Привет от синих человечков

№49(845) 8—14 декабря 2017 г. 06 Декабря 2017 4.4

Сегодня, кажется, что не снимать трехмерное кино сродни моветону, хотя на самом деле будущее 3D-фильмов очень шатко. О том, что вскоре, возможно, уже через пару лет объемное изображение в кинематографе на-прочь потеряет свою привлекательность у публики, заявляют эксперты отрасли — режиссеры и прокатчики.

Например, с каждым годом и новым фильмом, в Америке 3D-жанр стабильно проваливается в прокате, ну или показывает крайне неважный результат. В этом мейнстриме оказался и украинский зритель. Процент людей, готовых доплачивать от 20 до 60 грн. за сеанс, дабы насладиться эффектом присутствия в зрительном зале, увы, уменьшается. Причем систематически.

Нам пишут

Скоро Джеймс Кэмерон начнет снимать продолжение знаменитого «Аватара». Режиссер обещает, что 3D-эффект, который прославил этот фильм, можно будет смотреть и без специальных очков, дающих трехмерную картинку. Но вот какое дело. Я часто хожу в кинотеатры и вижу, что люди предпочитают кино традиционное, без лишних аксессуаров. Интересно, в чем выгода 3D, если зрители реже покупают на него билеты?

 Виктория СНИТКО, Днепр

Несите ваши денежки

А ведь как все феерично начиналось! По данным Американской ассоциации кинокомпаний (MPAA), в 2004 г. только два фильма из почти 500 вышедших в североамериканский прокат были сняты в 3D. К 2006-му их число увеличилось на четыре, а к 2008-му — еще на два.

Мировому успеху 3D поспособствовал фантастический блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар». В 2009-м в первые же недели проката он собрал баснословные дивиденды. Причем 80% всех сборов приходилось именно на 3D-версию и куда как меньше на традиционный 2D-вариант.

Туземцы с планеты Пандора

«Аватар» коллекционировал все лавры, которые только были возможны на то время, стал самым кассовым фильмом, первопроходцем в истории кинематографа, ему с легкостью удалось собрать более 2,5 млрд. долл. Он получил три «Оскара» из девяти потенциальных, причем киноакадемики отметили картину как раз за «Лучшие визуальные эффекты».

Рецензии пестрели восторженными отзывами от визуальных эффектов, когда прямо на зрителя прыгают с деревьев синие гуманоиды — туземцы планеты Пандора и летают, чуть ли не касаясь зрительских голов, дикие страшилища.

Такая планка (в том числе и денежная) стала вызовом для других творцов в киноиндустрии, желающих превзойти результат и повысить кассовую выручку за счет двух форматов (традиционном и 3D). Так уже год спустя на мировой экран вышел «Шрек навсегда», собравший более 700 млн. долл., причем 60% этого количества пришлось на долю 3D-аудитории. Немногим уступил по сборам анимационный фильм «Как приручить дракона». В его случае процент 3D-выручки зафиксирован на цифре 57. Всего же в 2010 г. на экраны вышли сразу 26 трехмерных картин.

В 2011-м 3D-показатели мультфильма «Кунг-фу Панда-2» были на уровне 45%, «Тачки» с бюджетом $200 млн. и прибылью в мировом прокате в $270 млн. — уже 40%. Касса от 3D «Пиратов карибского моря-3» за первый уикенд составила 38% выручки $260 млн. В 2013 г. на трехмерные версии «Университета монстров» и «Гадкий я-2» пришлось только 31% и 27% кассовых сборов соответственно.

Казалось бы, снижение интереса зрителя к стереоэффектам пусть и небольшой, но налицо, однако эти явные факты студии предпочли не замечать. Процесс остановить уже было невозможно. В 2013-м за зрительский кошелек вели отчаянную борьбу 45 фильмов, в 2014-м — 47, а в 2016-м — более полусотни картин. В 2017 г. в США доля 3D в общем котле кассовых сборов составит лишь около 14%.

Несмотря на рекламу, заверения маркетологов, режиссеров, операторов и актеров, мол, трехмерный эффект дает настолько богатые ощущения, что таковых не сыщешь в простом кино, их слова остаются в большинстве своем не слишком-то и услышанными.

На самом деле — такой формат позволяет поднять доходы продюсеров и официально переплачивать за билеты. Если билет на 2D-киносеанс в круглосуточном кинотеатре AMC в Лос-Анджелесе для взрослого после 15.55 стоит $13,5, в простом 3D он обойдется на $4 дороже, а в формате IMAX 3D — на $6. Для примера, в столичных кинозалах, скажем, сети «Баттерфляй» цены на один и тот же фильм, только разного качества эффектов (2 и 3) разнятся приблизительно на 40 грн.

Высказывается мнение, что люди, попробовав вкус манящего киноплода, быстро раскусили манипуляцию с ценами и уже не хотят платить больше за то, что уже не впечатляет. С другой — эксперты уверены, что 3D, которым многие режиссеры попросту грешат, интересен и актуален не для всех фильмов, а только для определенного жанра, таких как катастрофа, фантастика и самое главное — ужасы.

Однако уместное использование трехмерных эффектов превращает отдельные ленты в «нетленку». Ярким примером можно считать «Гравитацию»: на фоне общего охлаждения публики к 3D-кинематографу в 2013 г., максимальным спросом пользовалась именно трехмерная версия этого фантастического триллера. В первый уикенд проката она принесла в копилку кассовых сборов фильма 80% поступлений — особый восторг зрителей ожидаемо вызвал открытый космос.

Так что создателям фильмов стоит думать над качеством материала, а не нашпиговывать их спецэффектами, в особенности там, где они ни к чему. Если у картины низкая художественная ценность, то никакой 3D его не вытянет на денежный рекорд. Наверное, этот аспект не нужно упускать из виду, говоря о не самых блестящих результатах первых экспериментов украинского кинематографа в новом формате.

Лазер не для лузера

Забавно, но в нашей стране 3D-история берет свое начало тоже с синих человечков, вернее, существ — летописных псоглавцев (песиголовцев). В 2014 г. на экраны вышел фильм ужасов «Синевир» братьев Алешечкиных. Причем зрители потом шутили, что главный ужас их ждал в самом начале, на первых титрах. Дело в том, что профессия братьев была обозначена как «режЕссеры-постановщики». И это не шутка. В этом легко убедиться, пересмотрев фильм.

Увлекательный сюжет, из которого при должном таланте сценаристов и съемочной группы можно было слепить как минимум кинобестселлер, братья да и актеры умудрились благополучно завалить.

70-й год, красивейшее озеро Синевир в Карпатах — студенты, приехавшие отдохнуть, и жуткое существо с телом человека и головой пса, который категорически не согласен с таким раскладом и непременно хочет выжить молодежь со своей территории. Он начинает убивать.

Правда, самый эффектный кадр, когда чудовище запрыгивает на капот мчащейся машины, и зритель в этом месте должен бы визжать или схватиться за сердце, поразил откровенным ретро. Спецэффект оказался категорически неэффективным.

Фильм, куда вбухали $400 тыс., вышел однозначно неудачным, собрав $116 тыс., так и не окупив свое производство. Но, судя по всему, братьев подобный результат не смутил. Они снова продолжили эксперименты с 3D и зрителем.

Осенью 2016 г. Алешечкины представили «Чунгул». Однако компания к нему в тот уикэнд (27—30 октября 2016 г.) подобралась явно сильнее. Хотя «Чунгулу» и удалось продержаться в первой десятке по кассовым сборам, пропустив вперед «Доктора Стренджа» (244 млн. грн.), «Инферно» (27,8 млн. грн.), первый украинский анимационный фильм 3D «Микита Кожум'яка» (17,2 млн. грн.), шедевром, по мнению зрителей, он не стал. Что и подтверждают цифры за проданные билеты — 1,3 млн. грн.

Кстати, «Микита Кожум'яка» так же, как бы ни старались чиновники от Госкино, всякие медийные персоны рекламировать отечественный продукт, как по мне, явно не дотянул до уровня кино, которое хочется пересмотреть. Для меня лучшим маркером зрительских настроений был совместный поход в кинотеатр с ребенком-дошкольником. Спустя двадцать минут после начала дочь запросилась домой, потому что скучно. Вы видели когда-нибудь ребенка, который добровольно уходит с мультика? До того часа я — нет. И даже стереоочки не помогли.

Так зачем, скажите на милость, Голливуд и наши доморощенные режиссеры упрямо штампуют объемное кино? В качестве примера приведу ноябрьскую премьеру «Тор: Рагнарёк», который с бюджетом в $180 млн. показал общие сборы в сумме почти $655 млн., из них 56 млн. грн. отдала Украина.

Ожидаемый фильм следующего месяца, на который уже открыта продажа билетов, — «Звездные войны: Последние Джедаи». Фильм знаковый, и, без сомнения, возьмет хорошую кассу, но сколько из нее подарит 3D — пока неясно.

Ответ на вопрос, поставленный выше, однозначен: тренд задает Китай.

Рынки этой страны, а также КНР, Бразилии, Японии развиваются невероятными темпами, и все внимание производителей, стремящихся наращивать объемы продаж билетов, прикованы к тамошним зрителям. Например, кинотеатры Азиатско-Тихоокеанского региона переживают впечатляющий рост — от 1584 (в 2009 г.) до 17 726 залов 3D сегодня. Сейчас в Азии 57% залов оборудованы для просмотра 3D, а в США их только 40%.

Псоглавец с планеты Земля

Этот же тренд очевиден и в Латинской Америке, нарастившей количество 3D-залов за упомянутый период с 362 до 3 748, и теперь трехмерное кино можно смотреть на 51% местных экранов.

В нашей стране также хватает кинотеатров, которые работают с новыми технологиями, например Imax. Здесь эффект присутствия создается благодаря некоторым хитростям, которые, надо сказать, очень и очень дороги. Например, огромный экран изогнутой формы позволяет делать изображение объемным, эту же функцию углубляют два мощных проектора, который подает отдельный видеоряд для левого и правого глаза, плюс акустическая система типа «звук вокруг».

Сосредоточены они в основном в крупных городах. Так, у крупной сети Multiplex 23 кинотеатра, шесть из них расположены в Киеве, по два — в Черкассах, Кривом Роге, Днепре. Сеть «Планета Кино» охватывает пять городов, помимо столицы — Одесса, Львов, Харьков, Сумы. Залы же, где можно насладиться 3D-эффектом имеет каждый современный кинотеатр страны.

Именно поэтому утрата американскими зрителями интереса к 3D с лихвой компенсируется аппетитом жителей других континентов. С таким раскладом нужно ли сомневаться в том, что в борьбе за зрителя кинотеатры согласны даже будут пойти на финансовые убытки (все равно в конечном итоге расплачиваться зрителю). Ведь, например, чтобы показать публике обещанный сиквел «Аватара», нужно будет заменить проекторы во всех кинотеатрах. Кэмерон хочет добиться эффекта без использования 3D-очков, их функция возложена на новую технологию — проекционную систему «чистый лазер», обеспечивающую яркое изображение при невероятно высокой частоте кадров.

За Китай и Японию в этом случае я спокойна: сделают все, что требуется. А вот Украина в вопросе лазера может остаться в лузерах. Слишком уж накладен он для нас, зрителей.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Странника миссия

Диджей со степенью доктора философии в области вычислительной биологии разрешает...

Нескучное писательство

В ноябре, в издательстве ArtHuss вышла книга Александра Брея «Нескучное...

Глубокое погружение

В минувший уикенд в Театре на Левом берегу состоялась премьера постановки «Жизнь...

Вокальная романтика в Национальной филармонии...

Виктор Рудь дал сольный камерный концерт «Посвящение» в Колонном зале им. Н....

Наша кухня стала суспільною

Перший державний український театр — Дніпропетровський академічний український...

Загрузка...

Подвальное искусство

«Ты — особенный», мюзикл, который за полгода объедет 30 городов страны, 1 декабря...

Расизм в нагрузку

Однажды Джордж Клуни решил притвориться братьями Коэн

Таланты без драмы

Талант-шоу всех мастей давно стали постоянными гостями на нашем телевидении, и даже...

Вай мэ, Ханума!

Атмосферу бань, описанных еще Пушкиным и даже Дюма-отцом, передали за...

Велосипедистка-чемпионка покорила Замок Любарта

Чемпионка Европы и победительница Кубка мира по кросс-кантри Яна Беломоина взобралась...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка