Нескучное писательство

№48(844) 1—7 декабря 2017 г. 28 Ноября 2017 5

Александр Брей: «Важную роль играет качество самой живописи, она должна трогать душу, возбуждать эмоции, а кроме мастерства иметь еще и позитивную ауру»

«Помни, что собирательство подобно алкоголизму, рассматривается как общественное зло, с той лишь разницей, что алкоголизм иногда излечивается, а собирательство — никогда». Подобные наставления, сформулированные умно с юмором и весьма метко, давал начинающим коллекционерам в свое время (а было это давненько, почитай лет двадцать назад) известный киевлянин, ученый и редкого дара собиратель Владимир Иванович Новиков.

Многие из нас, конечно, слышали о людях, неистово увлеченных искусством, их баснословных (по художественному осмыслению и естественно в денежном эквиваленте) подборках. Тут в первую очередь приходят на ум имена меценатов прошлого, чьи сокровища — реквизированные или переданные в дар, щедро пополняли музейные фонды.

Но вот история формирования коллекций, так сказать, подноготная этого процесса, а он долог, чрезвычайно увлекателен, местами авантюрен, а подчас связан и с криминальными эпизодами (не без этого) практически всегда остается в тени. Тем интересней узнавать, что не где-нибудь за границей, не в обществе миллионеров и бонвиванов, а в Киеве, времен вашего и моего детства-юности были люди, которым мы обязаны сохранением культурного достояния и возвращением из небытия талантливых и незаслуженно забытых мастеров. Да, именно так. Без преувеличений.

Всегда подкупает, когда о таком вот захватывающем и загадочном мире, сокрытом от большинства советских обывателей, рассказывает непосредственный его участник. В нашем случае это самый авторитетный на сегодня коллекционер, аукционист Александр Брей. Человек, которому удалось вывести собирательство, а оно тогда часто ассоциировалось с комиссионками, спекулянтами (уж простите, но что было), подпольными миллионерами (вспомним кировоградского электрика Ильина, умелого переплетчика-реставратора, после смерти которого в 1993 г. была найдена колоссальная коллекция произведений искусства и старинных книг), с полулегального на цивилизованный уровень.

Первый свой профессиональный аукцион, он же стал и первым в Украине, Брей провел в мае 1994 г. в Киеве. В декабре следующего, имея уже опыт трех аукционных продаж, он посетил знаменитый лондонский «Сотбис», — перенять опыт, пообщаться с коллекционерами.

В ноябре, в издательстве ArtHuss вышла книга Александра Брея «Нескучное собирательство». Автор не скрывает что книга, которая описывает 70—90 гг. прошлого века, своего рода дань тем киевским коллекционерам, о жизни, увлечении которых знали лишь единицы. Памятник (пусть и литературный) людям, каждый из которых — уникален, но все они относились к собирательству, как к творчеству. Это учителя, наставники Брея, обучившие азам, способствовавшие его дальнейшему становлению как маститого коллекционера, потому достойные теплых слов и памяти.

Книгу он посвятил своей супруге — Ирине Владимировне, которая все эти годы была не просто музой, не мыслящей своей жизни без искусства, но и соратницей его увлечения. А это, как подчеркивает автор, огромное счастье, когда жена полностью разделяет интересы страстного собирателя.

Потому как, коллекционирование дело затратное. Тут я позволю себе процитировать еще один совет Владимира Новикова (а их много в книге), который особо хорош для иллюстрации: «Решив собирать — узнай цены на картины, установи — сколько лет можешь носить одни брюки и прикинь, сколько до пенсии».

К собирательству, которым Брей занимается уже сорок лет, подстегнул Валерий Николаевич Кончаковский, врач и потомственный киевлянин, чью семью объединяют дружеские отношения с Михаилом Булгаковым и его родственниками, да и жил он в знаменитом «доме, постройки изумительной» на Андреевском спуске, 13.

Именно Кончаковский подсказал неравнодушному к искусству герою, что коллекционер обязан постоянно расширять свой кругозор, читать, смотреть, сравнивать, анализировать художественный почерк и особенности стиля мастера, давать собственную оценку его работам. Так вырабатывается чутье, необходимое при формировании качественной коллекции.

О том, как выискивались раритеты, «отделялись зерна от плевел» (шедевры от стоящих, но не гениальных работ), происходили обмены и покупки произведений искусства (этот процесс иногда занимал годы), об энциклопедических знаниях старых коллекционеров, которые могли обойти в оценке картины опытного искусствоведа — вот о чем эта книга.

Читатель вместе с автором мчится во Львов, Ялту, Ленинград, Тбилиси, Москву, получив «наводку» о желанных картинах, которые можно купить или обменять. Он видит потрясающие собрания, занимающие все пространство (от пола до потолка, а иногда и скрытые под ковром от ненужных глаз), как правило, совсем негабаритных квартир. Частенько хозяева устраивали будущему покупателю или продавцу своеобразный экзамен — просили назвать авторов произведений, которые он видит перед собой. Впрочем, для человека компетентного подобное предложение было несложным и воспринималось как игра, после которой было самое захватывающее — торг.

На пару с автором мы ходим в комиссионки и букинистические магазины, по малейшим нюансам определяем подлинники и выявляем подделки. Мы вовлекаемся в те сферы, где собиратель не просто хранитель, но и созидатель, который реставрирует (с полным знанием дела) поврежденные временем и людьми раритеты. Попутно наш литературный провожатый рассказывает о картинах в своей коллекции и тех, что так и не попали к нему, остались с других руках. Воистину, нескучное писательство.

Некоторые из работ, о которых идет речь можно долго изучать, разглядывая цветные репродукции (таковых в книге более 160), внимая живым суждениям коллекционера. Удивительно, но в книге упоминается около 400 фамилий живописцев и графиков, чьи работы включены в собрание Брея. Кстати, многие люди благодарны Александру Викторовичу, в том числе за широкую популярность творчества мастеров-закарпатцев (Эрдели, Бокшай, Коцка, Манайло) и за моду на живопись киевлян, прошедших школу Мурашко — Сергея Светославского, Константина Крыжицкого, Владимира Орловского.

Вещи, упомянутые в издании, можно было увидеть на ноябрьской выставке, открытой по случаю презентации в «Брей-club». Честно говоря, я даже не знаю, что лучше, прочитать книгу, а потом идти осматривать картины (держа в уме некоторые сведения об их провенансе — происхождении) или же поступить наоборот. Сегодня, к сожалению, выставка завершена, но это не беда. Потому что будет новая, и каждый предмет искусства, представленный в залах, в лучшем виде продемонстрируют бреевскую коллекцию.

Нужно сказать, что художественная акция стала громким событием в столице, потому что практически с конца 2014 года — тогда здесь было представлено обновленное пространство в стиле клуба любителей искусства, публика вновь получила возможность осмотреть одно из лучших собраний.

Напоследок, приведу слова напутствия Александра Брея начинающим коллекционерам, что особо ценно: «Собирать можно все. Главный принцип, чтобы вещь была подлинной и настоящей в плане искусства, а вот направление может быть абсолютно разным. Важную роль играет качество самой живописи, она должна трогать душу, возбуждать эмоции, а кроме мастерства иметь еще и позитивную ауру».

Справка «2000». Александр Брей — собиратель, основатель антикварного салона и первого в Украине аукционного дома «Антик-Центр». «Брей-club» (Андреевский спуск, 3, тел.: (044) 425-4709, 425-2254, alexbrey.com.ua) открыт ежедневно с 11.00 до 16.00.

Книгу «Нескучное собирательство» (твердая обложка, 432 стр., тираж 1500 экземпляров) можно приобрести в «Брей-club» и в издательстве ArtHuss (arthuss.com.ua). Цена 540 грн.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Ярослава Кравченко: «Дикий — это территория свободы»

Стало ясно, что рекламировать все подряд я не могу, что продукт, который я продвигаю,...

Акценты на пять «Сезаров»

С нынешнего четверга в отечественном прокате «До свидания там, наверху», фильм...

Культурный интернационал

1968 год повысил градус протестных движений в Европе. Почему он важен для Украины...

Майские музы

Национальная опера, Ольга Бессмертная, репертуар в мае

Дневник его семьи

В конце XIX в. в этом камерном, теперешнем музейном зале была бильярдная, после революции...

Загрузка...

Без вариантов

В прошлую пятницу, 20 апреля, в столице состоялась торжественная церемония вручения...

Маевка со вкусом

«Никогда не говори «никогда» — эту фразу стоит напомнить режиссеру,...

Погружение в тень

Мысль о том, что графика это особый, глубоко психологический вид искусства, требующий и...

Украинцы едут в Кельн

Ярмарка KÖLNER LISTE, с участием украинских художников пройдет с 20 по 22 апреля в Кельне...

В студии ток-шоу «Касается каждого» прозвучало...

Лучший способ борьбы с теми, кто угрожает и запугивает – обращение в полицию и...

Папа Кароль

Видео на YouTube, где знаменитая песня Луиса Фонси Despacito сыграна на баяне и бандуре,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка