Обыкновенное карпатское чудо

№1v(729) 16 – 22 января 2015 г. 13 Января 2015 4

Михайло Нечай

Михайло Нечай

В Запорожье 26 ноября состоялся первый публичный показ тизер-трейлера (короткого видеотрейлера, рекламирующего будущий продукт) документального фильма о карпатском мольфаре Михайле Нечае. Запорожцы, собравшиеся на очередную встречу в культурно-просветительском клубе «ВУЛиК», одними из первых в Украине увидели кадры с человеком-легендой из Карпат – народным целителем Нечаем.

Интеллигентный дедушка в очках, похожий на сельского учителя, только не в аккуратном костюме-двойке, а в ярком гуцульском наряде, смотрит с экрана, приветливо улыбаясь зрителям будущего фильма. Если добрые волшебники XXI века еще живут где-то в потаенных уголках земли, они должны выглядеть именно так. Поэтому есть нечто зловещее в том, что столь позитивный, щедро делившийся личной энергией с окружающими, человек завершил свой земной путь трагически: 82-летний Нечай погиб от рук убийцы – одного из своих посетителей, оказавшегося невменяемым. Горька ирония судьбы состояла и в том, что всеобщая слава пришла к мольфару именно в момент его смерти: в июле 2011-го редкое украинское масс-медиа не опубликовало новость с заголовком вроде «Погиб последний карпатский мольфар».

Мастер-универсал

Мольфаром в гуцульской культуре называют человека, наделенного сверхъестественными способностями. Верить в них или нет, каждый решает на свое усмотрение. Но, согласитесь, даже самому рационально мыслящему индивидууму приятно иногда помечтать о чудодейственном решении личных проблем, прислушаться к авторитетному слову, да и просто погрузиться во «взрослую сказку».

Последним из мольфаров Нечай оказался или нет, точно не ведает никто. Мольфары особо себя не афишируют, и Нечай со свойственной ему открытостью представлял среди них исключение, не напуская лишнего туману на свою удивительную деятельность. Кроме того, у карпатского мага была и вполне «гражданская» профессия: он владел традиционным гуцульским ремеслом изготовления художественных изделий из металла, когда-то работал в цехе народных промыслов. А еще получил от государства звание заслуженного работника культуры Украины. Не за знание магических ритуалов, разумеется, а за то, что создал народный ансамбль музыкантов, играющих на дрымбе (щипковом музыкальном инструменте) «Струны Черемоша» и участвовал в нем в течение 40 лет! Нечай был еще много кем: музыкальным педагогом, этнографом-любителем, знатоком карпатского фольклора, и просто человеком, напутствие которого хочется получить.

Тизер представила автор фильма киевлянка Громовица Бердник. Журналистка и писательница с экзотическим именем, которое ей дал отец – известный украинский писатель-романтик и фантаст, мыслитель и общественный деятель Олесь Бердник, кропотливо собирала информацию о своем герое в течение 13 лет, регулярно приезжая к нему в село Верхний Ясенив на Ивано-Франковщине. Подобная возможность – настоящее журналистское везение! В каком-то смысле творческой удачей можно считать и то, что автор фильма провела рядом с Нечаем последнюю неделю его жизни и провела его в последний путь. Так замкнулся вечно актуальный круг жизни и смерти, впоследствии перенесенный в цифровое измерение кино.

На презентации тизера корреспондент «2000» записала наиболее яркие моменты общения зрителей с Громовицей Бердник.

Гуцул – наполовину язычник

– Почему, на ваш взгляд, мольфарство существует именно в Карпатах?

Громовица Бердник. Фото Василия Биченко– Традиция магической деятельности сохраняется не только в Карпатах украинских. Похожая система ритуалов и обрядов существует в румынских Карпатах, есть аналог и на Балканах. Как сказал один из героев нашего фильма, везде, где есть горы, там есть свои гуцулы, а где есть свои гуцулы, там есть свои мольфары (смеется – Прим. ред.). Есть несколько объяснений возникновения мольфарства, одно из них сугубо практическое: жить в горах испокон веков было трудно, непросто и сейчас. Природа часто недружественна к людям, опасна. Работать приходится тяжело – валить лес, сплавлять его по рекам. Неудивительно, что здешние жители всегда искали сверхъестественную помощь. Поэтому очень ценились те, кто знал, как правильно сосуществовать с природой, чтобы она не гневалась и была благосклонной. Ну и конечно, ценилась народная медицина и умение давать мудрые советы. На всем этом и специализируются мольфары.

Вообще в Карпатах каждый сам себе мольфар в некоторой степени, там это знание передается с деда-прадеда. Всякая семья должна оберегать себя сама. Среди гуцулов вера в бытовую магию распространена до сих пор. Возможно, городским жителям из других регионов Украины такой подход покажется странным, но это соответствует действительности.

Гуцульские женщины знают, какой ритуал нужно провести над коровой, чтобы у нее никто не «отобрал» молоко, с какими мыслями нужно идти косить траву, чтобы коса не сломалась, змея не ужалила и т. д. Еще есть интересный обычай, который гуцулы соблюдают при строительстве дома, но никогда в этом не признаются. Когда здание готово, первую доску из сруба строители отдают хозяину жилища. Потом ее прибивают на доме в определенном месте, обычно изображая на ней охранные символы. В этом случае доска приобретает силу оберега для семьи. Если же хозяин поссорился с мастерами, не заплатил или еще как-то их обидел, те в отместку могут не вернуть доску и провести определенный обряд. Это называется «зарубати хату». И семью начинают преследовать несчастья: хозяева болеют или преждевременно умирают, детям с вступлением в брак не везет.

В свое время Михаил Коцюбинский, путешествуя по Карпатам, написал: «Глубокий язычник, гуцул использовал христианство лишь для того, чтобы украсить языческий культ». Это было 100 лет назад, и в течение века почти ничего не изменилось: мотивы язычества сохранились на бытовом и на мировоззренческом уровне. Некоторые пожилые гуцулы до сих пор с утра молятся «Господу Богу – ясному сонцю – газді світовому», считая, что Солнце – лицо Бога. Михайло Нечай тоже говорил о себе, что он наполовину православный, а наполовину язычник – в том смысле, что умеет жить в единстве с природой, не нанося вреда ни ей, ни себе.

Без доверия не жди лечения

– Хорошо, а как объяснить результативность его помощи с позиций материализма? Может быть, мы имеем дело с интересным случаем «народной психотерапии»?

– Михайло Михайлович постоянно занимался самообразованием. Библиотека Нечая состояла из 5 тысяч томов, в том числе изданий на латыни, на польском языке. Книги были на самую разную тематику – от квантовой физики до современной эзотерики. Ничего шарлатанского в его деятельности я не заметила. Мне близко следующее определение магии: то, что действует на практике, но еще не изучено наукой. А такой аспект деятельности Нечая, как знахарство, вообще не вызывает недоверия. Если бабушка, тоже мольфарка, учила Михайла распознавать лекарственные растения еще с тех пор, когда носила внука за плечами, то какие могут быть сомнения в его искусстве пользоваться фитосредствами?

– Вы сами наблюдали ситуации, когда Нечай реально помогал своим посетителям?

– Конечно. Например, ребенок моих знакомых страдал диатезом с сильными высыпаниями. Целитель вылечил малыша за два сеанса. Также Нечай продлил жизнь соавтору моего фильма Игорю Иваницкому. Недавно он, к сожалению, ушел из жизни, но это случилось бы гораздо раньше, если бы не карпатский мольфар. Он говорил, что его «примівки», заговоры, сделанные им мольфы – обереги – будут действовать еще три года после его смерти. Вот хотите верьте – хотите нет, но так и получилось: прошло три года, и состояние Игоря резко ухудшилось, за два месяца он буквально «рассыпался» у меня на глазах.

– А противоположные случаи, когда магия и травы Нечая не возымели действия, бывали?

– Я не могу утверждать, что он исцелял всех на сто процентов. Много значило настроение, с которым посетители приходили к мольфару. Если оно совпадало с настроением Нечая, то эффект был. Но если люди, не успев ступить к нему на порог, сомневались в его способностях, грешили дурными мыслями и словами, на что они могли рассчитывать?

Как-то я в очередной раз приехала к Михайлу Михайловичу по писательским делам. Захожу во двор, там, как всегда, огромная очередь. Нечай принимал пациентов с восхода солнца до заката. Подхожу к началу очереди и говорю: «Вибачте, я не на прийом, я тільки привітаюсь із господарем й повідомлю, що вже приїхала». Только взялась за дверную ручку, как тут в спину раздается: «І ото не встидно брехати? Най би руки тобі відсохли!». Оборачиваюсь и понимаю, что эту реплику произнесла одна из женщин, сидящих в очереди. Я ответила: «Ви прийшли по допомогу й проклинаєте незнайому людину, не знаючи, чи правду вона вам сказала, чи ні? То з якими думками ви йдете до цілителя й чи допоможе він вам?..». Потом все-таки попадаю в рабочий кабинет к мольфару, здороваюсь, но о конфликте молчу. Выхожу, и та женщина снова обращается ко мне: «А мені тут говорять, що ви – та письменниця, що про Нечая книгу написала (речь идет о документальной книге «Знаки карпатской магии» – Прим. ред. ). То ви скажіть, дід помагає чи тільки бреше й гроші бере?». Мне осталось только руками развести. Но самое интересное оказалось потом, когда Михаил Михайлович, провожая партию посетителей, вышел во двор, посмотрел на сомневающуюся даму и посоветовал ей: «А ви в черзі не стійте, я все одно вам нічим не зможу допомогти».

Любопытно, что скептики попадались не только среди приезжих, но и среди земляков Нечая. Когда-то давно, в молодости, ему пришлось поработать в местной санэпидстанции. И этому незначительному факту некоторые почему-то придавали большее значение, чем огромной популярности Михайла Михайловича и всем его актуальным умениям: «Та що він там знає?.. Крис травив, а тепер людей лікує!». Не зря, наверное, мне навсегда запомнился его афоризм: «Нічого немає гіршого на світі, як старість та зависть». И еще второй: «Куля може пролетіти мимо, а слово, сказане невчасно, – ніколи».

Мольфар – не политтехнолог

– А что за «контингент» консультировался у Нечая?

– У него можно было встретить самых разных людей – от соседей, обратившихся с какой-то чисто бытовой просьбой, до политиков самого высокого ранга. В 2004-м во время президентских выборов к мольфару курсировали представительские авто, причем с флажками что одной, что другой политической силы. Вероятно, уговаривали «нашаманить» победу. Вмешиваться в выборы Нечай категорически отказался. Он говорил, что мольфары на политику не влияют, ведь выборы – это волеизъявление целого народа!

– Судя по презентации, работая над фильмом, вы не ставили перед собой задачу показать Нечая исключительно как кудесника из карпатской глуши.

– Для меня куда более важно показать его как умудренного жизнью человека с оригинальной, полной любви к людям, философией и невероятным чувством юмора. Подкупала его открытость, в том числе перед журналистами. Я в шутку называла его «пресс-атташе карпатских мольфаров». Михайло Михайлович любил угощать посетителей своей фирменной настойкой на 77 травах, приговаривая: «Якщо будете пити одну чарочку перед вечерею щодня, вас ніяка хвороба не візьме. Якщо вип’єте дві, то співатимете гарно. А якщо три зараз, то жінці буде одного чоловіка мало, а чоловіку – однієї жінки». Сам он никогда больше двух «чарочок» не употреблял.

Вообще о его трагическом уходе больше всех сожалели (кроме членов семьи, конечно) карпатские музыканты. Нечай не только был знатным специалистом по изготовлению дрымб, но виртуозно на них играл, умея исполнить самые сложные мелодии. В 1964 году, помогая съемочной группе работать над фильмом «Тени забытых предков», он учил играть на дрымбе Ивана Миколайчука. Михайло Михайлович хорошо помнил и актера, и самого Сергея Параджанова. Автора «Теней…» Нечай консультировал по созданию образа одного из героев фильма – Юры-мольфара.

– Михайло Михайлович делился с кем-то своими знаниями?

– Нет. Насколько я понимаю, это была его принципиальная позиция: не иметь учеников. Сейчас люди больше любят деньги, чем искусство и других людей, а мольфарство – тоже искусство, и невозможно быть мольфаром, не имея любви к тем, кто приходит просить помощи. Лучше умереть со своим даром, чем передать его недостойному – так Нечай говорил в последние дни своей жизни. Хотя лично знаю человек двадцать, уверяющих, что они являются его учениками. Впрочем, самозванцев и желающих «примазаться» к посмертной славе великого человека хватало во все времена.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Сорок восьмая — тихая, скромная

Из победителей европейских фестивалей на «Молодости»-2019 показали лауреатов...

«Молодость» — весенняя версия

С 25 мая по 2 июня в Киеве пройдет 48-я по счету «Молодость»

Война за «Сериальный трон» началась

«Игра престолов» кончилась, но дело ее живет: сможет ли Украина снять свою...

Алла Пугачева. Стоп-игра!

Единственным сольником в Кремле отметила 70-летие Алла Пугачева

Дмитрий Саратский: «Много раз собирался купить...

Дмитрий Саратский рассказал «2000», что к ответственному чтению его приучила...

«Евровидение-2019»: за кого голосует украинский...

Ведущий и наиболее авторитетный портал новостей о «Евровидении» — ESCToday —...

Загрузка...

А мэтры здесь скучные

В рамках «Французской весны» в Киеве прошел Фестиваль допремьерных показов. В...

Миллион за украинку

На прошлой неделе в прокат вышла «Гуцулка Ксеня», которую заранее называют...

Женское киносчастье

В этом году Международный женский день как никогда актуален для кинематографа. Тема...

Алена Лазуткина: «Книги — это моя жизнь»

Алена Лазуткина рассказала «2000», что у огня читать любит, а у воды нет, что терпеть...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка