Расизм в нагрузку

№46(842) 17—23 ноября 2017 г. 14 Ноября 2017 1

Однажды Джордж Клуни решил притвориться братьями Коэн. О том, что из этого вышло, можно узнать, посмотрев его криминальную ретрокомедию «Субурбикон», которая в нынешний четверг вышла в украинский прокат.

Персонажи Джулианны Мур и Мэтта Деймона обеспокоены: на их пути к счастью возникли непредвиденные помехи

Дважды во время просмотра «Субурбикона» я испытал легкое беспокойство и когнитивный диссонанс. Первый раз, когда, глядя на сестер Роуз и Маргарет, отличавшихся друг от друга только цветом волос, мучительно соображал, которая из них Джулианна Мур, и лишь после того, как одной не стало, догадался, что обе. Второй, когда количество абсурда к середине фильма достигло той критической массы, за которой должен последовать сюжетный взрыв, иначе криминальный триллер рисковал превратиться в мистический. Взрыв случился, история успешно выбралась из мертвой петли, оставалось дождаться морали.

Джоэл и Итан Коэны написали сценарий «Субурбикона» еще тридцать лет назад, но тогда что-то пошло не так, и проект отложили в долгий ящик. Десять лет спустя одну из сюжетных линий несостоявшегося фильма Коэны использовали в замечательном «Фарго» — какую именно, я здесь не скажу, а то слишком многое будет ясно заранее. В 2005-м появилось сообщение, что «Субурбикон» братья все-таки снимут, а главную роль в нем сыграет Джордж Клуни. Прошло еще десять лет, и туман окончательно рассеялся: Коэны остались авторами сценария, Клуни переместился в кресло режиссера, а его место на съемочной площадке занял то ли сильно пополневший, то ли умело загримированный и забавно одетый Мэтт Деймон.

Давайте сразу пару слов о хорошем: о художниках по гриму, по костюму, по свету и по всему прочему, о людях, делавших в «Субурбиконе» требуемую картинку. Конец 1950-х со всеми его приметами и атрибутами в фильме воссоздан не просто аккуратно и тщательно, но с такой маниакальной дотошностью, будто главное в нем не действие, а фон, не события, а эпоха. В какой-то мере это верно: в 1963-м Мартин Лютер Кинг произнесет свое знаменитое I have a dream, и через несколько десятилетий от официально принятого в Соединенных Штатах расизма останутся только воспоминания. Собственно, «Субурбикон» и есть не слишком приятное воспоминание Америки о своем недавнем позорном прошлом.

Одна из сюжетных линий фильма — появление в респектабельном городке, сплошь населенном белыми, чернокожей семьи Майерсов. Она сразу же вызывает мрачное неодобрение соседей, и очень скоро молчаливый протест перерастает в открытый. Основной контраст фильма Клуни как раз и состоит в том, что, пока в доме напротив творятся чудовищные преступления, толпа озверевших ксенофобов устраивает бедным Майерсам круглосуточный ад. Как набирает ход маховик травли, как благочестивые обыватели превращаются в агрессивных мерзавцев, относительно недавно объяснил в культовом «Догвилле» Ларс фон Триер. Однако у Клуни история Майерсов сбоку припеку. В центре его внимания семейство Лоджей — то, что в доме напротив.

Там все идет своим чередом. Гарднер Лодж (Мэтт Деймон) получает в нос от карикатурных гангстеров, похожих на космических пиратов в «Гостье из будущего», и лихорадочно продумывает пути выхода из весьма неудобного положения. Его сноха Маргарет, заменившая бедному вдовцу покойную Роуз (обе — Джулианна Мур) вплоть до того, что перекрасилась из брюнетки в блондинку, строит планы на будущее и отбрехивается от заподозрившего неладное страхового агента (Оскар Айзек), тоже вполне карикатурного. Главная проблема — Лодж-младший, сообразительный мальчик Ники, который понимает, что дело нечисто и что взрослые ему врут. Кстати, Ники приятельствует с сыном Майерсов, и это важная деталь. Получается, что он единственный порядочный белый человек во всем Субурбиконе.

Вот она мораль: расовая нетерпимость плохо, расовая толерантность — хорошо, дети это чувствуют, за ними будущее. Несколько наивно, Коэны бы так не сделали, но тут командуют не Коэны, а Клуни. Эта мысль во время просмотра фильма приходит в голову не раз и не два: в «Субурбиконе» постоянно что-то чуть-чуть не так, как следует: тут недокручено, здесь пережато, там невыразительно, сям слишком броско. И главный прием картины работает лишь наполовину: история о преследовании расистами Майерсов в общую канву ленты по большому счету не вписывается.

Жанр «Субурбикона» обозначен как криминальная комедия, и кое-что смешное в нем действительно есть. Смешны дегенеративные рожи возмущенных горожан. Смешон Оскар Айзек в мафиозных усиках ниточкой. Смешон Гэри Басараба (дядя Митч) с торчащим из спины ножом. Особенно смешон Мэтт Деймон — в мешковатых штанах, натянутых чуть ли не до подмышек, в наскоро замотанных скотчем очках, враскоряку на детском велосипедике, с надменной миной при плохой игре, с циничной речью перед сыном во время поедания отравленного бутерброда. Пожалуй, комические эпизоды фильма Клуни этим перечнем и ограничиваются. Что поделать, все-таки не Коэны.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Погружение в тень

Мысль о том, что графика это особый, глубоко психологический вид искусства, требующий и...

Украинцы едут в Кельн

Ярмарка KÖLNER LISTE, с участием украинских художников пройдет с 20 по 22 апреля в Кельне...

В студии ток-шоу «Касается каждого» прозвучало...

Лучший способ борьбы с теми, кто угрожает и запугивает – обращение в полицию и...

Папа Кароль

Видео на YouTube, где знаменитая песня Луиса Фонси Despacito сыграна на баяне и бандуре,...

Япония в полутонах

Открытие выставки 12 апреля в 16.00. Музей работает в ПН, СР-ВС с 10.00 – 18.00 (касса до 17.00)....

Чтобы спасти одного ребенка, требовались усилия...

Польский институт в Киеве 16 апреля приглашает посмотреть документальный фильм Анджея...

Загрузка...

Заменить тенора оказалось некем

Ушел из жизни заслуженный артист Украины Сергей Шадрин 

Вышеградская четверка: как по нотам

Балаж Фюлеи — человек с богатой творческой биографией

Такие нюдные вещи

Любая модница знает, что к рекомендациям Института цвета Pantone прислушиваются и...

Лучшее лекарство для исцеления души – искусство

«Каждый из нас в этом мире пребывает лишь короткий миг»

Ценности по-семейному

Музей современного искусства Украины работает с 10.00 до 19.00 ежедневно, кроме ПН. Вход...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка