С высоты полета Чайки

№38 (382) 21 - 27 сентября 2007 г. 21 Сентября 2007 0

Почти три года назад — в октябре 2004 г. — в дверь небольшой двухкомнатной квартиры днепропетровского художника Сергея Чайки, лауреата престижных премий, позвонил Ежи Гофман. Он приехал в сопровождении съемочной группы, многочисленных видео- и фотокорреспондентов. Пока журналисты томились в ожидании на лестничной клетке (квартира-мастерская не смогла вместить всех гостей), мэтр кинематографии и мастер кисти говорили о прошлом и настоящем Украины, ее месте в мировой истории.

Картины Чайки великий режиссер и сценарист положил в основу документального цикла об Украине, работа над которым тогда только начиналась.

Не словом, а делом

— Гофман приехал ко мне еще до «оранжевой революции», — вспоминает Сергей Михайлович. — Он сказал, что мои картины станут матрицей будущего фильма. Оказывается, существует специальная компьютерная программа по «оживлению» полотен. Я видел, как это делается. Картина сканируется — и персонажи начинают двигаться, встают, смеются. Признаюсь, на меня все это произвело сильное впечатление.

— Как общались украинец и поляк? О чем говорили?

— Мы беседовали на польском языке, ведь в начале 90-х годов прошлого века я почти три года работал в Польше (тогда в нашей стране работы не было) и неплохо выучил язык. Это удивительно, что польский режиссер взялся за создание исторического фильма об Украине, нашел на это немалые деньги, причем не среди наших соотечественников, и сумел создать такую неординарную картину.

«Это огромное счастье, что в Украине есть такой необыкновенный художник, работающий в жанре исторической живописи и отражающий на своих полотнах историю казачества», — сказал Ежи Гофман в интервью, записанном в тот день.

Украинизация «до» и «после»

Из Москвы в Украину, в родной город супруги — Днепропетровск, Сергей Чайка с семьей перебрался в конце 80-х. И ни разу об этом не пожалел. По прошествии многих лет понял, что это не случайно. Сама судьба привела его на родину предков. Ведь он — Чайка, родом из казаков!

Найти работу было сложно. После окончания вуза он успел поработать учителем рисования и черчения в одной из московских школ, но возвращаться в школу не хотелось. Хотелось творить, но Чайку как художника никто еще не знал.

Помог случай. Узнав, что председатель колхоза им. Щорса ищет художника для росписи будущего Дворца механизаторов, Сергей набросал проект, а потом целый год расписывал по сырой штукатурке стены в обеденном зале и других помещениях новостройки села Королево Новомосковского района.

Принимать работу приехало все районное и областное партийное начальство. Роспись на стенах Дворца механизаторов так понравилась руководству, что оно загорелось идеей оформить в национальном стиле весь район.

До развала Союза Чайка успел расписать в стиле украинского ренессанса еще несколько зданий в районе и пару школ в Днепропетровске. А после 1991 г. все круто изменилось. Конечно, столь кардинальные перемены без жертв, в том числе и в искусстве, не обходятся. Хотя, с другой стороны, перемены в общественном самосознании, курс Украины на независимость должны были по идее дать «зеленую улицу» таким проектам, как у Чайки. Но художнику не повезло.

Когда председатель колхоза им. Щорса Сергей Куцевол покинул свой пост, его место занял человек, равнодушный и к творчеству, и к национальному самосознанию, и к труду людей, вложенному в коллективную собственность. Дворец механизаторов превратился в заброшенное пустующее здание. Но фрески на его стенах продолжают жить. Они не потеряли сочность красок. И, как 17 лет назад, излучают радость.

И один в поле воин

Едва перебравшись в Днепропетровск, Чайка обратил внимание на то, что ни один из местных художников не пишет на тему истории Украины, украинского казачества. Это удивило, но и обрадовало, потому что для него главными в творчестве были как раз украинские мотивы.

За какую бы тему Чайка ни взялся, во всем чувствуется мастерство — ведь за плечами московская школа, выверенные временем традиции, отсутствие желания подражать. Но больше других его волнует тема независимости в истории Украинского государства.

— Многие украинцы даже не понимают, где живут! — говорит художник. — Вы посмотрите: в одних странах то и дело наводнения, в других землетрясения, извержения вулканов, тайфуны и цунами, которые уносят сотни и тысячи жизней! А Украину бережет сама Вселенная. За нее веками воевали представители разных народов. Но наши предки сумели отстоять свою землю. Так неужели сегодня мы проиграем «свои сражения», предадим память воинов, погибших за Украину?!

Интерес к исторической теме разожгли публикации и книги, появившиеся в конце перестройки. Особенно сильное впечатление на мастера произвела брошюра Ивана Стороженко об истории украинского казачества. Изданная небольшим тиражом на плохонькой бумаге, она была прочитана на одном дыхании. Новый взгляд на историю, роль украинцев в развитии событий в Европе и мире выплеснулся на холст.

Чайка и по сей день недоумевает, почему историческая тема не стала главной в творчестве других художников. По сути, он остается единственным, кому близки и понятны мотивы дальних походов, больших и маленьких сражений казаков за родную землю, их боевой дух и чувство самодостаточности. На его полотнах казаки мчатся на конях по степи, сражаются с турками и польскими гусарами, берут на абордаж неприятельские корабли, ведут переговоры с лидерами европейских государств.

— В основе этих полотен — исторические факты, — подчеркивает автор. Учтено все — вплоть до видов оружия и деталей одежды. Как художник я имею право вольно трактовать события и образы. Главное для меня — передать дух эпохи, дать зрителю новые знания и ощущения, приблизить его к пониманию истории своей страны.

Любовь и покаяние

В конце августа в Днепродзержинском музее истории открылась персональная выставка Сергея Чайки. На ней представлено более двух десятков работ, в основном на историческую тему.

Зрители по-разному оценили экспозицию: одни пришли в восторг, другие говорили, что ожидали большего. Но может быть, всему виной ограниченное пространство зала, малое число привезенных полотен.

В числе именитых гостей на открытии экспозиции был митрополит Павлоградский и Днепропетровский Ириней. В знак глубокого уважения художник вручил владыке картину «Благословение казаков». Объясняя присутствующим творческий замысел, автор обратил их внимание на поднятую руку патриарха — жест, который призывает казаков прошлого и настоящего остановиться и подумать, не проливать понапрасну кровь, научиться отстаивать свои убеждения не войной, а миром.

«Надо не только подумать, но и покаяться, примириться друг с другом, — сказал растроганный митрополит. — Потому что покаяние совершает чудо спасения человечества.

Справка «2000». Сергей Михайлович Чайка — единственный в мире художник-баталист, воссоздавший историю морских походов казаков на знаменитых боевых чайках. Его картины на историческую тему украшают частные коллекции в Украине, Аргентине, Америке, Канаде, Польше, России, Германии. Родился 19 июня 1952 г. в Ростове-на-Дону в семье военнослужащего. В 1984 г. окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина. В 1995 г. признан победителем международной выставки «Пан-Украина» в жанре «Историческая живопись». Живет и работает в Днепропетровске.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Смотреть и думать: наиболее ожидаемые умные фильмы...

Мировые и отечественные режиссеры постарались на славу, теперь главное, чтобы их труды...

Джедаи, герои и годзиллы: топ-10 самых ярких фильмов...

Все, что нужно знать о 2019-м тем, кто хочет «попкорна и зрелищ» на большом экране

Один белый, другой черный

C 24 января в прокате «Зеленая книга», обладатель «Золотого глобуса», лучший...

Три психа и один психиатр

 17 января в кинотеатрах можно посмотреть «Стекло», завершающий фильм трилогии...

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка