Одинокое молчание человека

№35(831) 1–7 cентября 2017 г. 29 Августа 2017 3

Константин Мохнач, как и его персонаж, увлекается скалолазанием, но в остальном они очень разные люди

В последний день лета в прокат вышел самый необычный украинский фильм этого года. Режиссер Валентин Васянович снял «Уровень черного» без бюджета, без сценария, без съемочной группы. А еще в его картине нет ни единого слова.

Молодая женщина позирует для фотосессии в ярко освещенной комнате. Молча, без тени улыбки на лице, принимает разные позы, взмахивает накидкой. Слышны щелчки затвора, камера бесстрастно наблюдает за процессом.

Мужчина и женщина, не разговаривая друг с другом, едут по лабиринтам подземного гаража. Добираются до места, опускают дверь-ролет, занимаются любовью в машине. Камера все так же неподвижна.

Мужчина у себя дома. На стенах в коридоре зацепы для скалолазания. Мужчина пытается подняться по ним, ни разу не упав. Кроме него, в квартире кошка и старик в инвалидной коляске.

Мужчина с женщиной сидят в авто. Они о чем-то ожесточенно спорят, но камера установлена снаружи, и зрители не слышат ни звука. Потом женщина резко встает, захлопывает дверь и уходит.

Мужчина стоит на возвышении. Внизу причудливое строение, возле него группы людей. Обычный зритель разглядит детали и поймет, что происходит, чуть погодя. Киевлянин сразу заметит: это столичный крематорий. На экране похороны.

В «Уровне черного» тридцать пять сцен. Все они сняты статичной камерой и длятся две-три минуты. Персонажи почти все время молчат, а если порой и разговаривают, то разобрать слова невозможно — издалека или за стеклом слышен лишь слабый невнятный гул.

У тех, кто следит за отечественным кинематографом, этот прием немедленно вызывает в памяти нашумевшее «Племя» Мирослава Слабошпицкого. Главная фишка той ленты, собравшей четыре десятка призов на престижных международных фестивалях, включая Каннский, состоит в том, что снята на языке глухих без субтитров и звукового перевода. Продюсером «Племени» был Валентин Васянович. Тут можно сделать скоропалительный вывод, что «Уровень черного» — работа вторичная и эпигонская. Но это не так.

Дело в том, что одно стержневое сходство дополняется множеством ветвящихся различий. Персонажи «Уровня черного» молчат не потому, что не могут разговаривать, а потому, что говорить им по большому счету не о чем. Здесь совершенно другой герой, другая проблематика, другая атмосфера, другой принцип организации времени и пространства. Васянович снял фильм об одиночестве и череде потерь. Но главное — об упрямом витальном стремлении несмотря ни на что преодолеть себя.

Основная особенность «Уровня черного» в том, что это чистый экспромт, непринужденный эксперимент и вообще, на первый взгляд, чуть ли не вопиющая любительщина. Мало того что в ленте Васяновича нет ни одного слышимого слова, так она еще снималась без сценария, без команды, без традиционных технических средств и с участием одной-единственной профессиональной актрисы — Екатерины Молчановой. А еще фактически без денег. Бюджет в 10 000 долларов — сущая формальность, надо же было что-то указать в реквизитах.

Ко всему прочему Васянович искренне признается, что в начале работы над фильмом у него не было ни малейшего представления о том, какую картину он снимает. Просто так вышло, что режиссеру понравилось несколько выразительных локаций и остро захотелось поработать над собственным проектом. Он позвонил своему старинному приятелю киевскому фотографу Константину Мохначу: Костя, ты все равно сейчас без работы — поехали кое-что поснимаем. Костя ответил: поехали.

«Уровень черного» — кино очень простое, и в этом его главная сложность. Массовый зритель привык, что визуальный ряд в фильме обязательно сопровождается вербальным, что суть происходящего на экране разжевывается в диалогах. Васянович обходится без звуковых подпорок, и это тот случай, когда дефект становится эффектом. Отсутствие слов подчеркивает отчужденность персонажей, эмоциональный вакуум, в котором они обитают.

Только в одном из 35 эпизодов герой Константина Мохнача (кстати, тоже Костя, что неудивительно) выпрастывается из кокона и позволяет чувствам взять над собой верх. Безумный танец, исполняемый им на останках празднования 50-летнего юбилея, мог стать финалом картины, но Васянович предпочел подвести черту иного рода. Венчать историю торжеством отчаяния было бы ошибкой.

Сейчас финальный эпизод кажется единственно возможным. На самом деле у режиссера было несколько вариантов, и лучший он выбрал словно по наитию. Впрочем, что уж говорить о финале, если по наитию снят весь фильм. Как писал Пастернак о сочинении стихов, «чем случайней, тем вернее». Оказывается, иногда этот принцип работает и в кино.

Когда верстался номер, стало известно, что Украинский оскаровский комитет выбрал «Уровень черного» в качестве национального претендента на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Сказка с подсказками

Это первый фильм Тарантино, который частично основан на реальной истории, и зритель,...

Танцуй, люби, побеждай

Триумф картины «А потом мы танцевали» вышел безоговорочным: ей достались и...

Леонардо да Винчи: одиночество Титана

Личность Леонардо актуальна всегда. А поскольку 6 апреля 2020 г. будет отмечаться и...

Загрузка...

Станислав Жирков: «Наш театр стал другим»

Государственный театр не имеет права на социальную пассивность. Каждый спектакль...

Певцом мира-2019 по версии BBC Cardiff стал украинец Андрей...

Победу на международном конкурсе оперных певцов в британском Кардиффе — кубок...

«Битлз» исчезают в полночь

C 27 июня в украинских кинотеатрах идет фантастическая комедия британского режиссера...

Много детей, старушка и бонус

С 20 июня в прокате альманах Oscar Shorts — подборка из пяти лучших короткометражных...

Сорок восьмая — тихая, скромная

Из победителей европейских фестивалей на «Молодости»-2019 показали лауреатов...

«Молодость» — весенняя версия

С 25 мая по 2 июня в Киеве пройдет 48-я по счету «Молодость»

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка