажементы непосредственно от оперных менеджеров, художественных руководителей театров или же заявить о себе на специализированном международном конкурсе, который проводит ассоциация.

К слову, будет ошибочным считать, что в Opera Europa входят только европейские театры. Среди ее членов — представители Южной Америки и Южной Кореи, Омана, Израиля, Австралии. Из стран бывшего Союза стоит упомянуть не так давно появившуюся на культурной карте оперу Астаны, девять российских театров, Большой театр Минска, Тбилисский, а также Ереванский театры оперы и балета.

Три дня конференции прошли насыщенно, впрочем, в таком режиме ассоциация работать как раз и привыкла. Дискуссии, обмен мнениями и прослушивания проходили в несколько этапов, что позволило структурировать целый спектр вопросов. В Киеве уделили внимание проблеме авторских прав, решали, что предпочтительней — брать на вооружение бродвейский вариант с его дорогостоящими коммерческими постановками или же сосредоточиться на репертуарном театре, как осуществлять копродукцию (совместные постановки) и организовывать гастроли...

Петр Чуприна подчеркнул: «Данная конференция получит нетривиальное значение, потому что мы имеем дело с двумя мощными ресурсами. С одной стороны, более 150 представителей из оперных театров, имеющие опыт работы в формате консолидации театров, с другой — культурный ресурс Украины, о котором в должной мере не знает Европа». Он же напомнил о многочисленных совместных постановках, как-то «Набукко» — яркий пример копродукции творческого альянса Национальной оперы с Итальянским институтом культуры в Украине.

Неединичными международными проектами может похвастаться и Национальная оперетта. В ее багаже — около 150 концертов с Литвой, Венгрией, Францией, Германией.

О том, насколько плодотворным вышло общение с иностранными партнерами, можно судить по свежим идеям, витавшим в воздухе. Национальная оперетта и Комическая опера Хельсинки (это недавний член ассоциации, репертуар которого сконцентрирован на оперетте) объявили о сотрудничестве.

«У нас родился совместный, очень интересный вокально-хореографический проект, который будет представлен в январе 2018-го сначала в Киеве, а затем в конце февраля в Хельсинки, — говорит Богдан Струтинский. — Речь идет об опере как результате копродукции с совместной постановочной частью — наш режиссер, балетмейстер, дирижер с их театром. Сейчас мы обсуждаем произведение. Партнеры предлагают свою оперу, она называется «Луна», но к окончательному решению мы еще не пришли».

Если радость от сотрудничества в рамках оперной ассоциации у представителей наших театров вполне понятна, то в чем же интерес организации в «оперном расширении на восток»?

Николас Пейн, который до того, как возглавить Opera Europa, более тридцати лет был руководителем четырех оперных театров Великобритании, не замедлил с ответом: «Во-первых, в вашей стране очень много исключительных исполнителей, музыкантов. Я это знаю, потому что слышу певцов, вижу работу режиссеров. Во-вторых, думаю, что обмен талантами поможет выстроить своеобразный мост между вашей страной и другими государствами. Именно потому я рассматриваю эту конференцию как культурно необходимую. Считаю, что дипломатию намного эффективней проводить посредством искусства, нежели угрозами политиков. Как мы знаем, это сейчас происходит очень часто. Возможно, международный язык музыки, обмен любыми идеями, даже сумасшедшими, привнесет позитивные, новые аспекты в наши отношения.

— На ваш взгляд, какой репертуар украинских театров будет наиболее востребован у европейской публики — национальный или же мировая оперная классика?

— И то, и то. Когда я приезжаю в разные страны, мне нравятся национальные оперы, например, в Польше — это Монюшко. Безусловно, немаловажен и международный репертуар. Но у вас с этим проблем нет: есть венская и венгерская оперетта, итальянская и французская опера.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Главный мистик XX века. К дню рождения Михаила...

За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...

Протест для небожителей

Украинская арт-среда и индустрия развлечений протестует против действий Кабмина,...

Рафаэль Санти – человек, победивший тьму

Обрушившаяся на человечество пандемия коронавируса вконец нарушила и всю его...

Ван Гог. «Ирисы» и «куст сирени»

Все мы помним работы Ван Гога, написанные в период болезни и глубокой депрессии, –...

Прощай, Спартак!

«Спартак» пробил самую настоящую «брешь» -- осмелевшие после десятилетия...

«Папик» «95 квартала»

«Папик» поднимает кинопроизводство студии «95 квартал» на качественно...

«Поругание Христа»: одну из самых дорогих картин едва...

Найденную картину признали национальным достоянием Франции

Олег Карамазов: «В новогоднем концерте «Интера» мы...

«Радуйся каждому дню, ведь мы можем говорить, любить друг друга. Я очень ценю жизнь и...

«Ирландец»: нити из прошлого

Если выразить впечатление от «Ирландца» одним словом, то это будет...

В Северодонецке встречают поэтический рассвет

Отлично, что на поэтической встрече была молодежь — юные журналисты из...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка