О «Властелине Борисфена»

№15 (554) 15 - 21 апреля 2011 г. 13 Апреля 2011 0

Балет «Властелин Борисфена» смотрел в день его премьеры 12 декабря 2010 г. Делиться впечатлениями с широкой аудиторией не собирался. На вопрос одного из либреттистов: «Ну как вам балет?» я сдержанно ответил: «Балет хороший, но вне исторического контекста». Сказанное явно не понравилось интервьюеру, и он тут же потерял ко мне интерес. «Забыв» даже пригласить на послепремьерное обсуждение спектакля.

Фото УНИАН

Продолжить так и не состоявшийся тогда разговор о постановке меня подвигла статья Татьяны Мариновой «Регионалы» после балета замахнулись на мюзикл», опубликованная в №12 «2000» от 25.03.2011 г. Точнее, не столько сама статья, сколько приведенное в ней интервью с Владимиром Зубановым, написавшим совместно с Анатолием Толстоуховым либретто. Вопреки убеждению Мариновой, будто авторы не имели и понятия, что написали либретто, из него следует, что такое «понятие» они все же имели. Более того, не будучи историками, уверены, что поведали миру неизвестную ему историческую истину. После Украины намерены осчастливить ею даже Францию.

 

И мотив как будто убедительный. Эти бедные европейцы, по мнению Зубанова, «почти ничего не знают о том периоде нашей истории, который предшествовал Российской империи». Не знают они также, «что гунны вместе со славянами воевали против Римской империи». Надо сказать, не очень высокая аттестация европейцев. Хотя Зубанов мог бы и задуматься: если сказанное ведомо ему, сталепрокатчику, то, наверное, это знают и европейцы? Следовало бы также подумать над тем, приятно ли будет европейцам узнать, что наши «героические» предки громили вместе с гуннами римскую цивилизацию, а следовательно, и их, принадлежащих к этой самой цивилизации.

И уж совсем захватывает дух от следующего высказывания новоявленного историка: «Уверен, что спектакль о прошлом нашего героического народа станет лучшим учебником по истории Древней Руси». Самооценка, надо сказать, предельно завышена. Она и в наименьшей мере не вытекает из исторического содержания спектакля. Он ведь посвящен вовсе не Древней Руси, а, как отмечено в либретто, событиям V в. До образования этой самой Руси было около четырех столетий.

Еще менее корректно утверждение, что период, представленный в балете, «предшествовал Российской империи». Конечно, предшествовал. Но более чем за тысячу лет. Удивительно, что автор не вспомнил еще и Советский Союз, которому также предшествует балетное действо. В чем смысл столь странного пассажа, известно, видимо, одному Зубанову.

Посмотрев спектакль, я отнесся к нему как к красивой легенде или сказке о каком-то царе Гвидоне, имевшей место в «тридевятом царстве — в тридесятом государстве». Если бы авторы назвали свой балет «Властелин Великой Реки» и снабдили его ремаркой «легенда», никаких претензий к нему не могло бы быть по определению. Тем более что музыка композитора Евгения Станковича очень хорошая. Постановка балетмейстера Виктора Яременко также оставляет приятное впечатление. Как и в целом художественное оформление всего действа.

Однако поскольку авторы продолжают упорно настаивать на том, что создали исторический спектакль, который к тому же анонсируют как «лучший учебник», я вынужден хотя бы несколько слов сказать о его научной основе. Она не выдерживает никакой критики. Точнее, научности здесь нет совсем. Это справедливо в том числе и в отношении названия. Ни на одном из исторических этапов древняя отечественная история не знала деятеля, которого можно было бы назвать властелином Борисфена. Даже в киеворусские времена, когда торговые караваны русичей, следовавшие по Днепру, постоянно подвергались нападениям половцев.

И уж тем более не был таким «властелином» князь Кий. Летописное предание донесло до нас сведения о его визите к византийскому императору, попытке закрепиться на Дунае, возвращении на родину и основании Киева. Но в нем нет ни малейшего намека на те сюжеты, которые предложили авторы. Это ничем не подкрепленная фантазия. Вымысел. Но тогда при чем здесь князь Кий? Зачем с ним связывать свои не слишком грамотные представления о прошлом?

Ученые двести лет спорят о времени жизни Кия и основании им города. Одни полагают, что это было в VI в., в эпоху византийского императора Юстиниана I, другие относили эти события к VII в., когда в Константинополе правил император Ираклий. Третьи связывали предание со временами императора Маврикия (VIII в.). Аналогичные дискуссии вызывают и обнаруженные на Старокиевской горе остатки древнейших киевских укреплений. Их датируют VI—VIII вв.

Авторы либретто, совершенно проигнорировав результаты научных исследований, перенесли время жизни и деятельности Кия в V в., связав его не с византийской, но с римской историей. Прием этот не поддается разумному объяснению. И не только с научной точки зрения, но и с позиции здравого смысла. Зачем абстрагироваться от того, о чем хоть немного рассказано в источниках, и придумывать то, чего в них нет и в помине?

Я спросил у авторов, где происходит действие спектакля. Ведь «властелин» Борисфена, принимающий послов от разных стран, должен был иметь вполне реальную княжескую резиденцию. Киева, согласно им, еще не было. Ответ был обескураживающим: «А какое это имеет значение?» Для сказки или легенды не имеет, но вы же претендуете на историчность. Что же тогда вычитают ученики в вашем «учебнике»?

Апогеем исторической безграмотности является финальная часть спектакля. Она разворачивается на фоне роскошных декораций, изображающих на высоких днепровских кручах город, в котором множество храмов, увенчанных златоглавыми куполами. По замыслу авторов, таким видят Кий и его соплеменники город, который им надлежит построить. Но показывать такое — значит абсолютно не ориентироваться в духовном и вещном мире наших пращуров. Это же язычники, которые в V в., скорее всего, толком и не знали, что где-то уже существует христианство. Не видели они и христианских храмов. А таких, как на живописном заднике, вообще нигде в христианском мире в то время не было. Следовательно, подобного в их воображении и не могло возникнуть.

Ничего, кроме интеллектуального шока, не может испытать от такого финала исторически образованный зритель. Видимо, именно этим собираются шокировать авторы и Париж, о чем написала Татьяна Маринова. А еще, наверное, роскошными костюмами, которые нашим далеким предкам не могли присниться в самом сладком сне.

В заключение еще раз скажу, что сам по себе балет не вызывает отторжения. Он определенно событие в музыкальной жизни. О либретто сказать этого нельзя даже при очень большом снисхождении к авторам. Как говорится, Платон мне друг, но истина дороже. Творение Зубанова и Толстоухова — наглядное подтверждение известного поэтического афоризма: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Леонардо да Винчи: одиночество Титана

Личность Леонардо актуальна всегда. А поскольку 6 апреля 2020 г. будет отмечаться и...

Станислав Жирков: «Наш театр стал другим»

Государственный театр не имеет права на социальную пассивность. Каждый спектакль...

Певцом мира-2019 по версии BBC Cardiff стал украинец Андрей...

Победу на международном конкурсе оперных певцов в британском Кардиффе — кубок...

«Битлз» исчезают в полночь

C 27 июня в украинских кинотеатрах идет фантастическая комедия британского режиссера...

Много детей, старушка и бонус

С 20 июня в прокате альманах Oscar Shorts — подборка из пяти лучших короткометражных...

Сорок восьмая — тихая, скромная

Из победителей европейских фестивалей на «Молодости»-2019 показали лауреатов...

Загрузка...

«Молодость» — весенняя версия

С 25 мая по 2 июня в Киеве пройдет 48-я по счету «Молодость»

Война за «Сериальный трон» началась

«Игра престолов» кончилась, но дело ее живет: сможет ли Украина снять свою...

Алла Пугачева. Стоп-игра!

Единственным сольником в Кремле отметила 70-летие Алла Пугачева

Дмитрий Саратский: «Много раз собирался купить...

Дмитрий Саратский рассказал «2000», что к ответственному чтению его приучила...

«Евровидение-2019»: за кого голосует украинский...

Ведущий и наиболее авторитетный портал новостей о «Евровидении» — ESCToday —...

А мэтры здесь скучные

В рамках «Французской весны» в Киеве прошел Фестиваль допремьерных показов. В...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка