Полифония танца

№11 (598) 16 — 22 марта 2012 г. 15 Марта 2012 0
Два года назад балет «Легенда о любви» вернулся на киевскую
сцену (Мехмене-Бану – народная артистка Украины
Елена Филипьева)

Творчество Анатолия Федоровича ШЕКЕРЫ — блестящего хореографа, ушедшего из жизни в 2000 г., — занимает особое место в истории украинского балета. По мнению театральных критиков, всем его спектаклям свойственна философская глубина, когда хореография выступает чем-то гораздо большим, нежели собственно танец, — отражением самой жизни, взаимоотношений между людьми, между человеком и природой, человеком и Богом... Недаром в лексиконе артистов балета появились словосочетания «шекеровская хореография», «шекеровский стиль».

Репертуар Национальной оперы сегодня включает шесть балетов, поставленных Анатолием Федоровичем: «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Болеро», «Легенда о любви» и «Коппелия». Практически все эти спектакли — аншлаговые, причем на протяжении многих-многих лет. Так, совсем недавно, в феврале, артисты и поклонники балета отметили два своеобразных юбилея — 35-летие постановки в Киеве «Спартака» и 40-летие со дня премьеры «Ромео и Джульетты». К слову, последний спектакль официально отнесен к шедеврам мировой хореографии — в 1991 г. ЮНЕСКО отметило постановку Шекеры золотой медалью как лучшее хореографическое воплощение произведения Сергея Прокофьева.

Еще более длинная история шекеровского балета «Легенда о любви». Восточную сказку на музыку Арифа Меликова Анатолий Федорович «рассказал» киевской публике в 1967 г. Спектакль шел много лет с неизменным успехом. Потом был снят с репертуара. И вот два года назад — к 75-летию хореографа — театр вынес на суд зрителей восстановленную версию балета. «Реставрацией» полузабытого шедевра занималась вдова покойного, народная артистка Украины Элеонора СТЕБЛЯК.

Когда-то Элеонора Михайловна сама блестяще танцевала в этом балете, как, впрочем, и во многих других спектаклях, поставленных разными хореографами. Сегодня она — один из опытнейших педагогов-репетиторов театра и трепетный хранитель шекеровского наследия. Замечу, Элеонора Михайловна назначила мне встречу аккурат на 8 марта. Для нее это был обычный рабочий день.

Репетиция важнее праздника

— Неужто балетный педагог даже в Международный женский день не имеет права на отдых?

— Если артист просит позаниматься с ним, как я могу отказать?! Только что закончила репетицию с Игорем Булычевым: 18 марта он будет танцевать Спартака. Замечу, «спартаковский» сюжет Шекера реализовал на сцене еще до того, как в Большом театре появилась постановка Юрия Григоровича. Впервые к этой теме он обратился, еще когда работал во Львовском театре оперы и балета. Через несколько лет поставил балет Хачатуряна в Киеве — и этот спектакль у него получился совсем иным, чем львовский. В этом гениальность Шекеры — он никогда не повторял даже самого себя, не говоря уже о том, чтобы копировать других хореографов.

— Кроме «Спартака», какие еще спектакли будут показаны в рамках нынешнего Фестиваля Шекеры?

— 21 марта зрители увидят «Ромео и Джульетту», 23-го — «Легенду о любви». А 25-го состоится гала-концерт, где будет объявлен очередной лауреат премии им. Анатолия Шекеры. Эта награда была учреждена сразу после смерти Анатолия Федоровича — по инициативе генерального директора НОУ Петра Яковлевича Чуприны и народной артистки Украины Ларисы Кадыровой, которая представляет нашу страну в театральном обществе при ЮНЕСКО.

С 2005 г. премия имеет государственный статус. В денежном эквиваленте размер ее небольшой, поэтому я каждый раз стараюсь найти спонсора, чтобы поддержка была более солидной. Согласно положению обладателем этой награды может стать не только артист балета или хореограф, но и художники, композиторы, театральные критики, т. е. люди, внесшие значительный вклад в развитие украинского балетного искусства.

— Кто получит премию в этом году?

— С кандидатурой мы уже определились, но раньше времени называть имя не хотелось бы. Могу сказать только одно: человек достойный, никаких кривотолков о заангажированности комитета быть не должно. Хотя, не скрою, решение о лауреате не всегда принимается легко. Так, в 2005 г. мне пришлось выдержать настоящий бой за кандидатуру Вадима Писарева. Многие меня тогда отговаривали — дескать, Писарев на президентских выборах поддерживал Януковича. Но зачем смешивать искусство и политику? Тем более что заслуги Писарева перед отечественным искусством неоспоримы.

Шекера никогда не работал «под заказ»

— В кино и драматическом театре обычное дело, когда муж-режиссер задумывает фильм или спектакль под актрису-супругу. Анатолий Федорович ставил спектакли специально «под вас»?

— Персонально для меня точно не ставил. Он вообще не умел и не хотел работать «под заказ». Я, кстати, очень редко танцевала в премьерных показах его балетов. Причем отказывалась сама — не хотела, чтобы у злопыхателей был повод при случае упрекнуть: вот видите, Шекера везде выпячивает жену...

Талантливый хореограф — явление гораздо более редкое, чем талантливый артист. Блестящие балерины и танцовщики были, есть и будут. А вот люди, способные создавать авторскую хореографию, в буквальном смысле на вес золота. Бывают моменты, когда артист должен, как я говорю, наступить на горло собственному эго — ради чего-то более важного, не сиюминутного. Понимая масштаб таланта Шекеры, я довольно рано стала работать как репетитор — помогала мужу вводить в спектакль новых исполнителей. И, наверное, поэтому уход со сцены дался мне легко.

— Тогда как для многих балерин завершение карьеры — это драма и стресс...

— Еще какая драма! У Анатолия Федоровича, кстати, порой возникали конфликты с администрацией театра из-за того, что он не церемонился с примами «на закате», которые, утратив форму, все никак не желали уходить со сцены — мучили и себя, и зрителей.

— А по какой причине Шекеру в 1977 г. сняли с должности главного балетмейстера Киевского театра оперы и балета?

— Анатолий Федорович на эту тему особо не распространялся. Это потом уже Петр Яковлевич Чуприна рассказал мне, что, оказывается, тогда, в 77-м, вышестоящие деятели от культуры попросили Шекеру посодействовать в снятии главного хореографа Львовского театра Михаила Заславского, которого Анатолий Федорович считал своим учителем. И муж прямо в глаза этим деятелям сказал: «Моя профессия — созидать, а не разрушать».

Естественно, он попал в опалу. Несколько месяцев вообще был без работы. Об этом прослышал сам Щербицкий. И вызвал кого нужно к себе на ковер: «Как это — такой талант и не у дел? Сейчас же вернуть в театр». Анатолия Федоровича восстановили на работе — но не главным, а просто хореографом-постановщиком.

И еще о Щербицком. В бытность первым секретарем ЦК КПУ тот не пропускал ни одной балетной премьеры. Не то что наши нынешние державные мужи...

Балет должен быть таким, чтобы зрителю все было понятно без либретто

«Нет повести печальнее на свете…»
(Ольга Голица и Виктор Щербаков)

— Вернемся к творчеству вашего мужа. В чем, на ваш взгляд, главный секрет успеха шекеровских балетов? Чем они привлекают публику?

— Подчеркну: не только публику, но и артистов. Молодежь с огромным удовольствием работает в спектаклях Шекеры. Когда я восстанавливала «Легенду о любви», то немного переживала, как нынешнее поколение артистов и зрителей воспримет эту восточную притчу. Но, оказывается, есть вещи, неподвластные времени.

Критики всегда отмечали полифоничность шекеровских балетов — то есть отражение в танце всего многоголосия музыкального произведения. Анатолий Федорович, кстати, умел читать партитуру (кроме него, этим среди хореографов мог похвастаться разве что Баланчин, который был профессиональным пианистом).

Я до сих пор то и дело слышу от самых разных людей: «Шекера — это мудрец». Действительно, интересы Анатолия Федоровича выходили далеко за рамки мира танца. Его интересовало все, что касается человеческой природы, — история, литература, психология, религия. Только сейчас, детально изучив записи и наброски, которые муж делал в процессе подготовки того или иного балета, я в полной мере осознала масштаб его личности.

В чем секрет успеха шекеровских постановок? Возможно, все дело в том, что Шекера, работая над новой постановкой, никогда не забывал о зрителе. Помню, он часто говорил: «Я хочу научиться ставить балет так, чтобы даже человеку, впервые пришедшему в театр, все было понятно без либретто...»

— В последнее время не только на Западе, но и на постсоветском пространстве все более популярными становятся балетные постановки в современном стиле. Кому-то они нравятся, кому-то — нет. А как Анатолий Федорович относился к авангардному балету?

— В прошлом году на концерте памяти Шекеры была показана видеозапись одного из выступлений Анатолия Федоровича, где он рассуждал о путях развития балета. И там были слова: «Можно сказать, что и Библия консервативна. Но, может быть, она просто устойчива и сохраняет самое ценное из культурного наследия человечества?..»

Шекера не выступал против авангарда. Наоборот, считал, что современные балетные постановки расширяют рамки — музыкальные, пластические, образные. Но выносить на главную сцену страны можно только то, что уже прошло испытание временем.

Здесь уместно вспомнить слова композитора и музыкального критика Асафьева: «Авангард — это форма, лишенная жизни». Иными словами, это лаборатория, огромное поле для экспериментов. Иногда на этом поле рождаются настоящие шедевры — такие, например, как балеты Бориса Эйфмана, который очень талантливо использует в своих постановках лучшие находки авангарда. Шекера, кстати, с самого начала с большим интересом следил за творчеством Эйфмана, заранее предсказал, что из него получится балетмейстер мирового уровня.

Не повышайте голос на артиста

Анатолий Шекера и Элеонора Стебляк прожили вместе 33 года

— А каким Анатолий Федорович был в быту? Баловал ли вас подарками?

— Он был очень нежным мужем. Из каждой зарубежной поездки привозил мне что-нибудь интересное. В парфюмерии не разбирался, поэтому просил кого-то выбрать для меня настоящие французские духи. Вообще женщин Шекера боготворил — независимо от возраста, профессии и общественного положения. В театре его обожали и балерины, и оперные певицы (Шекера, кстати, поставил танцевальные номера ко многим операм), и обслуживающий персонал.

И еще такая деталь. Анатолий Федорович редко употреблял слова «балерина», «танцовщица», «танцовщик» — для него они все были актеры. Как балетмейстер он был очень требовательным, но никогда не кричал на артистов, даже если те ошиблись во время спектакля. И педагогам категорически запрещал повышать голос на репетициях.

— Правда ли, что Шекера ходил на репетиции до последнего, хотя и знал, что неизлечимо болен?

— Это действительно так. Он в буквальном смысле жизнь отдал театру. Умер через несколько недель после того, как получил Шевченковскую премию — за многолетний вклад в украинское хореографическое искусство... Боюсь, балетмейстер такого масштаба в Украине появится еще не скоро.

— Элеонора Михайловна, а что лично для вас означают слова «хранитель шекеровского наследия»? Ведь балетные спектакли, в отличие, скажем, от картин, нельзя потрогать руками, повесить на стену или продать на аукционе Сотби...

— Для меня главное — чтобы балеты Шекеры шли на сцене нашего театра, чтобы их видел зритель. Понятно, что далеко не каждый человек, пришедший в театр, в курсе, кто создал спектакль (да зритель и не обязан этого знать). Но если вы побывали на «Болеро» и испытали настоящий катарсис, когда нет слов, а только одни возвышенные чувства, вы ведь обязательно посоветуете сходить на этот балет и кому-то из своих друзей или близких, не так ли? Кстати, с нами по соседству жила одна семейная пара. Жена часто ходила на балет, а муж театр на дух не переносил. Но однажды она все же затащила супруга на «Ромео и Джульетту». Вы бы видели его восторг после представления!..

Конечно, балет — это не застывшее искусство. В спектакли нужно вводить молодых артистов, а это значит — передать им не только технику исполнения партии, но и помочь прочувствовать образ. Анатолий Федорович, кстати, с большой тщательностью подходил к вопросу распределения партий: если не видел балерину в данном образе, то прошлые ее заслуги в расчет не принимались.

— Для киевских балетоманов большой неожиданностью стала новость о том, что в ближайшем «Спартаке» прима-балерина НОУ Елена Филипьева станцует не привычную для себя партию Эгины, а этрусский танец...

— Это было решение самой Елены. Просто этрусский танец настолько красив, что, как видим, может представлять интерес даже для примы. Это, кстати, еще одно косвенное доказательство полифоничности шекеровских балетов: в них красиво и убедительно выписаны не только главные партии, но и все роли, включая кордебалет.

— И последний вопрос. Когда-то считалось, что задача искусства — отражать жизнь. В отношении кино, литературы или драмтеатра с этим еще можно согласиться. Но применима ли к балету такая трактовка?

— На полях одной из рабочих тетрадей Анатолия Шекеры есть такая запись: «Назначение театра — гармонизировать жизнь, а не отражать ее на бытовом уровне. Театр — это гармония». Во всяком случае сам Шекера служил именно такому театру — где зрителя не опускают на уровень примитивных инстинктов, а, наоборот, раскрывают красоту человека, вселяют веру и надежду на лучшее.

Справка «2000»

Анатолий ШЕКЕРА (1935—2000) — балетмейстер, народный артист Украины, лауреат Национальной премии им. Шевченко (2000 г.).

Окончил Пермское хореографическое училище и Государственный институт театрального искусства в Москве.

После училища танцевал на сцене Пермского театра оперы и балета. В 1964—1966 гг. — балетмейстер-постановщик Львовского театра оперы и балета. Дальнейшая творческая биография неразрывно связана с Киевским театром оперы и балета (ныне — Национальная опера Украины им. Шевченко). В 1975—1977 гг. и 1994—2000 гг. — главный балетмейстер-постановщик театра.

Поставил около 20 балетов и более десятка танцевальных номеров для оперных спектаклей, в том числе «Лебединое озеро» Чайковского, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Коппелия» Делиба, «Спартак» Хачатуряна, «Фантастическая симфония» Берлиоза, «Легенда о любви» Меликова, «Болеро» Равеля и др. Хореография спектакля «Ромео и Джульетта» в 1991 г. отмечена ЮНЕСКО как лучшая постановка произведения Прокофьева.

Значительная часть творчества мастера посвящена украинской тематике — балеты «Лилея» Данькевича, «Каменный властелин» Губаренко, «Ведьма» Кирейко, «Ольга» Станковича и др.

Элеонора СТЕБЛЯК — народная артистка Украины.

Родилась в семье драматических актеров. В 1959 г. окончила Киевское хореографическое училище. В 1960—1980 гг. — прима-балерина Киевского театра оперы и балета. Танцевала ведущие партии в балетах «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Легенда о любви» «Каменный властелин», «Раймонда» и др.

Балетмейстер-постановщик Национальной оперы Украины.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Жадан в кусках

С 8 ноября в прокате самый долгожданный украинский фильм года

Марися Нікітюк: «Читання рятує від депресії,...

Марися Нікітюк розповіла «2000» про свою мрію щодо скачування книжок прямо в мозок

Любовь с барьерами

Поговорим о любви. Книжные обозрения «2000» обращаются к этой теме редко, да и в...

Владимир Гришко: мирного неба над головой и всегда с...

Известный украинский тенор на концерте ко дню рождения «Интера» вспомнит...

«Ныне героев нет, а есть только убойный скот и мясники...

Трудно найти человека, который если и не читал «Похождения бравого солдата...

Загрузка...

Украинское кино для глобального зрителя

В сентябре в Украинском киноклубе Колумбийского университета стартовал...

Руки в трюки

Постановщики «Шоу гигантских фонтанов» по максимуму усложнили работу...

Древоугодие

О том, что муралы приобрели в нашей стране повальную популярность, говорит тот факт,...

Государственное киноделие

Ощущение такое, что министра, как свадебного генерала «запустили в кино» для...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка