Рог музыкального изобилия

№51–52(801) 23 — 31 декабря 2016 г. 21 Декабря 2016

Любомир Кушлык на фоне своих трембит. У него в руках — рог тура, переделанный в духовой инструмент

Под занавес 2016 г. и на зимние праздники жители Запорожья получили уникальную возможность увидеть выставку, которую доставили в город из другого конца страны — из Львова. Музыкант, музыковед, музыкальный педагог и владелец презентованной коллекции Любомир Кушлык так далеко свои сокровища еще не отправлял. Это полтысячи народных украинских музыкальных инструментов, которые Любомир Николаевич собрал за 42 года деятельности на профессиональном поприще. В целом накопил он еще больше, примерно 700 экземпляров.

Экспозицию разместили в большом зале Запорожского областного краеведческого музея. В отличие от других, ее можно не только посмотреть, но и потрогать и даже собственноручно проверить, как звучат дрымба, маракасы из дерева и из маковых головок, трещотки, сопилки и свистульки разных модификаций... Львовскую часть экспозиции дополнили местной, запорожской. Организатор выставки, также музыкант Денис Васильев привнес «ударную нотку»: с его подачи в зале появились тулумбасы — казацкие барабаны, шаманский бубен и многое другое. Неутомимый Васильев в течение работы выставки самолично читает интерактивные лекции для взрослых и детей по истории инструментов. Самые удачливые гости, среди которых оказалась и корреспондент «2000», поговорили в момент открытия экспозиции с ее хозяином.

— Пан Любомир, как давно вы собираете коллекцию? И что вас к этому подвигло?

— Это было моей детской мечтой. Я делал себе инструменты из того, что попадалось под руку. Создал целый оркестр и пробовал играть. Потом поступил в музыкальную школу на отделение фортепиано, изучал фольклористику в музыкальном училище. Закончил историко-теоретический факультет во Львовской консерватории и остался там заведовать фольклорной лабораторией. С 1974 г., наследуя своих преподавателей, участвовал в этнографических экспедициях по Западной Украине — ездил туда, где можно услышать и записать много фольклора, а именно на Гуцульщину, Бойковщину... Потом начал ездить по Львовской обл., где в то время тоже было много интересного. Например, в одном селе Нагачив Яворовского р-на 9 народных музыкальных капелл! Увы, они существовали только до 1980-х гг. Потом всех вытеснил «народный японский инструмент» «Ямаха»...

В общем, некоторое количество инструментов собрал в то время, а системным коллекционированием увлекся в 1991 г., когда мы впервые в Украине открыли во Львовской консерватории кафедру музыкальной фольклористики и внедрили специальность музыкального фольклориста. И чтобы показывать студентам аутентичные народные инструменты, я стал собирать их целенаправленно. Одновременно сам осваивал игру на многих новых для себя. Вот вы сейчас спросите, на скольких инструментах я умею играть, а я и сам не сосчитаю. Кроме отечественных народных, играю на заграничных — австралийском диджериду (этнический духовой инструмент. — Ред.), например.

Такими бичами никого не бьют. Ими рассекают воздух, извлекая звуки, — музыкальное сопровождение «Маланкових танців», обряда на праздник Маланки

— Как артефакты попадают к вам?

— Примерно 20 мне подарили, остальные покупал. Трудно ездить за ними куда-то в глубинку. У меня даже своей машины нет — добираюсь автобусами, любым транспортом. Часто приглашают на этнические фестивали поиграть на трембитах, рогах (духовые инструменты. — Ред.), там завязываю контакты с людьми, которые могут помочь, делятся информацией. Коллекция в основном состоит из образцов, изготовленных в XX в. дома мастерами и любителями, и фабричных. Но есть и очень старый экземпляр, моя гордость — рог тура. Самому рогу лет 400, потому что этих животных с тех пор не существует в природе, их истребили. Купить его сейчас невозможно — даже если он где-то и остался, гуцулы не продадут, потому что «мають гонор». А я купил его когда-то просто так, через комиссионный магазин. В Словакии мне за этот рог предлагали 500 евро — я отказался. Дело ведь не в цене, а в том, что их просто нет.

— А в Украине кто-то, кроме вас, коллекционирует народные инструменты по-крупному?

— Да, нас таких четверо. Стыдно признаться, что в настолько инструментальном крае, как Украина, нет ни одного стационарного музея музыкальных инструментов — ни народных, ни академических. В Польше, например, их четыре. У нас есть только одна комната в Музее театрального, музыкального и киноискусства, что на территории Киево-Печерской лавры. Свою коллекцию я храню по частям: у себя дома, в Центре творчества детей и юношества Галичины, где работаю сейчас, еще где-то... Выставляю ее для зрителей время от времени в основном во Львове.

— Самый известный народный западноукраинский инструмент — трембиты, которые висят здесь на стене. О других, к сожалению, мы знаем мало, о том же роге в частности.

— Трембиты были когда-то распространены в нашем регионе, может, и в вашем, на востоке. Сейчас остались только в Карпатах. В античном мире рог был символом достатка, изобилия — это известный факт. Откуда такая ассоциация? Во времена, когда не существовало стекла и пластмассы, не было другой утвари, все добро хранили в рогах животных. Исконное значение этого предмета забылось, осталось символическое. В Украине точно так же рога служили емкостью для хранения чего угодно. Когда рог утратил свою утилитарную функцию, с ним ходили колядовать, желая в каждом доме счастья, благополучия, приплода. И когда натуральные рога стали дефицитом, их начали изготавливать из дерева. Особой разницы в игре на тех и других нет... Вообще мышление народа в архаичные времена было не только «звуковым» или «художественно-эстетическим». Т. е. музицировали не ради получения удовольствия. Первичное предназначение народной музыки — бытовая магия, защита, оберег. Его отголоски сохранились еще с дохристианского периода.

Этому инструменту своим происхождением обязана популярная западноукраинская поговорка «А мені все по цимбалах!»

— Например?

— Вот такое приспособление для выбивания белья при стирке. Его у нас называют праник. Первичная функция праника — очищение. Поэтому молодоженов перед свадьбой «очищали» от всякой скверны похожими звуками. Самые простые маракасы — ударно-шумовые инструменты — представляли собой не что иное, как сухие, полные семян маковые головки. Ими ритмично трясли над младенцами в колыбелях. Считалось, что под воздействием «маковых» звуков ребенок быстрее уснет, ведь само растение имеет снотворный эффект.

Я еще застал и аутентичное горловое пение в Карпатах. Оно бывает разных видов. Имитация звуков дрымбы — одно, пение для лечения больного — другое. Во втором случае человека укладывали на лавку, ложились рядом и издавали с магической целью вот такие звуки (демонстрирует вслух, что такое горловое пение. — Ред.).

Деркачи, которые можно вертеть в руках, — «др-р-р-р-р-р-р-р». Это сейчас игрушка, а когда-то деркач выполнял мощную функцию оберега — разгонял нечистую силу перед Новым годом. У нас перед Пасхой до сих пор ходят с деркачами. Многие из тех традиций забыты, и спросить уже не у кого. В моем собрании есть вещи, по одним названиям которых понятен характер их звуков: калатало, тарахкало, торохтило...

— А каких инструментов, несмотря на богатство коллекции, у вас нет, но хотелось бы заполучить?

— Сейчас ищу одну редкость — скрипку-«довбанку», изготовленную методом выдалбливания из куска дерева, как делали в селах до XIX в. Старинных бандур у меня тоже нет. Есть те, которые относятся к концу XIX — началу XX в. Более ранний инструмент найти сложно. Кстати, в Западной Украине бандур как раз не было, там играли на похожем инструменте — торбане. Изображение торбана есть на 10-гривневой купюре.

Справка «2000». Выставка открыта до 14 января 2017 г. в Запорожском областном краеведческом музее по адресу: ул. Троицкая, 29, тел. (061) 764-3912.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Кистью и шпагой

60 лет назад в прокат вышел фильм французского режиссера Бернара Бордери «Три...

Несколько слов о живописце Валерии Орле

В наши нелегкие времена, когда ковид существенно мешает проведению любого культурного...

Десять дней одного года

Ученые первыми заговорили о необходимости демократических гарантий от произвола....

О червячках, околовластье и комфорте

Моя цель — на каждом этапе получать удовольствие от собственного развития Я хочу...

Интервью Раисы Орловой с Наумом Коржавиным

Наум Коржавин: «Самиздат был большей частью чисто стихийным делом»

Джанни Родари: когда сказка реальней самой реальности

Волшебный голос Джельсомино оказывается сильнее и силы денег, и силы пропагандистской...

Приглашение переоценить жизнь

Суета жизни и узость кругозора меняют свои объекты, но не свою суть

Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Главный мистик XX века. К дню рождения Михаила...

За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка