Ректор на «полюсе»

№35 (619) 31 августа – 6 сентября 2012 г. 30 Августа 2012 0
Даже главный корпус Луганской госакадемии культуры и искусств исторически связан с шоу-бизнесом: с 1933 г. здесь размещался клуб им. Сталина, а во время оккупации — кабаре для солдат вермахта «Варьете»

Известие, что в Луганске впервые в истории страны сняли полнометражный мультфильм, взбудоражило даже тех, кто никогда не следил за новостями анимации. Хотя в сети можно найти пока лишь двухминутный трейлер ленты «Наши» детской школы мультипликации «Фантазеры», заранее недовольных картиной уже хватает. Этой странной и чрезмерно эмоциональной реакции можно было ожидать: тема-то выбрана крайне непростая — о знаменитых молодогвардейцах.

Премьера анимационной ленты официально состоится лишь 26 сентября, и раньше этой даты даже предпоказов для критиков и журналистов не будет. Обсуждать художественные достоинства этого пока таинственного произведения еще рано. Но вот как в Украине дети могут снимать то, на что у взрослых до сих пор не хватало духа, «2000» рассказал ректор Луганской государственной академии культуры и искусств Валерий ФИЛИППОВ — именно под крылом академии сегодня работает школа мультипликации «Фантазеры».

Мультфильм как подвиг труда

Валерий Филиппов уверен, что низкие зарплаты
работников культуры можно нейтрализовать
высокими гонорарами

— Валерий Леонидович, самый главный вопрос об анимационной картине «Наши» — когда и где ее смогут посмотреть украинские зрители?

— Честно? Не знаю. 26 сентября состоится ее мировая премьера — покажем первый украинский полнометражный мультфильм в Луганске. А дальнейшая прокатная судьба фильма мне неизвестна — все будет зависеть от того, как к нему отнесутся отечественные телеканалы и зритель.

— Кто формальный собственник фильма, кто будет определять его судьбу?

— Областной совет — ведь именно он и заказывал его. Авторская группа имеет право на некоторое количество показов — на анимационных конкурсах, фестивалях и т. д. Но распоряжаться прокатной историей будет Луганский облсовет.

— С точки зрения «чистого искусства» вы не слишком удачно стартуете. Сами понимаете, что начнут говорить: раз это заказ областного совета, значит, за деньги налогоплательщиков власть перед выборами решила разыграть карту ностальгии и советского патриотизма.

— Ага, а еще использовали в грязных политических целях труд детей. Уже так говорят!

На самом деле как родился мультфильм? Еще год назад мы думали о том, что нужно достойно и интересно отметить 70-летие «Молодой гвардии», которое празднуем в этом году. Поскольку у нас есть студия мультипликации, а в академии учатся студенты-аниматоры, я предложил депутатам облсовета: давайте мы сделаем полнометражный мультфильм. Поначалу идея была воспринята с известной долей скепсиса и даже с иронией. Но в конце концов мне удалось убедить сомневающихся.

Совпало несколько факторов. Во-первых, круглая дата: для Луганской области «Молодая гвардия» это бренд, наша гордость. Во-вторых, у нас есть профессиональные кадры, которые умеют делать качественные мультфильмы. И наконец, финансовая поддержка руководства региона — без последнего фактора ленты не было бы.

— Сколько выделили на мультфильм из бюджета?

— 800 тыс. грн. Можете позвонить в любую продакшн-студию и уточнить стоимость анимационной полнометражной ленты длительностью 52 минуты. Уверяю вас, минимальной суммой, которую вам назовут, будет 2,5 млн. грн.

— На чем тогда экономили вы?

— Мы все делали своими силами: сами писали музыку, сами создали уникальный сценарий. Это целиком луганский мультфильм!

Но главное — люди в прямом смысле совершили трудовой подвиг: работали по 12—14 часов в сутки. Практически бескорыстно — львиная часть выделенных денег пошла на техническое обеспечение процесса. В проекте участвовали в разное время от 10 до 20 человек — это очень мало для такого объема работы.

Подавляющее большинство образов нового мультфильма придумано детьми

— Производство серьезной анимационной картины — отнюдь не простое дело. В то же время «Наши» подается как мультфильм, созданный детьми, — самому младшему участнику проекта, как сообщалось, 11 лет. Каков реальный вклад ребят?

— Дети придумали большинство образов — 80%. Производством, конечно, занимались профессионалы.

— Вокруг истории «Молодой гвардии» хватает столкновений и серьезных споров. Это значит, что каким бы ни был ваш мультфильм, он точно не понравится изрядному количеству зрителей. Вопрос только в том, кому именно. Какую версию событий вы разрабатываете в картине?

— Ни одну из общепринятых. Сценарий написан луганчанами — не по мотивам романа Фадеева. Конечно, использовались документы из музея «Молодой гвардии». Но основа истории — воспоминания Елены Берской, одноклассницы знаменитой подпольщицы Лиды Андросовой. Эти воспоминания никогда ранее не записывались — наши ребята нашли пожилую женщину, которая жила в Луганске, встречались с ней. Главное было поймать дух и атмосферу тех событий. Увы, Елена Берская не дожила до премьеры.

— Еще в прошлом году сообщалось, что детская школа мультипликации «Фантазеры», лауреат разнообразных международных конкурсов, может прекратить свое существование из-за недостатка финансирования. Такая угроза сохраняется?

— Вообще эта школа — уникальное явление. Начиналось все с одного-единственного увлеченного человека — Алексея Сыча. Он самоучка, но самоучка талантливый. Создал школу анимации для детей, ребята начали побеждать на конкурсах.

У «Фантазеров» были определенные финансовые проблемы — взносов родителей не хватало, ведь мультипликация требует серьезной материальной базы. Но теперь школа под крылом академии, никто ее не закроет. Такая связь очень логична — ведь пару лет назад мы стали готовить в академии аниматоров. Это штучная специальность, в Украине, кроме нашего вуза, она есть только в Киевском университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого.

Кстати, заказ мультфильма «Наши» со стороны обладминистрации позволил школе решить вопрос матобеспечения.

— Сколько сегодня родители платят за обучение ребенка в этой студии?

— 150 грн. в месяц. В последнее время там занималось десятка два ребят, но выход мультфильма, без сомнения, сильно увеличит интерес. И мы готовы принять до 60 детей.

В поисках горящих глаз

— Я познакомился с перечнем значимых конкурсов и фестивалей, которые проводит ваша академия, — он более чем впечатляет. Около полутора десятка мероприятий в течение учебного года (при этом многие из них международные) — этого часто не могут себе позволить даже крупные столичные учебные заведения. Где вы ресурсы находите?

— Во-первых, у нас выхода другого нет — вуз творческий, и студенты наши должны расти в атмосфере творческого соревнования с сильнейшими, а не вариться в собственном соку.

Во-вторых, у нас 50% контрактников — это позволяет даже спонсоров не привлекать.

Наконец, мы умеем яркие фестивали проводить дешево. Даже приглашенные деятели искусства, члены жюри из Москвы, Вены, Брюсселя — когда видят наш бюджет, просят оплатить только дорогу. Мы платим знаменитостям символические гонорары. Например, легендарная телеведущая Татьяна Судец, «тетя Таня», приезжала к нам судить один из фестивалей за 200 долларов. Профессура из Королевской бельгийской академии ехала из Брюсселя на музыкальный конкурс за 100—200 евро. Творческим людям нравится здесь, они балдеют!

Мы не делаем на этом коммерции, просто ищем людей, у которых горят глаза!

— Задам вопрос, на который, как правило, очень не любят отвечать руководители украинских вузов: сколько своих площадей сдаете в аренду?

— 0,5%! Мы сдаем только помещение под буфет (своей столовой нет, а детей кормить надо) и две комнаты в общежитии — да и то лишь потому, что разместившийся в них провайдер серьезно переоборудовал их под свои нужды.

Очень трепетно относимся к своей материальной базе — собирали ее по крупице. Когда присоединяли к себе объекты, корпуса — всегда там было полно арендаторов. И мы разрывали со всеми договора. Мы вуз, должны учить — и деньги зарабатывать не на аренде, а как и положено — на «платных» студентах.

— Вы ведете подготовку по многим «культурным» специальностям — от живописцев до скрипачей. Куда выпускников деваете?

— Да, мы не выпускаем только специалистов архивного дела. Что касается работы, то проблем с распределением нет вообще! В Луганской области в заведениях культуры и искусств трудится около 3 тыс. работников, и примерно 40% из них — пенсионного и предпенсионного возраста. А ведь у нас учатся студенты из 12 областей! Выпускаем в год около 250 человек — что это для востока Украины?

— Луганск, к сожалению, не назовешь артистическим городом. У вас же в академии царит особая атмосфера — творческой резервации. Студенты не вступают в жесткий конфликт с реальностью депрессивной улицы?

— Во всем должна быть золотая середина. Когда на улицах чернуха, для существования такой середины необходим другой полюс. Вот мы этот полюс и создаем.

Вуз должен не просто обучать профессии, но и демонстрировать молодежи правильные мировоззренческие ценности, раздвигать горизонты. Это и стараемся делать.

К тому же у нас на самом деле не резервация — мы открыты и активно взаимодействуем с городом. Каждая выпускающая кафедра имеет свой коллектив. И они постоянно выступают — 60—70 концертов в год! Наши педагоги не просто преподают в аудитории, они руководят конкретными творческими проектами. И им это интересно, они не чувствуют возраста, у них горят глаза!

У нас работает творческий центр «Красная площадь, 7» — каждый четверг в 18.00 в зале проходит концерт, спектакль, шоу. Даже билеты продаем (по 5 грн.) — и у нас постоянный аншлаг!

«Универсальным руководителем меня сделал комсомол»

Валерий Филиппов

— Как вы попали в кресло ректора академии?

— Из областной администрации — до 1997 г. работал там начальником управления молодежной политики. Правда, тогда у нас был еще колледж, созданный на базе трех училищ: музыкального, художественного и культуры. В 2002-м превратились в институт, в этом году стали академией.

— То есть чиновника, бюрократа поставили руководить творческой интеллигенцией. Вас сильно ненавидели?

— О да! В 1997 г. демонстрации устраивали с транспарантами: «Долой пэтэушника Филиппова»! Я ведь начинал работать еще в комсомоле, секретарем комитета комсомола ПТУ.

Помню, как пришел знакомиться с творческой интеллигенцией на госэкзамены в музучилище. Вхожу в концертный зал. Темно, свеча горит. Думаю — задумка режиссера, прием такой творческий. Сквозь мелодию фортепиано слышу капель. Присматриваюсь — на сцене стоит оцинкованный таз, а с потолка вода капает.

Постепенно до меня доходит — что-то не так. Оказалось, училищу выключили свет за неуплату, а крыша уже давно протекала. Попросил друзей сделать ремонт — в долг, без денег. Так потихоньку завоевывал доверие.

— Теперь тут все вас любят?

— Ну вряд ли. Зато считаются — это точно.

— Ректор творческого вуза — это завхоз или художник?

— Ректор — многогранная работа. От строителя до психолога.

Кстати, очень благодарен комсомолу за универсальную школу жизни — именно там я научился делать все. Мы могли привезти бастующим шахтерам бочку кваса; провести собрание на заводе; пойти на утреннюю дойку; написать доклад первому секретарю; проанализировать, почему не платят взносы, — словом, все.

Поэтому и сегодня мне играть лишь одну роль слишком скучно и неинтересно.

— А в творчество остается время играть?

— Конечно! Я, например, серьезно увлечен фотографией — член соответствующего творческого союза. Теперь вот хочу свой проект на нашем интернет-телевидении (у нас и такое есть) сделать. Появился дизайн.

Работать в творческом вузе и не заболеть чем-нибудь подобным практически нельзя.

— Как фотограф что предпочитаете снимать?

— Сейчас у меня есть проект — хочется в фотографиях расшифровать философские термины. Вот, например, слово «эволюция». Как создать фотографию, которая бы объясняла, воплощала это слово?

Вот у меня есть фотография «Любимая газета». Знаете, что на ней? Еженедельник «2000» и на нем в виде созвездия Кассиопеи пять головок чеснока. Действительно люблю вашу газету!

Справка «2000»

Луганская государственная академия культуры и искусств: 91055, Луганск, Красная площадь, 7, тел. (0642) 59-0262, факс (0642) 52-5276, email lugiki@ua.fm

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Главный мистик XX века. К дню рождения Михаила...

За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...

Протест для небожителей

Украинская арт-среда и индустрия развлечений протестует против действий Кабмина,...

Рафаэль Санти – человек, победивший тьму

Обрушившаяся на человечество пандемия коронавируса вконец нарушила и всю его...

Ван Гог. «Ирисы» и «куст сирени»

Все мы помним работы Ван Гога, написанные в период болезни и глубокой депрессии, –...

Прощай, Спартак!

«Спартак» пробил самую настоящую «брешь» -- осмелевшие после десятилетия...

«Папик» «95 квартала»

«Папик» поднимает кинопроизводство студии «95 квартал» на качественно...

«Поругание Христа»: одну из самых дорогих картин едва...

Найденную картину признали национальным достоянием Франции

Олег Карамазов: «В новогоднем концерте «Интера» мы...

«Радуйся каждому дню, ведь мы можем говорить, любить друг друга. Я очень ценю жизнь и...

«Ирландец»: нити из прошлого

Если выразить впечатление от «Ирландца» одним словом, то это будет...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка