Новая Ева

№7(854) 16 — 22 февраля 2018 г. 13 Февраля 2018 5

Кино с ядом и гаджетом

В нынешний четверг в прокат вышел «Хеппи-энд» Михаэля Ханеке, дважды обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Снятая во Франции новая лента австрийского режиссера устроена хитро: до самого финала она непонятно о чем, а потом вдруг все проясняется.

Мечтающий о смерти Жорж (Жан-Луи Трентиньян) пришел в «Хэппи-энд» из «Любви», где он из лучших побуждений задушил свою жену

Сразу предупреждаю: эта рецензия — спойлер. Тем, кто намерен посмотреть «Хеппи-энд», ее лучше не читать. Специально для намеревающихся короткое резюме: фильм несколько необычный и в целом сильный, хотя и не столь впечатляющий, как две предыдущие картины Ханеке, принесшие ему победы в Канне, — «Белая лента» (2009) и «Любовь» (2012). Подозреваю, большинство зрителей во время просмотра «Хеппи-энда» испытают трудности восприятия: смысл происходящего на экране долгое время не вполне понятен.

Подчеркну: непонятно не содержание, а именно смысл. Ханеке не Линч, его фильмы не ребусы, он всегда рассказывал простые истории простым киноязыком. В «Хеппи-энде» историй несколько: про несчастный случай на стройке, про служебный роман с иностранцем, про тайную любовницу, про девочку, после смерти матери переезжающую к отцу, про дедушку, который хочет покончить с собой, а у него никак не получается. Все эти люди — члены одной семьи Лоранов, добропорядочной, состоятельной, респектабельной.

Проблема вот в чем: зрительская инерция пытается выцепить в «Хеппи-энде» какой-то магистральный сюжет, а его-то и нет. Все истории развиваются параллельно, и ни одна не главная. У каждого героя есть проблемы, но они не приводят к сюжетным коллизиям. Рабочий погиб на стройке? — не страшно, Анна придумает, как замять дело. Пьер получил по морде от сына погибшего? — ничего, заживет, разрулим. Тома изменяет молодой жене с виолончелисткой? — обычное дело, все мужики козлы, лишь бы никто не узнал. Дедушка сбежал из дому и въехал на машине в дерево? — пустяки, дело житейское, в гипсе и в инвалидной коляске он тоже неплохо смотрится.

Ближе к финалу Пьер, бестолковый сын Анны, уволенный инвесторами с поста директора строительной компании, из обиды и ради эпатажа приводит на свадьбу матери группу беженцев-иммигрантов. Казалось бы, сейчас наконец-то произойдет какая-нибудь безобразная драка, скандальная кульминация, но нет, черта с два. Не забывайте, фильм называется «Хеппи-энд», так что все будет как бы хорошо. И кстати, если вы подумаете, что поступок Пьера продиктован заботой об обделенных и неимущих, то сильно ошибетесь. На обделенных и неимущих ему глубоко плевать.

Бог ты мой, да ведь Лораны все такие! Какого ни возьми, вроде вполне достойный человек — и патриарх семейства Жорж (Жан-Луи Трентиньян), и его дочь бизнес-вумен Анна (Изабель Юппер) и ее брат врач-хирург Тома (Матье Кассовиц), и даже Пьер (Франц Роговски), если ему удается сдерживать свой дурной истерический характер. Однако под покровом внешних приличий, под маской формальной заботы об окружающих обнаруживается полнейший душевный вакуум. Никто из них никого не любит, кроме самого себя.

При всей параллельности сюжетов и равновеликости персонажей в картине все-таки есть главный герой. Это 12-летняя Ева (Фантина Ардуин), дочь Тома, симпатичная девочка и бездушная тварь. Это она не дрожащей рукой испытает отраву на хомячке, а потом снимет на смартфон его агонию. Это она ничтоже сумняшеся залезет в компьютер отца, чтобы прочесть его переписку с любовницей. Это она по просьбе Жоржа преспокойно толкнет его коляску в море и опять-таки включит камеру смартфона: а что, не каждому повезет снять, как тонет дедушка. Наконец, о причинах смерти Евиной матери сообщается как-то вскользь, но если вспомнить бедного хомячка, иллюзий возникать не должно.

По милому личику девочки Евы (Фантина Ардуин) вряд ли можно догадаться, что она бесчувственная матереубийца

Этот фильм мог бы называться «Нелюбовь», но картину с таким названием почти одновременно с лентой Ханеке снял Андрей Звягинцев, и она, в отличие от «Хеппи-энда», попала в шорт-лист «Оскара». Между месседжами этих двух фильмов так много общего, что впору говорить о тенденции. Кстати, картина Ханеке рифмуется не только со звягинцевской «Нелюбовью», но и с его собственной «Любовью». Нынешней герой Трентиньяна, сообщающий внучке, что три года назад задушил подушкой безнадежно больную жену (именно таким был финал «Любви»), по существу оказывается реинкарнацией предыдущего.

Собственно спойлер, о котором шла речь в начале статьи, опять же, не про сюжет, а про суть. Можно сколько угодно пересказывать происходящие в фильме события и при этом ни на йоту не приблизиться к его смыслу, который в самом финале вдруг проступает целиком, как фотография в проявителе. «Хеппи-энд» — лента о том, что жизнь европейской бизнес-элиты пронизана ложью и бесчувствием, что сон души рождает чудовище. Кажется, чудовище не случайно зовут Евой. Героиню «Хеппи-энда» можно считать прародительницей новой разновидности homo sapiens — антропоморфных приставок к гаджетам, напрочь лишенных подлинных человеческих чувств.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Чудовища из снов Поклитару

«Спящая красавица» П. Чайковского — новый балет от Раду Поклитару и «Киев...

Балет «Юлий Цезарь»: жребий брошен

Новый балет показателен по количеству сценических поцелуев

Июль: время первых

Проект «Пути дружбы. Равенна — Киев» — для украинских зрителей

Ярослава Кравченко: «Дикий — это территория свободы»

Стало ясно, что рекламировать все подряд я не могу, что продукт, который я продвигаю,...

Последовательное безумие

Могло бы показаться, что театр кукол — не самая выгодная сцена для столь серьезной...

«Дороги дружбы» до Киева доведут

В самом сердце Киева — на Софийской площади

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка