Оксана Сташенко: «Я остановилась в шаге от убийства!»

№40 (576) 7 - 13 октября 2011 г. 05 Октября 2011

Оксана СТАШЕНКО прописана фактически в каждом доме — судмедэксперта Жанетту Петровну Сельскую, образ которой актриса воплотила в сериале «Возвращение Мухтара», мы видим на трех телеканалах сразу. В ее фильмографии более 70 сложных ролей. Ради совершенства в профессии она готова выучить китайский язык и обнажиться в кадре без дублерши. Режиссеры это ценят. Они трижды приглашали Оксану в Америку — сниматься в главных ролях. Нам удалось побеседовать с актрисой международного формата.

Покорительница Голливуда

— В сериале «Парижане» вы работали с Пьером Ришаром. Удалось ли найти общий язык с мэтром французского кино?

— Он потряс меня своей закрытостью, нервозностью. Съемочная группа сидела как на пороховой бочке: все время ждали, когда Ришар «рванет». В Москве он сорвал несколько прямых теле- и радиоэфиров по причине «не хочу». Было так жалко разочаровываться в нем! Ведь мне есть с кем сравнивать! В фильме «Любовь неизведанного пространства» («Перестройка») я снималась с Мюрреем Абрахамом, который получил «Оскар» за роль Сальери в фильме «Амадей». Этот оскароносец был открытым и радушным с коллегами и, представьте, лично на меня носки шерстяные надевал в холодный день. Он замечательный собеседник: образованный, умный. Ришар же очень капризен. Съемки фильма Славы Цукермана «Перестройка» оставили самые лучшие воспоминания. Ни о какой перестройке там нет и речи, это любовная история.

— Как вас заметил Цукерман?

— Это было в Америке, на съемках фильма «Гражданин начальник-2». Я играла Люсиль Живьен, которая помогала русским операм распутывать грязные делишки олигархов. Однажды на съемочную площадку в центре Нью-Йорка пришел мужчина преклонных лет, очень похожий на Оле-Лукойе. Этот джентльмен общался с режиссером Аркадием Кордоном, и я решила, что они друзья. А потом, между дублями, мы вместе пили кофе. Через год мне позвонили с «Мосфильма»: «Оксана, приехал легендарный Цукерман и требует тебя». Я приехала. Навстречу с раскрытыми объятиями вышел Оле-Лукойе.

— Почему Цукерман пригласил на главную роль именно вас?

— Трудно сказать, но он полностью переписал сценарий «под меня». События в картине начинались в 1973 г. Когда мне сделали прическу, надели костюм 70-х, Слава сказал: «Ой, прямо как моя Нина». С женой он познакомился во ВГИКе, они вместе прошли тяжелый путь эмиграции. Но всемирное признание Цукерман получил уже как американский режиссер после фильма «Жидкое небо», по нему теперь обучают в киношколах и академиях кино. И хотя у культового режиссера Славы Цукермана сниматься было сложно, эта работа доставила мне огромное удовольствие. Приятно, что мое имя в титрах значится третьим после Мюррея Абрахама и Сэма Робертса.

— Если не секрет, на что вы потратили американский гонорар?

— Купила в Москве новую квартиру.

— Как вам удалось выучить китайский?

— В 1996-м я полгода снималась в 30-серийной картине по заказу Центрального телевидения КНР «История Гонконга». Теперь говорю по-китайски и езжу в эту страну каждый год. Так увлеклась восточной культурой, что дома создала собственную Северную Индию. На полу — бамбуковые циновки, стены в растительных тонах. От цивилизации осталась только ванная комната. И та по фэншую. На зеркале губной помадой начертан телевизор. Есть такой секрет: нарисовать на зеркале то место, где вы хотите находиться.

— Признавайтесь, с чего начались любовные университеты?

— Впервые влюбилась в четыре года, в детском саду. Избранника звали Олег Колесов. Страсть была неземная, пока я не ушла из детсада в первый класс. Сейчас об этом человеке знаю только то, что он стал неплохим футболистом. Верность ему хранила до второго класса. Потом мое сердце «взорвал» сосед по парте. В 12 лет влюбилась в будущего артиста Олега Лунина. Любила его до 15, пока после 9-го класса не поступила в Саратовское театральное училище. Из-за Сергея Пускипалиса, который был на два курса старше, не раз плакала в подушку: ему нравились девушки лет 17—18, а на меня он не обращал внимания.

— А как же первый поцелуй?

— Это было в 18 лет, в Самаре, на летних каникулах. Мальчик, с которым меня познакомили в тот день, оказался очень скор на руку. Мне это не понравилось. Вернувшись домой, я пыталась осознать случившееся. Мне показалось, что я неправильно целовалась. И стало за это так стыдно, что я заплакала. Пришлось приложить максимум усилий, чтобы с этим парнем больше не встречаться. Не целовалась я после этого долго. До 20 лет не заморачивалась личной жизнью. А в 20 чуть не вышла замуж за Влада Фролова. Мы познакомились в Липецке, куда я приехала работать после училища. А он, артист Тюменского драмтеатра, был там на гастролях. В Тюмень я ехать не могла: там есть свое театральное училище, и все женские роли в театре, конечно, уже разобрали. Я нашла Каменск-Уральский театр — под Свердловском. Восемь часов на автобусе не были для нас преградой, встречались при любой возможности. Все шло к свадьбе, но оказалось, что расстояние не всегда укрепляет отношения. Однажды я приехала к нему без предупреждения и уличила жениха в измене, за неделю до свадьбы. Ушла.

Я жила в булгаковском доме!

— Как в вашей жизни появился Игорь Китаев?

— В 1989-м приехала в Москву, к друзьям. В эти дни проводилась актерская биржа, меня пригласили в первую антрепризу по пьесе Михаила Задорнова «Последняя попытка». Здесь и состоялось еще одно судьбоносное знакомство — с актером Игорем Китаевым. И снова вспыхнула любовь. Мне было 23 года. Я ему сразу сказала, что в Москве оставаться не хочу. Он страшно удивился: «Дура! Хоть на ложках играть, лишь бы в Москве!» И я согласилась. Мы вступили в брак и жили в выселенном булгаковском доме — в том самом подъезде, где сейчас висит мемориальная доска. Поселились на пятом этаже, шестого не было. Когда дождь на улице заканчивался, у нас в квартире он шел еще часа три. К счастью, отопление, свет и газ в доме не отключили. Но периодически являлась милиция и взимала дань. Кроме нас, в подъезде жили музыканты, режиссеры, художники. А в доме действительно творилась какая-то чертовщина. Я постоянно слышала чужие шаги и даже кашель. Однажды вышла на кухню, а там яичница жарится. Ужас! Когда стала зарабатывать, мы сняли квартиру в Сокольниках. Игорь начал пить, и я после неудачных попыток вылечить мужа от него ушла.

— Чем зарабатывали на жизнь?

— В 1993-м стала активно сниматься. В неделю проходила по 30—40 кастингов: снималась в туристических рекламных роликах в Польше, на турецком телевидении вела программу «Стамбул глазами россиян». Долго работала в Америке, скопила деньги на однокомнатную квартиру. Потом приобрела четырехкомнатную. Но... крепко вляпалась со вторым замужеством и практически все потеряла. Супруг оказался брачным аферистом.

— Как же вас угораздило попасть в такую историю?

— Влюбилась по уши! Не разглядела холодного расчета в его глазах. До меня он был женат, растил ребенка, но его быстро раскусили и выставили вон... Ничего об этом я не знала. Нрав у него был крутой. Я пять лет ходила избитая и пыталась сохранить семью! А он организовал мое отравление. Вынудил меня написать завещание. Когда я стала давать отпор, подонок пошел дальше. Нанятые им отморозки душили и избивали ногами мою маму — требовали деньги. В МУРе мне сказали: «Нету трупа — нету дела!» А следователь добавил: «Можно, конечно, афериста посадить. Но он психически нездоров, поэтому получит два года условно. Представьте, что будет, когда он выйдет из зала суда. Разбойное нападение уже было. Дальше вполне реально убийство». После такого разговора я разменяла четырехкомнатную квартиру, но сохранила жизнь себе и маме. К счастью, я много снималась, и мое материальное положение быстро поправилось.

— Что было дальше?

— В июле 2006 г. я ехала с одного детского кинофестиваля на другой — из «Орленка» в «Артек». Юра Морозов (режиссер к/ф «Марфа и щенки») предложил заночевать в Коктебеле, в мини-отеле брата его лучшего друга. Из ворот вышел человек с собакой. Накормил, спать уложил, а рано утром мы уехали. Я этого Робин Гуда толком и не разглядела. Из Крыма улетела в Киев на съемки «Мухтара». А через несколько дней мой знакомый режиссер снова побывал в Коктебеле и прислал мне SMS: «Тебе привет от Ирвина и Игоря». А я в ответ: «Чего ж Игорь сам не передаст?» Он написал, завязался SMS-роман.

Однажды Игорь сам приехал в Киев. У меня был выходной, мы целый день гуляли по городу. И я ощутила себя с ним как за каменной стеной. Такой он человек: большой, добрый, малоразговорчивый, источающий надежность и уверенность... Я же, наоборот, суматошная, активная, буквально разрывающаяся тогда между Киевом и Москвой. Роман получил продолжение в путешествиях — мы вместе побывали в Китае (я как раз снималась в Гонконге), потом в Лапландии. В новогоднюю ночь в Коктебеле Игорь сделал мне предложение. 7 апреля 2007 г., на Благовещение, мы расписались, а 20 мая — обвенчались и отправились в Египет, в свадебное путешествие.

Порой судьба преподносит удивительные сюрпризы: Игорь окончил МИФИ, занимался ядерной физикой. И если бы не поместье в Коктебеле, мы никогда бы не встретились! Он ушел из науки, занялся гостиничным и земельным бизнесом. И заявлял друзьям: «Артисток в моей жизни не будет!» Я купила его искренностью. Оказывается, он задавал мне какие-то вопросы, а я на них отвечала прямо, не кокетничая и ничего не скрывая. Мужчина, который всю жизнь слыл ловеласом, вдруг понял, что ему нужна открытая личность, а не загадочная женщина. Он знал, что я актриса и буду сниматься. Но чувство собственности в нем возобладало: ты — моя жена, должна быть дома. Я так не могу. Мы расстались. Мои расставания с мужчинами происходили только потому, что я не собиралась страдать. Если любовь заканчивается и по какой-то причине люди не могут перевести ее в большую человеческую дружбу, зачем быть друг другу в тягость?

— Наверное, в награду за честность в отношениях с мужчинами судьба послала вам Влада Мину, нынешнего мужа...

— Если бы в моей жизни не было всего того негативного, что со мной произошло, вряд ли бы я оценила то, что имею. Несколько лет назад на студии Влада «Хит Украины» я записывала свои альбомы. Мы общались эпизодически четыре года, причем исключительно по делу. Однажды он сказал: «Ты ездишь по миру — это же так интересно!» И я пригласила его в Индию. Это контрастная страна, и путешествовать там лучше с попутчиком.

— Я продал машину, и мы поехали, — подключается к разговору Владислав. — Я ходил с Оксаной по горам по 17 км в день.

— И где же она вскружила вам голову?

— Душа запела в городе Варанасе, где ежедневно утром и вечером проходит церемония под названием пуджа. Во время этого ритуала индусские священники совершают жертвоприношение — возлагают цветы, ладан и еду к изображению, символизирующему божественный дух. Сотни людей приходят на берег реки Ганг приобщиться к ритуалу. Чтобы получше рассмотреть церемонию, вечером мы взяли лодку напрокат, а утром встретили рассвет у набережной Ганга.

— Я до сих пор не понимаю, что там произошло, но наши отношения изменились в одно мгновение, — замечает Оксана. — Мужчины относятся ко мне с опаской — слишком уж бойкая моя Жаннетта Петровна. К слову, по замыслу моя героиня должна была появиться только в нескольких сериях. Роль практически не была выписана. И я горжусь, что мне удалось придумать для нее жизненную историю. Например, я придумала, что у Жанетты в одной из колб всегда налит коньяк. Профессия судмедэксперта не из легких. Спиртное под рукой не помешает — стресс снять, поддержать душевный разговор, утешить. Такой характер пугает мужчин.

А те, кто смотрел сериал «Красная площадь» или читал одноименный роман Эдуарда Тополя и Фридриха Незнанского, были близки к шоку от моего полковника милиции Надежды Павловны Малининой. Почему-то только мужчины, отбывающие срок в колониях строгого режима, точно понимают, что на сцене актриса, а на экране не я, а моя героиня. Я уже трижды с благотворительными концертами приезжала в исправительные колонии. И когда в феврале покидала территорию Липецкой зоны, за забором четко слышала, как хор мужских голосов скандировал по слогам: «Мы вас любим». Однажды рецидивисты оказались прямо на съемочной площадке. Когда после нескольких съемочных часов мы прервались на обед, из подъезда дома, что поблизости, милиционеры вывели двух преступников. «Смотрите, преступника поймали!» — крикнула я. А милиционеры сказали: «Мы полдня ждали, пока вы закончите съемку, чтобы можно было вывести рецидивистов!» Представляете, пока мы ловили преступников в кино, настоящие были у нас за спиной!

— «Красную площадь» я посмотрел в феврале, когда для поездки в Липецкую зону мы делали монтаж Оксаниных ролей, — признался Владислав.

— С этой ролью связана удивительная история, — вспоминает Оксана. — Когда на день рождения к режиссеру Али Хамраеву пришел Эдуард Тополь, я встала и произнесла: «Эдуард, я — ваша Малинина!» И Тополь ответил: «Пустите меня к этой женщине, ее персонаж — единственный, который был сыгран так, как я его написал». Он не отходил от меня весь вечер. А потом подарил книгу «Эротика» с дарственной надписью: «Самой эротичной актрисе кино». Мне было очень приятно. В «Красной площади» я снималась с Андреем Соколовым. Более нежного и трепетного партнера в откровенных сценах у меня не было. Когда режиссер сказал: «Стоп!», Андрей посмотрел на меня и произнес: «Оксаночка, ты такая красавица!» На экране все почти невинно, но Соколов стоял с поднятым одеялом и видел меня во всей красе. При этом по сценарию мы изображали страсть на грани ненависти!

— Оксана, о чем вы мечтаете?

— О ребенке. В юности я совершила глупость, сами понимаете какую. Все попытки искусственного оплодотворения оказались неудачными. Теперь полагаюсь на Бога. Если нам суждено иметь ребенка, он у нас появится.

— Какие ваши новые работы мы увидим в кинотеатрах и на телевидении?

— Меня все чаще стали приглашать на драматические роли. Скоро выйдет фильм «Брат и сестра» режиссера Александра Баранова (к/ф «Участок», «Громовы»), мою героиню зовут Зинаида. Это поразительная роль: алкоголичка, полюбив, превращается в прекрасную и нежную женщину.

Параллельно идет работа над новым 100-серийным блоком «Возвращение Мухтара». Удивительно, что этот семейный сериал уже 6 лет показывает такой высокий зрительский рейтинг.

8 апреля заканчиваются съемки у режиссера Александра Итыгилова в детективе «Пончик Люся». Мы снимали его в Крыму — в Массандровском дворце, на Ай-Петри, возле форосской церкви, на набережной Ялты. Итыгилову было трудно. Он пригласил в картину многих любимых зрителем артистов, но так и не смог собрать их на одной площадке хотя бы на денечек. Мой персонаж Надежда настолько светлый человек, что все, кто с ней знакомится, меняются к лучшему. Даже преступник, который держит ее в заложницах несколько суток. Я шесть лет снималась в «Возвращении Мухтара», в других детективах, а заложницу довелось играть первый раз.

— Что еще пришлось попробовать впервые?

— Режиссер Макс Паперник недавно снял меня в скетч-шоу «Любовь в большом городе». Я никогда не работала в этом жанре — между клоунадой и комедией, но, думаю, зрители должны мне поверить. В этом проекте я сыграла две роли — сибирскую женщину, полюбившую официанта, и педагога по фортепиано, которая любит своего ученика и вино. Этот персонаж из эпохи 30-х разговаривает в манере Вульфа и Раневской.

— Оксана, а почему вы молчите о книге — записках путешественницы, которую от вас ждут издатели?

— Никак не получается окончательно подготовить рукопись к печати. В этой книге я детально описала все свои путешествия шаг за шагом — Таиланд, Китай, Индия, Франция.... Например, в Индии практически нет уличного света. И когда туристы отправляются вечером в театр, вызывают такси. А мы взяли рикшу. Но вдруг пошел ливень, мы ехали в темноте, смеялись, рикша бежал по лужам и шутил. При этом по силе голоса мы понимали, что он поворачивал к нам голову. А зачем смотреть вперед? Все равно ничего не видно.

— Книга только о зарубежных поездках?

— Я не могу отдыхать в русскоязычных странах, потому что не умею отказать друзьям, коллегам, журналистам. И в свободный от работы день бегу к кому-то на телеканал, даю интервью. А за границей мой слух отдыхает, ведь вокруг звучит чужая речь. Меня окружает другая природа, я ем что-то необычное, покупаю диковинные сувениры, одежду. Чтобы дарить людям веру в то, что жизнь прекрасна, надо самой впитать в себя радость от этой жизни, разнообразие красок и ароматов.

Между съемками у меня есть две недели, чтобы привести рукопись в порядок и сдать наконец ее в печать.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Улыбка Свободы

Забавные мини-скульптуры Колодко украшают столичный мост Сабадшаг (Свобода)

Кистью и шпагой

60 лет назад в прокат вышел фильм французского режиссера Бернара Бордери «Три...

Несколько слов о живописце Валерии Орле

В наши нелегкие времена, когда ковид существенно мешает проведению любого культурного...

Десять дней одного года

Ученые первыми заговорили о необходимости демократических гарантий от произвола....

О червячках, околовластье и комфорте

Моя цель — на каждом этапе получать удовольствие от собственного развития Я хочу...

Интервью Раисы Орловой с Наумом Коржавиным

Наум Коржавин: «Самиздат был большей частью чисто стихийным делом»

Джанни Родари: когда сказка реальней самой реальности

Волшебный голос Джельсомино оказывается сильнее и силы денег, и силы пропагандистской...

Приглашение переоценить жизнь

Суета жизни и узость кругозора меняют свои объекты, но не свою суть

Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка