На фестивале поэтов лавровых венков не раздавали

№24 (76) 15 - 21 июня 2001 г. 15 Июня 2001

В начале июня в столице Украины прошел первый фестиваль русской поэзии.

Фестиваль русской поэзии в Киеве? Согласитесь, по нынешним временам это событие весьма экзотическое. Единственный в столице Украины бывший магазин «Поэзия» давно торгует принтерами и кофемолками, а нечастые литературные вечера, которые обычно организованы очень слабо, собирают узкий круг стихотворцев и немногих их почитателей. Это касается и украинской поэзии, и русской. Некоторые горячие головы утверждают, что в Украине вообще нет русской поэзии: она вся — в России. А те, кто не уехал отсюда в Россию или на Запад, обречены на провинциальность и вторичность. И главный вопрос: нужны ли вообще стихи в XXI веке? Являются ли они товаром? Есть ли на них спрос?

Но, с другой стороны, концерты Андрея Вознесенского или Беллы Ахмадулиной собрали тысячные залы. Пусть многие пришли на знаменитые имена — но они пришли, значит, поэзия кому-то еще нужна? И если на Петровке книжные лавки наполнены свежими поэтическими сборниками из России, где нынче всплеск интереса к поэзии — значит, спрос на стихи все-таки существует? Проблема русской поэзии в Украине, на мой взгляд, не в отсутствии творческих личностей — они есть, а в их разобщенности, в разорванности культурного слоя, в отсутствии самоорганизации и дефиците грамотных продюсеров.

Поэты Юрий Каплан и Дмитрий Бураго при поддержке Российского центра международного научного и культурного сотрудничества решили опровергнуть сложившийся стереотип и провести смотр русских поэтов в Украине. Они как никто другой знали ситуацию: Юрий Каплан — руководитель издательства, к тому же десять лет ведет литературную студию. А Дмитрий Бураго владеет издательским домом и рекламно-полиграфическим объединением «Граффити-груп». Он же ведет единственный в своем роде журнал на сцене «Коллегиум», на 69 заседаниях которого выступали сотни писателей, поэтов, актеров, музыкантов.

Собственно, у фестиваля было две задачи: показать, что русская поэзия в нашей стране отнюдь не умерла, и дать возможность пиитам пообщаться друг с другом. Потому что можно писать стихи в стол. Но определить, имеют ли они какую-то ценность, возможно только тогда, когда они покидают пределы стола, кухни и принимаются коллегами, а затем становятся достоянием широкого круга читателей.

...Оказалось, что непризнанных гениев больше, чем ожидали Бураго и Каплан. Для выступлений на фестивале были отобраны тридцать киевлян, пять харьковчан, представители Одессы, Днепропетровска, Львова и Крыма. Приехала и делегация из Москвы.

Фестиваль длился четыре дня. Поэтические встречи проходили в Союзе писателей Украины, в Доме актера, в Музее литературы, в «Бард-кафе» на Андреевском спуске, в Исторической библиотеке на территории Лавры. А также — в Доме творчества в Ирпене, где поселились приезжие поэты. Характерно, что многие киевляне да и гости приехали на фестиваль со своими новыми сборниками, и с каждого вечера зрители уходили нагруженные стопками книг понравившихся поэтов. Приятно, что открытие фестиваля русской поэзии в Украине состоялось в Национальном союзе писателей. Правда, почти никто из украинских писателей на нем так и не появился. Вечер оставил двойственное впечатление. Несмотря на выступления ряда поэтов первой величины, бурно принятых публикой и ставших открытием фестиваля, на сцену пробились-таки несколько пиитов, скажем так, неинтересных. После их выступлений часть поэтов ретировались в писательское кафе, где продолжали знакомство друг с другом в неформальной обстановке. И тут выяснилось, что многие впервые слышат имена коллег по перу — настолько разрушен нынче литературный круг. И еще — что подзабыто искусство общения творческих людей, которое сильно отличается от общения на фуршетах, приемах и прочих случайных застольях.

Более цельные впечатления оставили вечера в последующие дни. На них сильно прозвучали поэты, чьи стихи и имена, возможно, через пару лет станут популярными. Позволю себе не называть конкретных фамилий, поскольку мое мнение весьма субъективно. Отдельно расскажу только об одной великолепной литературной мистификации. Поэт В. К., чье имя я не имею права обнародовать без его разрешения, издал целый сборник пародий на современную украинскую поэзию, приписав их некоему Юхиму Безодне. Совершенные по форме, эти стихи не пародируют того или иного поэта, а копируют стилистику украинской поэзии в ее главных направлениях, причем не утрируют ее, а развивают. От имени Юхима Безодни В. К. сочинил даже венок сонетов и пару поэм. Здесь же — и якобы литературная критика в духе безудержного восхваления, столь принятая нынче в литературе. Могу спорить, что творчество Юхима Безодни найдет настоящих почитателей!

Общее впечатление от фестиваля: состоялось событие. Хотя никакого жюри не было, и по рангам стихотворцев никто не распределял, стало ясно, что выросла новая генерация русских поэтов в Украине, способных создавать большую литературу. Кто-то станет более популярным, кто-то останется в любителях, но критическая масса, необходимая для нормального литературного процесса и постепенного завоевания публики, есть. Конечно, существуют проблемы провинциальности, определенной оглядки на Москву. Кстати, в последний день состоялся вечер московской поэтической команды, которая представила в основном андеграундную, т. н. концептуальную поэзию. Я еще раз убедился, что этот путь вряд ли является перспективным: он на глазах превращается в собственное эпигонство. Думаю, что наши земляки переболеют этим вирусом сравнительно легко. И если фестиваль не останется единичной акцией, а получит продолжение в концертах, вечерах, изданиях сборников, то не исключено, что через несколько лет зрители будут ломиться на выступления поэтов, как нынче в Москве ломятся на литературные вечера в Политехнический музей. В любом случае подождем до осени, когда вроде бы состоится фестиваль киевских поэтов.

Проблема русской поэзии в Украине не в отсутствии творческих личностей — они есть, а в их разобщенности, в разорванности культурного слоя, в отсутствии самоорганизации и дефиците грамотных продюсеров

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Улыбка Свободы

Забавные мини-скульптуры Колодко украшают столичный мост Сабадшаг (Свобода)

Кистью и шпагой

60 лет назад в прокат вышел фильм французского режиссера Бернара Бордери «Три...

Несколько слов о живописце Валерии Орле

В наши нелегкие времена, когда ковид существенно мешает проведению любого культурного...

Десять дней одного года

Ученые первыми заговорили о необходимости демократических гарантий от произвола....

О червячках, околовластье и комфорте

Моя цель — на каждом этапе получать удовольствие от собственного развития Я хочу...

Интервью Раисы Орловой с Наумом Коржавиным

Наум Коржавин: «Самиздат был большей частью чисто стихийным делом»

Джанни Родари: когда сказка реальней самой реальности

Волшебный голос Джельсомино оказывается сильнее и силы денег, и силы пропагандистской...

Приглашение переоценить жизнь

Суета жизни и узость кругозора меняют свои объекты, но не свою суть

Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка