Объединим два — останется один

№15 (554) 15 - 21 апреля 2011 г. 13 Апреля 2011 0

Пражская государственная опера пережила две мировые войны, здесь выступали Рихард Штраус и Елена Образцова, но фундамент одного из самых красивых зданий чешской столицы зашатался под инициативами местных либералов-реформаторов.

Правительство Чехии экономит на всех и вся, то и дело оправдываясь за коррупционные скандалы, а культура страны, похоже, волнует власти меньше всего. Министр культуры Иржи Бессер, стоматолог по профессии и большой поклонник хоккея, намерен объединить труппы Пражской оперы и Национального театра. При этом спектакли госоперы пользуются популярностью иностранцев и чехов, а ее самоокупаемость выше, чем у Национального театра. Что будет в результате? Оперные певцы, хористы и балетные танцоры потеряют работу. Некоторые из них в лучшем случае смогут выступать время от времени как внештатные сотрудники с предпринимательскими лицензиями на творческую деятельность.

«Экономия, экономия и экономия» — этот девиз любят повторять члены правительства страны на пресс-конференциях. Некий тележурналист не выдержал и сказал: «Вы повторили одно и то же слово три раза».

Так называемая грязная зарплата сотрудников Пражской оперы — 22 тыс. крон (около 900 евро). Из этой суммы нужно вычесть примерно четверть на социальное и медицинское страхование. Подобную зарплату в стремительно дорожающей Чехии получает секретарша в частной фирме. Так что опере преданы только настоящие фанаты своего дела.

Пражский Национальный театр
Пражская государственная опера

Доведенные до отчаяния артисты решились на последний шаг: перед одним из спектаклей, после поднятия занавеса часть труппы предстала перед зрителями кто в сценических костюмах, кто в повседневной одежде, и один из певцов зачитал протестное письмо. «Это единственная возможность донести до общества нашу точку зрения, извините нас», — закончил он свою речь.

Нет никакого экономического обоснования объединения театров. Министерство действует наобум, преследуя единственную цель — сэкономить бюджетные средства. Несмотря на невысокие зарплаты четырехсот сотрудников оперы, именно расходы на труппу наиболее ощутимы.

Министр культуры Иржи Бессер не нашел ничего лучшего, как уволить руководителя Пражского оперы Радима Доланского, не согласного с объединением и открыто заявившего, что финансовая выгода от этого сомнительна. Временным руководителем назначили Ондржея Черного, директора Национального театра, ранее сократившего до минимума количество классических спектаклей, — по словам некоторых солистов, пан директор «классику не понимает». Похоже, преданность труппы Государственной оперы своему делу ему тоже не понять.

Когда Черный начал выступать перед артистами, те стали покидать зал. «Подождем, пока они уйдут», — невозмутимо сказал новый руководитель и продолжил свою речь о пользе объединения исключительно перед сотрудниками Национального театра.

В интервью Чешскому телевидению Радим Доланский напомнил, что во всем мире театральное искусство датируется государством: «Самоокупаемость Пражской государственной оперы составляет 45% — это больше, чем у Национального театра. Для сравнения, показатель самоокупаемости Венской оперы — 37%. Лидирует лондонский Ковент-Гарден с 75%. Считается, что самоокупаемость государственных театров не должна быть ниже 20%».

Артисты писали письмо министру Бессеру, даже устроили коллективное пение перед зданием министерства культуры. Его глава заявил, что понимает их чаяния, но не сомневается в выводах рабочей группы своего ведомства, занимающейся объединением двух театров. На самом деле «рабочей группой» является некий театральный специалист Йозеф Герман, подготовивший концепцию объединения без экономических расчетов и общественной дискуссии.

Чешское телевидение заказало исследование двум никак не связанным друг с другом независимым экономистам. Выводы обоих сходятся: объединение театров не принесет финансовой выгоды, скорее наоборот, а увольнение сотрудников — слишком жесткая, радикальная мера.

В 2010 г. зал Пражской оперы был в среднем заполнен на 71%. Классические спектакли и трансляции из ведущих мировых театров пользуются любовью чешских зрителей, несмотря на кризис и драконовские меры правительства, готового залезть в карман каждому жителю страны, чтобы избежать судьбы Греции, Португалии, Ирландии и прочих символов хрупкости Евросоюза.

С другой стороны, правительство выделяет десятки миллионов на компенсации жертвам «нормализации» (читай — коммунизма) и за счет налогоплательщиков проводит на государственном телевидении масштабную кампанию по рекламе нового фильма Вацлава Гавела «Уход». Депутат парламента и бывший министр культуры Витезслав Яндак назвал фильм «откровенным браком и торжеством псевдогуманизма».

Вполне возможно, что оперу в Чехии скоро будут показывать только в трансляции из театров стран, у правителей которых еще остался здравый смысл. Кстати, руководство Национального театра готово проводить у себя свадебные церемонии. Сначала деньги, потом искусство. Так и до стриптиза на театральной сцене недалеко — прибыльная ведь штука!

Прага

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Сказка с подсказками

Это первый фильм Тарантино, который частично основан на реальной истории, и зритель,...

Танцуй, люби, побеждай

Триумф картины «А потом мы танцевали» вышел безоговорочным: ей достались и...

Леонардо да Винчи: одиночество Титана

Личность Леонардо актуальна всегда. А поскольку 6 апреля 2020 г. будет отмечаться и...

Загрузка...

Станислав Жирков: «Наш театр стал другим»

Государственный театр не имеет права на социальную пассивность. Каждый спектакль...

Певцом мира-2019 по версии BBC Cardiff стал украинец Андрей...

Победу на международном конкурсе оперных певцов в британском Кардиффе — кубок...

«Битлз» исчезают в полночь

C 27 июня в украинских кинотеатрах идет фантастическая комедия британского режиссера...

Много детей, старушка и бонус

С 20 июня в прокате альманах Oscar Shorts — подборка из пяти лучших короткометражных...

Сорок восьмая — тихая, скромная

Из победителей европейских фестивалей на «Молодости»-2019 показали лауреатов...

«Молодость» — весенняя версия

С 25 мая по 2 июня в Киеве пройдет 48-я по счету «Молодость»

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка