Эксклюзивно для еженедельника «2000»

Парижский саммит – послесловие

На другой стороне озера

№46(930) 15 — 21 ноября 2019 г. 13 Ноября 2019 0

Впервые в Украине поставлен балет на воде

«Лебединое озеро» П. Чайковского с ремаркой Water fantasy представил в начале ноября Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Н. Лысенко. Сразу после премьеры балетная труппа покажет спектакль в Бельгии.

Очарование этого сюжета периодически побуждает постановщиков экспериментировать с местом действия, перенося его к берегам настоящего озера или даже на понтоны. Кажется, впервые «Лебединое озеро» на воде (вернее, в воде) поставил шведский хореограф-новатор Александр Экман в Норвежском национальном театре в 2014 г. Если ему понадобилось для этого шесть тонн воды на сцене, то в Харькове приглашенный французский балетмейстер Йохан Нус обошелся четырьмя.

Сцена второго и четвертого актов, где действие происходит на берегу озера, оборудована бассейном размером 12 х 16 м, в котором было по щиколотку теплой воды. Балет танцевал в прорезиненных пуантах.

В условиях дополнительных сложностей примы харьковского балета выступили с не меньшим аншлагом, чем в традиционной постановке. Роли Одетты и Одиллии с неизменным успехом исполняют заслуженные артистки Украины Алена Шевцова и Ирина Клюева. Трудно писать раздельно об их сильном танцевальном и актерском даровании, хореографическом изяществе; особо следует отметить непревзойденную харизматичность черного персонажа. Их напарниками стали Денис Панченко и Алексей Князьков.

Йохан Нус слегка тронул и сюжет. В финале Одетта гибнет, ибо только так можно уничтожить Злого Волшебника и действие его чар. В изначальной редакции Чайковского наказанием за предательство тоже была гибель, правда, обоих влюбленных. Касаемо пластики, постановщик преимущественно сохранил хореографический материал М. Петипа и Л. Иванова. Партия Шута изъята, «Танец маленьких лебедей» исполняют целых три группы па-де-катр вместо одной, а для черных лебедей (это танцовщики-мужчины) создан групповой номер в воде, да еще и под дождем.

«Лебединое озеро» — не первая работа Йохана Нуса в ХНАТОБ. Постановщик уже известен зрителю балетами «Маленький принц», «Красавица и чудовище», «Кармина Бурана».

Конечно, вода вроде бы оживляет символическую стихию озера. Так и просится фраза из фильма «Бриллиантовая рука», которую произносит герой А. Папанова: «Как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное — реализм!». С другой стороны, в постановке Рудольфа Нуриева (Вена, 1964) разбушевавшееся в финале озеро сделали из огромных синих полотнищ, чуть ли не как в школьном спектакле. Но это тоже было интересно и органично, потому что удачно отвечало метафоричной глубине музыки.

Современному постановщику (даже при наличии необходимого вкуса и таланта) весьма трудно балансировать между уважением к классике, ориентированностью на публику, коммерческими условиями, собственными амбициями, — а ведь есть еще и автор со своей партитурой!

Классическое искусство это тоже своего рода водоем, тоже озеро. На одном его берегу — десятилетиями отшлифованные каноны техники, красоты и осмысленности, требующие подготовленного восприятия. Ведь именно то техническое и художественное мастерство, о котором говорится — «классика бессмертна», и вызывает наше восхищение. На противоположном берегу искусства — зрительская конъюнктура, сиюминутность и хайп: желание заставить говорить о себе.

Истина, как водится, где-то между. И театру-лодочнику, которого мировые театральные тенденции бросают по волнам, еще предстоит ее обрести.

Схіd Opera

Схіd Opera — это новый бренд ХНАТОБ. Пишется именно в такой смешанной транскрипции, ударение на последнем слоге. Смотрится в своем графическом оформлении несколько тяжеловесно. Театр сейчас ориентируется на молодежного зрителя и увеличение кассовости спектаклей. Ребрендинг, который состоялся летом 2018 г., является частью этой концепции.

Судя по заполненности зала, режиссерской и репертуарной политике, с этой задачей театр справляется. Так, в последние сезоны в ХНАТОБ появилось изрядное количество балетов: «Снежная королева» (2015), «Маленький принц» (2017), «Пер Гюнт» (2017), «Собор Парижской Богоматери» (2018), «Кармина Бурана» (2018), «Колесо Фортуны» (2018), «Красавица и Чудовище» (2018), «Мистерии Пандоры» (2019), «Белоснежка и семь гномов» (2019).

В этой череде фантастики и сказочности (к слову, спектакли для детей собирают хорошие залы) интересна возможность услышать музыку нечастых гостей концертных залов: Рихарда Вагнера и Карла Орфа в балетах «Мистерии Пандоры» и «Кармина Бурана» соответственно, а также замечательное «Болеро» Мориса Равеля, по которому создано «Колесо Фортуны».

Весной 2019 г. афишу украсила настоящая большая и красивая балетная премьера — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, а через несколько месяцев — опера «Любовь к трем апельсинам» того же композитора. Непростой музыкальный язык Прокофьева был очень органично совмещен со сценическими и художественными решениями.

Помимо «Любви к трем апельсинам», среди оперных премьер ХНАТОБ: «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (2017), концертное исполнение «Нормы» В. Беллини (2017) и «Сват поневоле» В. Губаренко (2018). Изуродованный до неузнаваемости «Мазепа» П. Чайковского — не в счет. Остальные премьерные события были только сценическим обновлением (весьма разной степени удачности) уже бывших в репертуаре опер «Иоланта» П. Чайковского, «Отелло» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини, «Паяцы» Р. Леонкавалло.

Из этого ряда наиболее примечателен «Отелло» — в первую очередь возвращением к полной партитуре и такой трактовкой дирижера Дмитрия Морозова, которая передала всю силу и трагичность сюжета, возвела Верди вровень с Шекспиром.

Кстати, сейчас Морозов работает над проектом исполнения полного цикла симфоний Антона Брукнера, Первая и Вторая из которых уже прозвучали в прошедшем и нынешнем сезонах.

Как видно, потенциал имеется. ХНАТОБ сотрудничает с широким кругом отечественных и зарубежных художников, балетмейстеров и импресарио, активно приглашает иностранных солистов и сам регулярно гастролирует, не боится браться за музыкально разноплановые постановки. Постоянными стали проекты «Ночь в опере», «Опера под открытым небом», фестивали Схіd Opera Fest в начале сезона и Summer Opera Fest — в конце. Театр заставляет говорить о себе.

При этом, однако, ХНАТОБ напоминает не то одаренного студента-старшекурсника — еще не сформировавшего свой собственный стиль и пробующего себя порой в том, порой в этом, — не то человека, пребывающего в кризисе среднего возраста и пытающегося обрести новые житейские рельсы взамен прежних. Впрочем, оба варианта обещают зрителю интересные события.

Помни имя свое

Вне всяких сомнений хорошо, что сегодня лицо театра — это молодое лицо. Хотя, если взглянуть на сайт ХНАТОБ, кажется, что в театре только молодежь. А ведь в свое время с харьковской сценой были связаны творческие судьбы таких знаковых людей в искусстве, как И. Алчевский, В. Арканова, Л. Братченко, З. Гайдай, Б. Гмыря, К. Голейзовский, М. Гришко, И. Журина, И. Козловский, М. Литвиненко-Вольгемут, Н. Манойло, И. Паторжинский, Л. Попова, Е. Червонюк, И. Штейман... О большинстве этих имен, которыми славится ХНАТОБ, на сайте ни слова.

Еще более грустно, что театр не раскрывает имена тех наших замечательных современников — неважно, великих или малых, неважно, остались ли они в профессии, ушли на пенсию или покинули Харьков, — чей труд всего каких-то 10—15 лет назад создавал славу театра, чьими стараниями хоть как-то, но держался репертуар.

Вот некоторые из таких тружеников харьковской сцены: Э. Ананян, Ч. Билаонов, Н. Бойко, П. Бойко, В. Болдырев, А. Бураков, В. Васьков, О. Василянская, С. Владимирский, Т. Жукова, А. Калабухин, Н. Коваль, В. Куценко, В. Лукашев, В. Маркова, А. Милосерднов, Т. Попеску, Е. Романенко, А. Романовская, Г. Селихов, Е. Скворцова, Е. Соболева, В. Стеценко, В. Червонюк, С. Шадрин, А. Шуляк, И. Яценко... Прошу прощения, если кого-то не упомянул: это лишь те имена, что звучали на моей памяти.

Конечно, «иных уж нет, а те далече», но разве это уважительная причина молчать об их заслугах? Ведь даже могилы неизвестных солдат чтутся по всему миру...

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...
Загрузка...

«Ирландец»: нити из прошлого

Если выразить впечатление от «Ирландца» одним словом, то это будет...

В Северодонецке встречают поэтический рассвет

Отлично, что на поэтической встрече была молодежь — юные журналисты из...

Искусство спасет молодежь

Украинское хоровое пение способствует наведению лада в обществе

«Ивана Грозного» Украина не дождалась

В начале сентября отечественные СМИ широко освещали знаковое событие в сфере...

Букеты Dicentra – олицетворение красоты, счастья и...

Самый легкий вариант поздравления с праздничным днем – сообщение в мессенджере или...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка