Полюбила уборщица ихтиандра

№4(851) 26 января — 1 февраля 2018 г. 24 Января 2018 5

Рабочий момент съемок «Формы воды». Элайза (Салли Хокинс) еще не знает, что монстра в аквариуме можно рассматривать как сексуальный объект

С прошлой недели в кинотеатрах можно посмотреть фильм о том, как немая, гомосексуал, афроамериканка и русский шпион спасают человекообразного монстра. На экраны вышла отмеченная множеством престижных наград картина Гильермо дель Торо «Форма воды».

В начале 1960-х в секретную американскую лабораторию, занимающуюся аэрокосмическими исследованиями, привозят земноводное существо, найденное в джунглях Южной Америки. Фигурой существо похоже на хорошо сложенного мужчину, только у него тело зеленовато-болотного цвета, перепончатые лапы с мощными когтями и бугорчатая физиономия рептилоида. Существо отличается высокоразвитым интеллектом, явно не ниже, чем у шимпанзе, а то и выше — в родных джунглях тамошние аборигены вообще почитали его за бога. Впрочем, военных, курирующих проект, мозг чудовища не волнует, объект их внимания — дыхательная система монстра, совмещающая жабры и легкие. Чтобы разобраться в устройстве этой системы, они собираются умертвить существо и покопаться в его внутренностях.

Квазичеловек-амфибия (его изображает мастер подобных ролей, сильно костюмированный и загримированный Даг Джонс) интересует не только американцев. Стремясь помешать Штатам вырваться вперед в освоении космоса, советские шпионы тоже намерены уничтожить бедного ихтиандра. В этом им должен помочь руководящий исследованиями ученый Роберт Хоффстетлер, чье настоящее имя Дмитрий. В общем, все вокруг хотят плохого — кроме милой и слегка чудаковатой на манер Амели немой уборщицы Элайзы Эспозито (превращенная чуть ли не в дурнушку, но все равно прекрасная Салли Хокинс). Элайза проникается к существу нежными чувствами, кормит его крутыми яйцами, ставит ему джазовые пластинки, танцует для него танцы со шваброй, а потом устраивает ему побег и поселяет в своей ванной. Тут нежные чувства дополняются сексуальными, но счастье влюбленных под серьезной угрозой. По следу существа идет агент ФБР Ричард Стрикленд (демонический Майкл Шеннон), человек, безжалостный и к окружающим, и к самому себе. Настоящий монстр здесь именно он.

Гильермо дель Торо уже много лет снимает фильмы про фантастических чудовищ, но такого успеха у него еще не было. Даже культовый, награжденный тремя «Оскарами» «Лабиринт фавна», в котором заглавного персонажа играл тот же Джонс, уступает по части регалий «Форме воды». Лента уже получила и «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, и «Золотой глобус» за лучший драматический фильм; наверняка ей дадут еще и пару-тройку «Оскаров». Обаятельную и трогательную «Форму воды» дружно хвалят критики — прежде всего за актуальную толерантность ко всем и всяческим маргиналам. В самом деле, Элайза — немая и малоимущая обитательница чердака (впрочем, такого просторного, что впору называть его пентхаусом), помогающие ей в спасении существа коллега Зельда — чернокожая толстуха, сосед Джилс — пожилой гей, ученый Роберт-Дмитрий — русский эмигрант. Да и помещенное в неволю чудище тоже принадлежит к дискриминируемым, униженным и оскорбленным.

Характерно, что контакт с ихтиандром устанавливает именно Элайза. Ее немота удачно превращается из недостатка в преимущество — с существом, также не владеющим языком, ей, пардон за каламбур, гораздо легче найти общий язык. Серьезным подспорьем в межвидовой коммуникации служат также природная доброта Элайзы и ее хорошо развитая сексуальность. Дель Торо подчеркивает это достоинство героини в одной из первых сцен картины: когда Элайза отправляется в ванну, чтобы не только помыться, но и предаться одиноким женским утехам, становится ясно, что это неспроста, и продолжение следует. Вообще у дель Торо все неспроста — в фильме полным-полно киноцитат, аллюзий, отсылок к другим произведениям. В конце концов, «Форма воды» — это очередная вариация на тему «Красавицы и чудовища». Причем чудовище выступает еще и в амплуа «благородного дикаря», чьи первобытные добродетели противопоставлены социально-политическим порокам эпохи пионеров космоса и гонки вооружений.

Конечно, дель Торо снял сказку со всем набором сказочных условностей, и к его фильму нельзя подходить с мерками кондового реализма. Тем не менее, чтобы полюбить «Форму воды», порадоваться победе слабых над сильными и торжеству любви, которой не страшны никакие преграды, на многие несуразности придется закрыть глаза. Например, вас не должно смущать, что к суперсекретному объекту может запросто приблизиться обыкновенная уборщица с яйцами и патефоном. Что чудовище вида ужасного вечером преспокойно проникает в почему-то совершенно пустой кинотеатр и никто не обращает на него никакого внимания. Что представители американских спецслужб мыслят, как средневековые вивисекторы: вместо того чтобы как следует изучить загадочное существо, они хотят его убить. Что советские шпионы говорят на родном русском с жутким акцентом, младший обращается к старшему по фамилии, а фамилия у того, представьте себе, Михалков — спасибо, хоть не Достоевский.

Очарованные «Формой воды» поклонники мексиканского режиссера наверняка возразят, что все эти недостатки мизерны и с такими придирками можно за деревьями не увидеть леса. Но хорошее кино отличается от не слишком хорошего как раз тем, что в нем продумана каждая деталь и никакая мелочь не режет глаз — особенно если это отнюдь не мелочь. Раз уж дель Торо так аккуратно воспроизводит быт, костюмы, реалии и атмосферу 1960-х, так последовательно и скрупулезно выстраивает визуальный ряд своего фильма, то почему он считает, что в других вещах добиваться правдоподобия не обязательно? И вот что самое удивительное — неужели точно так же считают члены жюри Венецианского фестиваля и эксперты «Золотого глобуса»?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

«Форма воды» дель Торо названа лучшим фильмом...

«Форма воды» (основной претендент на «Оскар») – лучший фильм, а Гильермо...

Загрузка...

Одним махом

Один из самых удивительных трюков, который до сих пор никто не в силах повторить, —...

Новая Ева

В прокат вышел «Хеппи-энд» Михаэля Ханеке

Мода народа: детализация

Февраль в украинской столице — тотальный дизайнерский карнавал

Культурный десант из дружественной Беларуси

Зачем люди женятся? Чтобы создать семью и завести детей? Ради ветхозаветного...

Венгрия с чистого Листа

В рождественский цикл венгерский хор включил известную щедривку — ее поют без...

Грозный и смешной

Ежегодный фестиваль «Вечера французского кино» открылся на минувшей неделе...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка