Не по Труффальдино пиджак

№26(704) 27 июня — 3 июля 2014 г. 17 Июня 2014 0

Не по Труффальдино пиджак

Готовясь к последней премьере театрального сезона-- мюзиклу «Труффальдино из Бергамо», труппа Национальной оперетты, включая солистов, хор, балет, брали уроки фехтования. Как надо орудовать шпагой, артисты показали не только на сцене, а прямо на улице. Эти постановочные бои у стен театра стали преамбулой нового спектакля.

 13 и 14 июня оперетта выступила со свежей работой по мотивам комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ» на музыку российского композитора Александра Колкера. Публика в зале была приятно удивлении, ведь на премьеру из Санкт-Петербурга приехал сам маэстро. Визит этот неординарный, тем более учитывая, что 28 июля Александру Наумовичу, автору знаменитых песен «Стоят девчонки», «Опять плывут куда-то корабли», «Карелия» и многих других, исполнится 81 год.

 «Труффальдино из Бергамо» -- спектакль хоть и неблагодарный по затратам актерского труда (действо все время бурлит, сменяются и лица), зато для зрителя –то что надо. Нет здесь длиннющих монологов, где невольно заскучаешь, все к месту: музыкальные номера, танцы, емкие диалоги, шутки. В общем, характер тот, что и требуется для настоящей комедии дель-арте (комедии масок) с элементами буффонады, приправленной простоватым и понятным юмором.

Похож на дурачка, зато смышлен и ловок

 Свой излюбленный прием -- появление актеров в зрительном зале, Богдан Струтинский, худрук и постановщик, повторил и в этот раз. Невольно вздрагиваешь, услышав, как за спиной кто-то воинственно вскрикивает и звенит шпагой. Так театр, расширяя пространство, вовлекает в действо зрителей.

 Пока постановочный бой потрясает размахом (фехтуют на каждом свободном пятачке), глаз цепляют декорации -- работа Ирины Давиденко. Можно не сверяться с памятью -- дело происходит в Венеции, очень уж натуралистична панорама: Большой канал, каменный мост над ним, палаццо и соборы. Для пущей историчности по обеим сторонам сцены репродукции ведуты – венецианского городского пейзажа, которым славились Джованни Каналетто и Франческо Гварди.

 Аплодисментов удостоилась эффектная находка (из-под моста к краю сцены выплывает гондола). Взяв прекрасную пассажирку, гондольер гребет обратно, лодка на малюсеньких колесиках движется плавно под убаюкивающие звуки баркаролы.

 К оформлению постановки художники-декораторы подошли изобретательно. Пусть все эти изящные здания, богато украшенные лепкой интерьеры, патио (дворики) выглядят громоздко и занимают все сценическое пространство, но вместе с тем мобильны. Пока, скажем, ловкач Труффальдино рассуждает о том, что с виду он глуп и вышел из народа, да на дурачка порой похож, картинка меняется.

 Казалось, только народ веселился на улице, и вмиг мы оказываемся в доме богатого купца Панталоне, где происходит помолвка его дочери Клариче и сына местного доктора – Сильвио Ломбарди. Сюда приходит Труффальдино, чтобы запутать всех героев окончательно, но к финалу соединить влюбленные сердца и самому не остаться внакладе. Его награда – благосклонность пышнотелой служанки Смеральдины.

 В советские времена была очень популярна музыкальная комедия «Труффальдино из Бергамо» (реж.Владимир Воробьев) с Константином Райкиным в роли хитреца-слуги и Натальей Гундаревой -- простодушной служанки. В картине тоже звучит музыка Александра Колкера.

 Труффальдино в киевской версии исполнил Дмитрий Шарабурин. В отличие от Константина Райкина, который мог в крупных планах играть лицом, а мимика у Константина Аркадьевича невероятно выразительна, Дмитрию пришлось сосредоточиться на пластике. С этой стороны он показал себя в лучшем свете: легко чувствовал себя на сцене, неплохо танцевал, а отличная растяжка только подтвердила физическую форму артиста.

 Ирине Беспаловой-Примак досталась роль Беатриче, вынужденной носить мужское платье и называться именем своего убитого брата Федерико Распони. Кажется, у актрисы получилось жить под чужой личиной: нарочитая строгость, скупость движений у нее вмиг уступали место мягкости и женственности, когда нам открывалось истинное лицо Беатриче.

Плыла гондола на колесах

 Приятно было встретить на сцене Евгения Прудника, запомнившегося по прошлогодней премьере -- мюзиклу Коула Портера «Целуй меня, Кэт!» (он играл Фреда Грехэма --Петруччо). В новом спектакле Евгений стал Флориндо, которого обвинили в убийстве на дуэли брата Беатриче.

 Многим артистам удалось сделать своего персонажа ярким благодаря таланту, умению продумать роль. Один из них --Николай Бутковский, комично перевоплотившийся в доктора Ломбарди, так и сыпавшего терминами а-ля латынь. Но не только смешной образ остался в памяти, но и его безупречная дикция. Некоторым молодым исполнителям надо бы взять на вооружение внятность и четкость произношения согласных (тройное «р»-- раскатисто и приятно на слух).

40 лет одной премьеры

 Выбор на комедию Гольдони пал не просто так. Это тот случай, когда в одном произведении можно использовать весь потенциал: актерский, хореографический, декораторский.

 Руководствуясь этим Ирину Давиденко, главного художника театра, откомандировали в Венецию, чтобы она на месте набралась впечатлений. В итоге Ирина привезла не просто импрессии, а решилась на радикальные меры. Например, досконально изучив костюмы XVIII в., настояла на том, чтобы камзолы шили не на основе современного мужского пиджака (как это обычно делают в театральных цехах), а по аутентичному крою тех лет. Пришлось потрудиться над макетами, лекалами, но титанический труд не пропал зря. Костюмы оказались выше всяких похвал.

 Комедия удивительным образом перекликается с похожим событием из истории театра. Ровно 40 лет назад на сцене Киевской оперетты выдающийся режиссер Эдуард Митницкий представил мюзикл «Свадьба Кречинского» по пьесе Александра Сухово-Кобылинана музыку Колкера.

 Мюзикл этот необычайно полюбили постановщики не только отечественных театров (давали его много и охотно), он шел на сценах 12 европейских столиц. Кстати, композитор был очарован драматическим материалом, что создал по произведениям Сухово-Кобылина три музыкальных спектакля. Помимо «Свадьбы» -- драму «Дело» (1977) и оперу-фарс «Смерть Тарелкина» (1983).

 На пресс-конференции композитор, бодрый и остроумный, рассказал журналистам о своих украинских корнях: мама родилась в Могилеве-Подольском, папа появился на свет и закончил свои дни в Одессе. Но больше всего трогательных слов прозвучало в адрес супруги: Марусечки, Машеньки, Марии Пахоменко – звезды советской эстрады, первой российской певицы, получившей Гран-при Международного конкурса «Золотой Орфей» в Болгарии в 1971 году. Часто ошибочно предполагают, что пионером была Алла Пугачева со своим «Арлекином», исполненным на бис.

 Мария Пахоменко и Александр Колкер прожили вместе 54 года «не разнимая рук, с одним дыханьем на двоих». Композитор написал для жены и певицы 26 песен, многие из которых стали знаковыми в ее сценической карьере. Она же, обладая идеальным вкусом, была первым критиком всего, что создавал супруг…

 Радостно наблюдать, что театр оперетты, как бы ни была сложна ситуация, (и кажется, что нынче не время для театральных праздников), старается держать планку. Если не ошибаюсь, то «Труффальдино из Бергамо» -- уже третья по счету постановка только этого театрального года. До нее зрители побывали на балете-феерии «Кармен-сюита» и оперетте Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш», которая вышла за рамки классической постановки.

Больше фотографий смотрите в разделе Фото.

Фото operetta.com.ua

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...

Загрузка...

Танцуй, люби, побеждай

Триумф картины «А потом мы танцевали» вышел безоговорочным: ей достались и...

Леонардо да Винчи: одиночество Титана

Личность Леонардо актуальна всегда. А поскольку 6 апреля 2020 г. будет отмечаться и...

Станислав Жирков: «Наш театр стал другим»

Государственный театр не имеет права на социальную пассивность. Каждый спектакль...

Певцом мира-2019 по версии BBC Cardiff стал украинец Андрей...

Победу на международном конкурсе оперных певцов в британском Кардиффе — кубок...

«Битлз» исчезают в полночь

C 27 июня в украинских кинотеатрах идет фантастическая комедия британского режиссера...

Загрузка...

Много детей, старушка и бонус

С 20 июня в прокате альманах Oscar Shorts — подборка из пяти лучших короткометражных...

Сорок восьмая — тихая, скромная

Из победителей европейских фестивалей на «Молодости»-2019 показали лауреатов...

«Молодость» — весенняя версия

С 25 мая по 2 июня в Киеве пройдет 48-я по счету «Молодость»

Война за «Сериальный трон» началась

«Игра престолов» кончилась, но дело ее живет: сможет ли Украина снять свою...

Алла Пугачева. Стоп-игра!

Единственным сольником в Кремле отметила 70-летие Алла Пугачева

Дмитрий Саратский: «Много раз собирался купить...

Дмитрий Саратский рассказал «2000», что к ответственному чтению его приучила...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка