Незабытые «Тени» Параджанова

№13(766) 1 — 7 апреля 2016 г. 25 Марта 2016 5

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Тени забытых предков

    Тени забытых предков

    //Катерина ЛАЩИКОВА

Фото 1 из 70

23 марта в "Мистецьком Арсенале" открылась выставка, посвященная фильму Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Кинолента вышла в свет в 1969 г., подняв украинское кино на новый уровень. Она получил множество наград как на всесоюзных, так и на международных кинофестивалях.

Цель же масштабного музейного проекта — почтить память великого режиссера и показать, что даже спустя полвека его вклад в украинский кинематограф не забыт, а сам фильм будет жить еще долгие годы.

Над выставкой работали 98 человек, включая художников и композиторов, текстовых редакторов и операторов. Авторами и кураторами проекта являются Андрей Алферов и Павел Гудимов. В Киеве полюбоваться уникальными работами можно до 10 апреля.

Выставка заняла девять залов, в каждом раскрыта определенная тема, сопровождающаяся музыкой украинского композитора Святослава Лунева.

Первый зал — «Красный» — символизирует накал страстей в фильме. Здесь представлена инсталляция Антона Логова — бревна из настоящей гуцульской хаты.

В зеленом зале «Этнография» выставлены вещи, собранные в селах Верховины — Параджанов предпочитал использовать в фильме настоящие, «живые» реквизиты, а не созданные на студии Довженко. Здесь есть вырезанные статуэтки ангелов из фильма, картины неизвестных гуцульских художников, слайд-шоу открыток с изображением Карпат 20–30 годов и целая стена гуцульских топориков (барток).

В желтом зале «Авторы» собраны истории и фотографии актеров и тех, кто работал над фильмом. На открытии выставки присутствовала исполнительница роли Марички Лариса Кадочникова. Ради съемок в «Тенях» ей пришлось пожертвовать карьерой в известном театре «Современник». Татьяна Бестаева  — Палагна — сейчас живет в Москве. Она единственная из всех актеров выучила украинский язык, чтобы говорить в фильме своим голосом. Интервью с Татьяной можно послушать на выставке.

Тема следующего зала — непростой выбор Ивана между любовью земной к Палагне и любовью небесной к Маричке. Среди экспонатов особенно выделяется ярмо. В фильме его надевали на Палагну и Маричку во время свадьбы. Этот символ брака без любви придумал сам Параджанов, чем вызвал негодование гуцулов.

Далее следует небольшая комната, где показывают эпизод венчания в церкви Ивана и Палагны.

Pictoric (оранжевый) — зал, похожий на книгу. Молодые художники создали комиксы, в основу которых положены мифы и истории со съемок фильма.

Корреспондент «2000» поговорил с Олегом Грищенко, куратором клуба иллюстраторов Pictoric, который создавал графические истории для оранжевого зала.

— Кто собрал истории для иллюстраций?

— Сокуратор Борис Филоненко искал информацию от разных людей, которые имели отношение к фильму, а нам принес ее уже в виде текста.

— Все собранные истории вошли в этот зал или пришлось выбирать?

— Нет, далеко не все. Рук на все не хватает, мы постарались выбрать самые интересные с графической точки зрения. Конечно, некоторые из них были важные, их мы рисовали в первую очередь, остальные выбирали на свой вкус.

— Вам, как представителю молодого поколения, нравится фильм?

— Да. Эта картина — один из объектов must-see. Если вы считаете себя образованным человеком, вы не можете ее не посмотреть. Это знаковый фильм украинской культуры.

«Хронология» — в этом зале представлены все мировые события в годы съемок фильма, с 1962-го по 1965-й. Главный экспонат — огромный сломанный крест — символ новой дороги для украинцев, протоптанной Параджановым.

В зале «Разговоры» — интервью работавших над фильмом людей.

Следующий зал посвящен лесу, которому Параджанов отвел особую роль немого свидетеля событий.

В первый же день выставку посетило множество поклонников киноленты. Среди гостей было очень много молодежи. Несмотря на свой возраст, фильм остается популярным у всех поколений украинцев.

Корреспондент «2000» поговорил с куратором проекта Андреем Алферовым.

— На что у вас ушло больше времени — на сбор материалов или саму подготовку выставки?

— Все происходило одновременно. Мы многое знали о фильме, но нужны были «вещественные доказательства». Параллельно узнавали много нового, но некоторые вещи были утеряны или разворованы, поэтому пришлось искать способы, как об этом рассказать.

— Вы изучали гуцульскую культуру перед созданием выставки?

— Безусловно. Это базис, без которого не было бы ни фильма, ни выставки.

— Правда ли, что выставка будет показана в Америке?

— Собираемся, но у нас пока нет никаких договоренностей, мы будем над этим работать.

— Вы считаете, что американские зрители поймут эту картину?

—Да, не в меньшей степени, чем украинцы. Вопрос не в культуре и традициях, а в эстетическом коде. Этот фильм уже повлиял на целый ряд фильмов американского кино. Цитаты из «Теней забытых предков» есть в первом сезоне «Настоящего детектива» и в клипе Дэвида Боуи Black star. Так что фильм живет и в США. Им восхищаются Мартин Скорсезе и Дэвид Линч, а также масса других известных американских авторов. Для некоего слоя американцев эта картина вообще не новость, они прекрасно понимают величие фильма.

— Вы думаете, фильм будет оставаться актуальным для молодого поколения?

— Сегодня пришло много молодых людей. Нам бы хотелось, чтобы так продолжалось и дальше.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Улыбка Свободы

Забавные мини-скульптуры Колодко украшают столичный мост Сабадшаг (Свобода)

Кистью и шпагой

60 лет назад в прокат вышел фильм французского режиссера Бернара Бордери «Три...

Несколько слов о живописце Валерии Орле

В наши нелегкие времена, когда ковид существенно мешает проведению любого культурного...

Десять дней одного года

Ученые первыми заговорили о необходимости демократических гарантий от произвола....

О червячках, околовластье и комфорте

Моя цель — на каждом этапе получать удовольствие от собственного развития Я хочу...

Интервью Раисы Орловой с Наумом Коржавиным

Наум Коржавин: «Самиздат был большей частью чисто стихийным делом»

Джанни Родари: когда сказка реальней самой реальности

Волшебный голос Джельсомино оказывается сильнее и силы денег, и силы пропагандистской...

Приглашение переоценить жизнь

Суета жизни и узость кругозора меняют свои объекты, но не свою суть

Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка