Он научил нас родину любить

№24 (370) 15 - 21 июня 2007 г. 15 Июня 2007 5

16 июня 1992 года по телевизору сообщили, что «умер основатель этнологии Лев Гумилев». Тогда я еще не знал, что такое молитва за душу усопшего, но до окончания ее нелепого заменителя — минуты молчания — дождаться тоже не мог. Меня тянуло назад, в соседнюю комнату, к дивану, на котором меня и застало сообщение. И к оставленной на нем книге «Этногенез и биосфера Земли». Может, это нетерпение и было тем лучшим почтением памяти ее автора, на которое только и были способны такие, как я, постатеисты?

Этнологией в перестроечные годы разом увлеклись тысячи умов, неравнодушных к истории своих народов. Чего же недоставало им в, казалось бы, упорядоченной и ухоженной вотчине Клио? Вот как отвечал на этот вопрос сам Лев Николаевич: «За время обучения в университете и в аспирантуре будущему автору нередко внушается мысль, что его задача — выписать как можно больше цитат из источников и сделать вывод: в древности были рабовладельцы и рабы. Рабовладельцы были плохие, но им было хорошо; рабы были хорошие, но им было плохо. Все это, конечно, правильно, но вот беда — читать про это никто не хочет. Во-первых, потому, что это и так известно, а во-вторых, потому, что это не объясняет, например, почему одни армии одерживали победы, а другие терпели поражения, и отчего одни страны усиливались, а другие слабели. И, наконец, почему возникали могучие этносы и куда они пропадали».

В такой ироничной манере излагалась теория, объясняющая, почему на месте могучих цивилизаций возникали юные, еще малочисленные этносы, которые отвоевывали себе место под солнцем у гораздо более хищных и «стреляных» соседей. И почему этносы рождаются и умирают, почему в разном возрасте ведут себя по-разному. А еще — почему имена великих этносов переходят по наследству не только потомкам, но и народам, ими покоренным (т. н. «дрейф этнонима»).

Так, оказалось, что великороссы отличаются от русичей так же, как нынешние шебутные греки от монументально-задумчивых эллинов или хладнокровные эстонцы от пламенных врагов католических орденов — эстов.

«Грушевский... что это: подхалимаж или Наука?»

Разумеется, автор подобных умозаключений не мог не нажить себе врагов среди «наследников славы» Александра Македонского, Чингисхана, Атиллы или князя Святослава. Свидетельство тому — неоднократные осквернения могилы Гумилева почитателями кваснопатриотического романа «Память», который был скомпилирован, в общем-то, не самым худшим писателем 80-х специально с целью изничтожения «гумилевщины». Оно и понятно — куда как сладостней ощущать себя прямым потомком могучих витязей, нежели пусть и продолжающей культурную традицию Древней Руси, но все же «помесью» славян с угро-финнами и татарами.

Недолго потирали руки и «борцы за чистоту нации» украинской, лишившиеся гумилевскими стараниями ненавистного конкурента в борьбе за наследство Киевской Руси (а вернее — мифической Украины-Руси, выдуманной по госзаказу Венского двора). Ибо какая могла быть чистота у этноса, который возник лишь в XV ст. в результате переплавки еще более редких хранителей древнерусской традиции со степняками (взнос последних можно оценить по удельному весу половецких суффиксов принадлежности «енко» и «чук», печенежских «тян» и «дян», литовских «айло», наконец, польских окончаний даже в современных фамилиях).

Исчезнем и мы, уверял Гумилев. Главное — передать преемникам культурное наследие, если оно, конечно, достойно того. Но «обыватель, даже в стенах академий, готов допустить, что исчезнет кто-то, но не он и его институт», тут же предупреждал Лев Николаевич. И обыватель из стен советских академий воздавал ему сторицей. Тем более что теория этногенеза совершенно отрицала «классовый подход в истории».

Хотя нет, было все-таки у Гумилева упоминание о смене социально-экономических формаций, но опять же какое-то подозрительно не всеобщее: «В Европе в VIII—Х вв. бурно развивается феодализм, образуются классы, разделяются ремесло и земледелие за счет усовершенствовании техники, а в степях Евразии овцы поедают траву, псы охраняют овец, а пастухи ездят в гости друг к другу; единственное орудие производства — кнут, но совершенствовать его незачем».

Да и что еще можно было ожидать от отпрыска расстрелянного большевиками контрреволюционера и великого поэта Николая Гумилева и не менее «антисоветской» и великой Анны Ахматовой! Самого приговоренного к расстрелу и трижды сидевшего с перерывом на все четыре года войны.

Не потому ли Гумилеву так и не дали защититься по исторической специализации — диссертация прошла лишь на географическом факультете ЛГУ. И не потому ли его друзьями и соратниками стали в основном естественники, среди которых основоположник радиационной генетики Тимофеев-Ресовский (тот самый гранинский Зубр), палеогеограф и историк Вернадский (сын великого геохимика). А еще соседка по коммуналке Фаина Раневская. Она, как никто другой, могла оценить перлы его трактатов. Например: «Арабы защищались как умели, т. е. очень плохо и беспорядочно». Или «мусульманские халифы Испании нуждались не в шелках и мехах, а в рабах. Следовательно, надо было доставать юношей и девушек, а родители, как правило, их не отдавали».

Средство от мифотворчества

Впрочем, географы приняли Гумилева в свой круг отнюдь не за красивые словеса. Он первым обнаружил связь между периодами глобальных увлажнений Великой степи и расцветами кочевых цивилизаций. Даже тех, которые не оставили по себе материальных памятников. Вот как описывал гумилевское открытие Хазарии один из его последователей: «Гумилев открыл руины хазарских городов, тогда как до него... ни косточки хазарина, ни черепка вылепленного им горшка не удавалось найти...

...в поисках Хазарии поднялся он на валы золотоордынской крепости и увидел впечатанные в вершины этих валов раковины каспийских моллюсков, что стало доказательством перепадов уровня Каспия в исторический период. Каспий же тогда поднимался на 17 с лишним метров против хазарского периода, так что воды его размыли очень многое. Гумилев стал искать вне зоны затопления — и нашел. Само собою, нашлись людишки со степенями, постаравшиеся голословно опровергнуть его открытия. Они заявили, что найденная первая столица Хазарии Семендер — никакой не Семендер, а потом ткнули пальцем в какую-то другую позже найденную руину. Само собой, предъявить доказательство типа вывески Семендерпотребсоюза они не смогли. А Гумилев именно от своего Семендера стал вычислять положение последней хазарской столицы Итиля. Это позволяло сделать письмо хазарского царя Иосифа испанским евреям, писавшего, что кочуем обычно по треугольному маршруту, а Семендер и Итиль — вершины этого треугольника. И Гумилев вышел по этому маршруту к той точке волжского берега, где из обрыва торчал черепок хазарского горшка. «Выстрел» мысли искателя стал попаданием в яблочко». (Константин Крылов. Л. Н. Гумилев и судьбы человечества).

ЛГУ стал последним пристанищем ученого. А до того были и должности рабочего, и годы голодной нищеты, и скитания с матерью по квартирам ее почитателей. Даже публикации под именем «Анна Ахматова»: «После второго срока, ради хлеба насущного я занимался поэтическими переводами. Удалось опубликовать, под фамилией матери. Она, член Союза писателей, получала за такую работу больше» (из интервью казанскому журналу «Чаян», 1992 г.).

Под прикрытием незаидеологизированной палеогеографии и стали появляться в научных изданиях 60-х пока еще разрозненные положения революционной теории. Каждое из них достойно отдельного упоминания. Но главное то, что в период самого обильного поливания грязью нашей истории Гумилев вскрыл истоки этого мутного потока и показал, что отмытая от него родина наша достойна нашей же любви.

А «цивилизованность» — дело наживное: «Сама идея «отсталости» может возникнуть, только когда этносы, имеющие на самом деле различные возрасты, сравниваются, как будто они сверстники. Но это столь же бессмысленно, как сопоставлять между собой в один момент профессора, студента и школьника, причем все равно, по какому признаку: то ли по степени эрудиции, то ли по физической силе, то ли по количеству волос на голове, то ли, наконец, по результативности игры в бабки. Но если принять принцип диахронии — счета по возрасту — и сравнить первоклассника со студентом и профессором, когда им было тоже по семь лет, то сопоставление будет иметь научную перспективу. Диахрония напомнит, что цивилизованные ныне европейцы стары и поэтому чванливы и гордятся накопленной веками культурой, как и все этносы в старости, но она же напомнит, что в молодости они были дикими франками и норманнами, научившимися богословию и мытью в бане у культурных в то время мавров».

Так, может, стоит не искусственно старить себя и «идти в Европу», чтобы стать второстепенными европейцами, а держаться корней, чтобы продолжать расти?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Певцом мира-2019 по версии BBC Cardiff стал украинец Андрей...

Победу на международном конкурсе оперных певцов в британском Кардиффе — кубок...

«Битлз» исчезают в полночь

C 27 июня в украинских кинотеатрах идет фантастическая комедия британского режиссера...

Много детей, старушка и бонус

С 20 июня в прокате альманах Oscar Shorts — подборка из пяти лучших короткометражных...

Сорок восьмая — тихая, скромная

Из победителей европейских фестивалей на «Молодости»-2019 показали лауреатов...

«Молодость» — весенняя версия

С 25 мая по 2 июня в Киеве пройдет 48-я по счету «Молодость»

Война за «Сериальный трон» началась

«Игра престолов» кончилась, но дело ее живет: сможет ли Украина снять свою...

Загрузка...

Алла Пугачева. Стоп-игра!

Единственным сольником в Кремле отметила 70-летие Алла Пугачева

Дмитрий Саратский: «Много раз собирался купить...

Дмитрий Саратский рассказал «2000», что к ответственному чтению его приучила...

«Евровидение-2019»: за кого голосует украинский...

Ведущий и наиболее авторитетный портал новостей о «Евровидении» — ESCToday —...

А мэтры здесь скучные

В рамках «Французской весны» в Киеве прошел Фестиваль допремьерных показов. В...

Миллион за украинку

На прошлой неделе в прокат вышла «Гуцулка Ксеня», которую заранее называют...

Женское киносчастье

В этом году Международный женский день как никогда актуален для кинематографа. Тема...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка