Шаг вперед и три назад

№31(828) 4—10 августа 2017 г. 01 Августа 2017 5

Момент объявления обладателя Гран-при фестиваля. Им стал «Король бельгийцев» Петера Броссенса и Джессики Вудворт (Бельгия, Нидерланды, Болгария)

Очередной Одесский международный кинофестиваль, как обычно, прошел в середине лета, с 14-го по 22 июля. Запомнился он не только традиционным изобилием хорошего кино, но и любопытным парадоксом. С одной стороны, Национальный конкурс оказался как никогда сильным. С другой — три украинские ленты, представленные в Международной конкурсной программе, заняли по результатам зрительского голосования три последних места.

Статистика ОМКФ с каждым годом неуклонно растет. Если в дебютном 2010-м зрители без проблем помещались в относительно скромных по размеру залах кинотеатра «Родина», он же Фестивальный центр, то в последние годы переаншлагами в 1260-местном помещении Театра музкомедии, он же Фестивальный дворец, уже никого не удивишь. А вот показы статусных фильмов в тесном Красном зале той же «Родины» стали для киноманов сущим бедствием. Например, желающих посмотреть «Кроткую» Сергея Лозницы и «Двуличного любовника» Франсуа Озона, было раза в полтора больше, чем мест.

В общем, дорогой Одесский международный, пришло время расширяться — с локациями надо что-то делать. Еще бы неплохо что-то сделать с разросшимися до невозможности торжественными церемониями, особенно с завершающей. Если открытие фестиваля уложилось в час с небольшим, то закрытие продлилось мучительные два с половиной. Мало того что неизбежные чиновники краткостью, сестрой таланта, не отличались, так еще каждый новоиспеченный обладатель какого-либо приза норовил растянуть свою законную минуту славы до пятиминутки, подробно рассказав о том, насколько неожиданной была для него награда и какие удивительные чувства он при этом испытывает.

Звездными гостями ОМКФ-2017 стали польский режиссер Агнешка Холланд, о чем было известно заранее, российская актриса Лия Ахеджакова, приезд которой долгое время был под вопросом, и мировая знаменитость Изабель Юппер, появившаяся на фестивале вдруг и лишь в последний его день. Холланд и Юппер получили «Золотого Дюка» за вклад в киноискусство. Наградой для Ахеджаковой, представлявшей вместе с Лозницей «Кроткую», в которой она сыграла небольшую роль, можно считать бурные аплодисменты и искреннюю любовь зала. День закрытия фестиваля совпал с годовщиной смерти Богдана Ступки — зрители почтили память выдающегося актера, а Ахеджакова посвятила своему коллеге и другу много искренних восторженных слов.

Как всегда во внеконкурсной программе ОМКФ было немало картин, удостоенных высших призов на ведущих мировых кинофестивалях. Как обычно среди претендентов на «Золотого Дюка» нашлось место фильмам разных жанров. Как водится, зрители высоко оценили комедии, а ленты с оригинальным киноязыком оставили в аутсайдерах. Что было непривычно, так это довольно высокий, по общему мнению критиков, уровень работ в Национальном конкурсе полнометражных фильмов. Однако на показатели украинских картин в Международном конкурсе это не повлияло.

Тут дело вот в чем. Обычно фильмы, участвующие в главном состязании Одесского кинофестиваля, делятся приблизительно поровну на массовые и артхаусные или, если хотите, на зрительские и фестивальные. Первые относительно просты для восприятия, вторые требуют от публики некоторых усилий, причем не всегда оправданных. Так вот, если качественное авторское кино в Украине иногда снимают, то качественного массового у нас практически нет. В общем, если расставить фильмы, участвовавшие в Международном конкурсе, в порядке возрастания зрительского рейтинга, на первых трех позициях окажутся картины, снятые с участием Украины. Правда, одна из них на голову выше двух других.

Конкурс: фестивальные

Название: «Январь — март»

Режиссер: Юрий Речинский

Страны: Украина, Австрия

Жанр: экзистенциальная драма

Оценка зрителей: 3,04

Оценка обозревателя: 2,5

Не знаю, кто писал аннотацию к фильму Речинского, но она получилась на редкость точной. «Снег. Сигарета. Кровь на руках. Крики в постели. Беспомощность. Озеро. Лодка. Больница. Горящее поле. Зеленое кресло. Любовь. Где-то ждет смерть. Где-то — жизнь». К данному перечню предметов, объектов, явлений и ощущений можно добавить еще немало пунктов, но более внятным и содержательным «Январь — март» от этого не станет. Аморфная лента с душевным надрывом, претензией на глубокомысленность и эстетическими контрастами, в которых безобразного не меньше, чем прекрасного, стала худшей и в Международном, и в Национальном конкурсе.

Название: «Уровень черного»

Режиссер: Валентин Васянович

Страна: Украина

Жанр: психологическая драма

Оценка зрителей: 3,08

Оценка обозревателя: 4,5

Ленту Валентина Васяновича «Уровень черного» не поняли многие зрители, зато высоко оценили критики из жюри ФИПРЕССИ

Для большинства зрителей «Уровень черного» оказался недостижим, и это грустно. Валентин Васянович буквально за копейки (бюджет фильма — смешные $10 тыс.) поставил изысканный минималистский фильм об одиночестве, эгоцентризме, привязанностях, потерях и упрямом преодолении себя. Тут важно вспомнить, что Васянович был продюсером и оператором знакового «Племени» Мирослава Слабошпицкого, снятого на языке глухих, и его нынешний рискованный ход сделан в том же духе: в ленте не звучит ни единого слова. Прием сработал блестяще — отсутствие звуковых диалогов в «Уровне черного» органично подчеркивает главную идею картины. К сожалению, единственной наградой Васяновича на ОМКФ-2017 стал приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ.

Название: «Иней»

Режиссер: Шарунас Батрас

Страны: Украина, Франция, Польша, Литва

Жанр: околовоенная трагедия

Оценка зрителей: 3,52

Оценка обозревателя: 2,5

Уверен, если бы не тема войны в Донбассе, картина литовского режиссера у зрителей не дотянула бы и до «тройки». Как раз военные эпизоды, снятые Батрасом в документальной манере, выглядят более-менее пристойно и достоверно, но вот все остальное — тихий ужас. Первая половина «Инея» пуста и скучна, диалоги примитивны, мотивы поступков главного героя, литовца Рокаса, отправившегося с гуманитарным грузом в зону АТО, лишены элементарной логики. Когда этого недоумка, решившего съездить на войну, как на прогулку по цветочному садику, наконец-то прошили автоматной очередью, я испытал сильное облегчение. Правда, перед тем как испустить дух, Рокас умудрился выдать такой напыщенный монолог о большой светлой любви и надеждах на счастливое будущее, что режиссера и сценариста захотелось прикончить вместе с их героем.

Название: «Самозванцы»

Режиссер: Валло Томла

Страны: Латвия, Эстония, Литва

Жанр: мистико-психологический триллер

Оценка зрителей: 3,67

Оценка обозревателя: 3,5

Анна и Юхан, молодые люди, у которых в отношениях наметились серьезные проблемы, приезжают в пустующий дачный дом своих состоятельных друзей. На пляже они встречают другую пару, достатком пониже и интеллектом пожиже. Обиженная на Юхана Анна приглашает новых знакомых на ужин и затевает рискованную игру, в которой ревность выходит из-под контроля и перерастает в бешеную ярость. Мастерски снятая лента Валло Томла обещала много, но из-за провальной драматургии к финалу сильно сдулась. Для следующего проекта молодому эстонскому режиссеру неплохо бы поискать другого сценариста.

Название: «Свободно и легко»

Режиссер: Ген Цзюнь

Страна: Китай

Жанр: абсурдистская драма

Оценка зрителей: 3,69

Оценка обозревателя: 3,5

Китайский режиссер стал украшением фестивальной жизни. Не понимая ни слова ни на каком языке, кроме родного, он прилежно ходил на все показы, служа живым свидетельством о том, что изображение в кино важнее текста. Действие фильма Ген Цзюня происходит в полупустом провинциальном городке с домами-бараками, персонажи сплошь либо жулики, либо чудики, либо совсем придурки. Ничего сверхъестественного в его картине не происходит, но впечатление она оставляет вполне сюрреалистическое. Жюри престижного «Санденса» отметило «Свободно и легко» специальным призом, жюри ОМКФ решило не отставать от американских коллег и удостоило китайскую ленту не менее специальным упоминанием.

Название: «Сирота»

Режиссер: Арно де Пальер

Страна: Франция

Жанр: социальная драма

Оценка зрителей: 3,86

Оценка обозревателя: 3,5

Лента о молодой женщине — директоре школы, у которой в прошлом чего только не было: в детстве — психологическая травма из-за гибели сверстников, в отрочестве — жуткие конфликты с отцом и безудержный разврат с кем попало, в юности — кража десятков тысяч долларов из кассы ипподрома. Героиня думает, что ей удалось начать новую жизнь, однако прошлое неожиданно возвращается и требует расплаты. Арно де Пальер выстроил фабулу в обратном хронологическом порядке; прием в принципе эффектный, но динамики и выразительности его фильму не хватило.

Конкурс: зрительские

Название: «Лето 1993»

Режиссер: Карла Симон

Страна: Испания

Жанр: драма взросления

Оценка зрителей: 3,99

Оценка обозревателя: 4

Родители шестилетней Фриды умерли от СПИДа, и девочку забрала в загородный дом семья дяди. Там к ней относятся с любовью и заботой, но Фрида закрыта, озлоблена, ревнует новых родителей к их родной дочери и пытается сжить малышку со света. Карла Симон сняла симпатичный фильм о детской обиде и жестокости, и все же показать развитие характера героини в достаточной мере ей, на мой взгляд, не удалось. Мнения зрителей и обозревателя в отношении «Лета 1993» полностью сошлись, а вот жюри оценило ленту Симон своей высшей наградой — призом за лучший фильм. Пожалуй, впервые за многие годы решение судей ОМКФ выглядело сомнительным — в главном конкурсе были фильмы поинтересней.

Название: «Реквием по госпоже Й.»

Режиссер: Боян Вулетич

Страны: Сербия, Болгария, Македония, Россия, Франция

Жанр: психологическая драма

Оценка зрителей: 4,09

Оценка обозревателя: 4

Фильм Бояна Вулетича смотрелся ничуть не слабее фильма Карлы Симон. Героиня сербского режиссера тоже переживает ментальный кризис, только здесь это не маленькая девочка, а пожилая женщина, которая после смерти мужа утратила интерес к жизни и задумала покончить с собой. Оказывается, сделать это не так просто: госпоже Й мешает совершить задуманное дороговизна, бюрократия, беременность старшей дочери, цинизм и сквернословие младшей, а еще 90-летняя свекровь шаркает туда-сюда со стаканом, так что застрелиться нет никакой возможности. Вулетич снял достойный обаятельный фильм, но у жюри наград на него, к сожалению, не хватило.

Название: «Ни тут, ни там»

Режиссер: Майсалун Хамуд

Страна: Израиль

Жанр: социальная драма

Оценка зрителей: 4,3

Оценка обозревателя: 4,5

Кадр из фильма «Ни тут, ни там» (реж. Майсалун Хамуд, Израиль), одной из лучших картин Международного конкурса

В последние годы израильские фильмы взяли несколько главных призов и ОМКФ, и киевской «Молодости». Ленте Майсалун Хамуд снискать лавры не удалось, а жаль — это был один из лучших фильмов Международного конкурса. Три героини «Ни тут, ни там» олицетворяют три статуса палестинской женщины в Израиле: одна полностью эмансипирована, успешна и независима, другая, несмотря на скотское поведение жениха, остается верной традиционным ценностям, третья, влюбившись в девушку, впервые решается на бунт против родительской тирании. Важное достоинство картины в том, что Хамуд правильно расставила акценты: при явном неприятии религиозного догматизма и порока под личиной благочестия она не преминула напомнить о пустоте, которой чреваты разгульный образ жизни и свобода без обязательств.

Название: «Габриэль и гора»

Режиссер: Феллипе Барбоса

Страны: Бразилия, Франция

Жанр: мемориальная трагедия

Оценка зрителей: 4,31

Оценка обозревателя: 4

Картина Феллипе Барбосы посвящена милому бразильскому юноше Габриэлю Бухману, который несколько месяцев путешествовал по Африке, заводил приятельские отношения с простыми людьми из разных стран, ссорился и мирился с подругой, ездил на сафари, ходил в горы и в конце концов погиб из-за собственного глупого легкомыслия. Честь и хвала Барбосе, разыскавшему множество людей, с которыми Бухман встречался в Африке, и привлекшему их к съемкам фильма. «Габриэль и гора» не может похвастаться особыми кинематографическими изысками, но лучшего способа увековечить память о человеке, нежели снять о нем такое кино, придумать трудно.

Название: «Моя счастливая семья»

Режиссеры: Нана Эквтимишвили, Симон Гросс

Страны: Грузия, Германия, Франция

Жанр: семейная драма

Оценка зрителей: 4,45

Оценка обозревателя: 4,5

В 2013 году фильм Наны Эквтимишвили и Симона Гросса «В цвету» был отмечен в Одессе призом за лучшие актерские работы. В 2017-м история повторилась, но на этот раз грузинско-немецкий дуэт получил еще и награду за лучшую режиссуру. «Моя счастливая семья» отчасти похожа и на «Реквием по госпоже Й.» (кризис женского среднего возраста, семейные проблемы), и на «Ни тут, ни там» (патриархальное общество, конфликт между коллективистскими и индивидуалистскими ценностями), однако к бонусам ленты Эквтимишвили и Гросса нужно добавить тонкую иронию и фирменное грузинское обаяние. «Моя счастливая семья» была реальным претендентом на Гран-при, до которого ей не хватило всего одной десятой балла.

Название: «Король бельгийцев»

Режиссеры: Петер Бросенс, Джессика Вудворт

Страны: Бельгия, Нидерланды, Болгария

Жанр: политическая сатира

Оценка зрителей: 4,55

Оценка обозревателя: 3

Впервые за семь лет моего присутствия на ОМКФ результат зрительского голосования (кстати, предсказанный многими коллегами-критиками) вызвал у меня лишь досаду. Гран-при фестиваля достался поверхностной, схематичной, не слишком умной картине о вымышленном бельгийском короле, который из-за извержения вулкана и нелетной погоды нелегально пробирается из Турции на родину через Балканы. Да, лента Петера Бросенса и Джессики Вудворт попадает во многие болевые точки современной Европы, но шутки в ней плоские и вялые, а сюжет слишком неправдоподобен, чтобы относиться к такому фарсу всерьез. В «Короле бельгийцев» есть драматические эпизоды, и все же это прежде всего комедия, жанр, который у зрителей Одесского международного котируется выше других и приводит к победе даже тех, кто ее не слишком заслуживает.

Парад лауреатов

Как обычно, самые значительные фильмы ОМКФ следовало искать в секции «Фестиваль фестивалей». В нынешнем году программу Одесского международного украшали победители Каннского и Берлинского кинофорумов. Если перефразировать классика, они оставили о себе впечатления не только хорошие, но и разные.

Рубена Эстлунда можно считать чемпионом мира по кино нынешнего года — фильм «Квадрат» принес шведскому режиссеру «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Автор нашумевшего в 2014-м драмеди «Форс-мажор» остался верен себе: его нынешняя лента драматична, остросоциальна, обращается к моральным проблемам и полна язвительного юмора. Шутки Эстлунда посвящены преимущественно двум темам: размытым границам актуального искусства, из-за чего невинная игра может обернуться реальным кошмаром, и непреодолимому противоречию между нравственными установками и цинизмом повседневности. Победа Эстлунда в Канне стала сенсацией — жюри во главе с Педро Альмодоваром не смутили ни 2,5-часовой хронометраж фильма, ни неровности ритма, ни обилие комедийных эпизодов, которое обладателям «Золотой пальмовой ветви» обычно не свойственно.

«Тело и душа» Ильдико Эньеди, обладатель «Золотого медведя» Берлинале, — картина куда более странная. Она рассказывает о непростой любви между директором мясокомбината Эндре и инспектором по контролю за качеством продукции Марией. Если последняя фраза звучит слегка нелепо, стоит добавить, что Эндре — невозмутимый флегматик лет шестидесяти, а Мария — неадекватная девица-социопат с педантической акцентуацией и феноменальной памятью, похожая то ли на инопланетянку, то ли на робота-андроида; надеюсь, теперь нелепость уже зашкаливает. Лента венгерской постановщицы лирична, притчеобразна и допускает самые разные трактовки в отношении тела, души и трудностей их сосуществования. В общем, и завораживает, и обескураживает.

Теперь пришел черед обладателей призов за лучшую режиссуру. В Канне его присудили Софии Копполе за «Роковое искушение», экранизацию романа Томаса Куллинана о событиях Гражданской войны в США. История о раненом капрале-северянине, который находит приют в пансионе для девушек-южанок, обещает конфликт идеологий, но по ходу действия превращается в битву между полами. Как думаете, каким будет ее исход, если с одной стороны Колин Фаррелл, а с другой — Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фаннинг? Грубо говоря, все мужики козлы, все бабы стервы, и если хочешь выжить, готовься убивать. К счастью, так бывает не всегда, а только на войне. Хотя поди теперь пойми, когда война есть, а когда ее нет.

В Берлине лучшим режиссером назвали Аки Каурисмяки, снявшего «По ту сторону надежды», второй после «Гавра» фильм задуманной трилогии о портах и нелегальных мигрантах. Там же на Берлинале живой классик финского кинематографа неожиданно объявил о завершении своей режиссерской карьеры. Надеюсь, что передумает, потому что Каурисмяки — это наша киноманская любовь, радость жизни и чудо на ровном месте. Впрочем, почему на ровном? — скорее на кривом, бедном и неуютном, но какие же дивные цветы растут из этого сора! «По ту сторону надежды» отличается тем мрачноватым и в то же время трогательным юмором, который никто, кроме Каурисмяки, делать не умеет. И, конечно, это еще одна история об отзывчивости, милосердии и любви — кто видел «Гавр», тому объяснять не нужно.

«На пределе» Фатиха Акина, немецкого режиссера турецкого происхождения, в Канне был отмечен только актерской наградой и вообще был воспринят неоднозначно. В ленте Акина турок-эмигрант с маленьким сыном погибают от взрыва самодельной бомбы, подложенной неонацистами. Убийц идентифицируют, но немецкий суд оправдывает их за недостатком улик. Героиня ленты Катя, в одночасье потерявшая мужа и ребенка, убеждается в том, что на юридическую справедливость надежды нет, и решает отомстить собственными силами. Имеет ли она право на самосуд? Лично у меня на этот вопрос ответа нет.

Еще два фильма секции «Фестиваль фестивалей» лучше вынести в следующую главу. Она будет посвящена картинам из России и о России.

Кадр из фильма Фатиха Акина «На пределе», самой драматичной и противоречивой картины секции «Фестиваль фестивалей»

А что у них?

Борис Хлебников с «Аритмией» в этом году стал обладателем Гран-при «Кинотавра». Герои его фильма — молодая пара врачей, в которой Олег сильно пьет, а Катя сильно из-за этого переживает и хочет развестись. Что характерно, алкоголизм ничуть не мешает Олегу быть отличным парнем, внимательным доктором и порядочным человеком, противостоящим идиотизму бюрократических нововведений. Этот неприкаянный, но милый обалдуй принадлежит к тому же типажу, что и герой Константина Хабенского из поставленного по роману Алексея Иванова фильма Александра Велединского «Географ глобус пропил», ставшего триумфатором ОМКФ-2013. Правда, «Аритмия», сделанная тоньше и изящней, претендует на более широкие обобщения: это картина о том, как человечность и подлинность умудряются выживать в России неизвестным науке способом.

«Ученик» Кирилла Серебренникова — тоже лауреат «Кинотавра», только прошлого года и за лучшую режиссуру. Это фильм о том, что фанатичная вера способна оправдать любые мерзости, а еще о том, что в XXI веке наука и образование все чаще пасуют перед агрессивным мракобесием. В «Ученике» черное становится белым, белое черным, ложь разделывает правду под орех, а единственный здравомыслящий персонаж становится объектом массовой травли. Фильм выглядит очень российским, но с выводами лучше не спешить — Серебренников поставил его по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Уж кто-кто, а немцы отлично знают, что происходит, когда проповеди безумного пассионария вдохновляют широкие народные массы.

«Теснота» Кантемира Балагова также была отмечена на нынешнем «Кинотавре» — в Сочи молодому режиссеру достался приз за лучший дебют. Действие его фильма происходит в 1998 году в Нальчике. Юноша и девушка из еврейских семей становятся жертвами похищения, на милицию надежды нет, родители при помощи общины собирают деньги для выкупа, но их катастрофически не хватает. Неожиданная беда обостряет длинный ряд семейных и социальных противоречий, а тут еще у младшей сестры похищенного роман с мусульманином-кабардинцем, и все это на фоне роста исламистских настроений в связи с Чеченской войной. Отметим, что Балагову всего 26, что он ученик Александра Сокурова и что его достойная работа засветилась в программе каннской секции «Особый взгляд».

Одним из главных событий ОМКФ стала гала-премьера «Кроткой» Сергея Лозницы, которая участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, и это, клянусь вам, последнее упоминание Канна в данной статье. «Кроткая», отсылающая к одноименной повести Достоевского, но не имеющая с ней сюжетных связей, стала копродукцией сразу шести стран — Франции, Украины, Германии, Нидерландов, России и Литвы. На вопрос о том, где происходит действие его картины, режиссер отвечал уклончиво, но на самом деле очевидно, что это фильм о России, о ее социальном дне, о сфере тюремного влияния как жуткой реальности и еще более мрачной метафоре. Подробней об этом важном фильме я надеюсь рассказать, когда «Кроткая» выйдет в украинский прокат.

Камеди клаб

Ленты с комедийной составляющей присутствовали в самых разных фестивальных программах. И по жанру они тоже были очень разными — от сельского триллера до социально-политического фарса. Немало веселого обнаруживалось в фильмах открытия и закрытия — для полуторатысячной аудитории одесской оперы организаторы по традиции выбирают кино зрительское, нескучное.

Смешили публику и отечественные режиссеры, хотя представленная в секции «Гала-премьеры» «Ржака» Дмитрия Томашпольского — фильм по-настоящему понятный немногим. Лента о том, как некие злые бандиты заставляют приверженца интеллектуального кино снимать идиотскую комедию под названием «Ржака», на первом уровне воспринимается как насмешка и над претенциозностью артхауса, и над примитивным вкусом массового зрителя. Второй уровень доступен непосредственным участникам украинского кинопроцесса: «Ржака» это сатира на Госкино, на нравы столичной кинотусовки, на систему финансирования отечественной киноиндустрии. На самом деле там все довольно грустно — не зря Томашпольский, выступая перед началом сеанса, настойчиво убеждал публику в том, что его картина вовсе не комедия.

«Припутни», отмеченные Специальным дипломом жюри Национального конкурса, режиссер фильма Аркадий Непиталюк называет трагикомедией. Картина, снятая по пьесе Романа Горбика «Центр», наверняка не понравится обывателям-ригористам. С экрана там звучит не только честный суржик, но и не менее честный мат, среди персонажей — нерадивая бабка, сварливая тетка, тормознутая девка, жлобоватый водила и сумасшедший деревенский дядька, от которого лучше держаться подальше, но кто же мог подумать. Многие назовут «Припутни» ужасной клеветой на украинскую провинциальную действительность, но с куда большим основанием ее можно назвать чистой художественной правдой.

Неожиданной фестивальной радостью оказался французско-бельгийско-немецкий фильм Стефана Роблена «Мистер Штейн идет в онлайн», главную роль в котором сыграл кумир 1970-х Пьер Ришар. Лента о бойком старичке-выпивохе, освоившем компьютер, разместившем фальшивый профиль на сайте знакомств, очаровавшем там молодую женщину и отправившем вместо себя на свидание с ней своего учителя компьютерной грамотности, оказалась не только смешной, но также неглупой и душевной. Причем 82-летний Ришар в ней не торгует лицом, как это было в фильмах Нани Джорджадзе конца 1990-х, а играет на полную катушку, словно в свои золотые годы. В общем, если после отзыва о «Короле бельгийцев» кто-то решил, что я не люблю комедии, то это, как видите, полнейшая неправда. Комедия комедии рознь.

Пьер Ришар в фильме Стефана Роблена «Мистер Штейн идет в онлайн»

Фильмом открытия стала опять-таки французско-бельгийская, правда, без участия Германии, лента Карин Тардье «Чтобы быть уверенным», снятая приблизительно в той же манере, что и картина Роблена. Сюжет в ней не менее авантюрный — 45-летний Эруан, отправив на тест ДНК свою беременную дочь, узнает, что его отец на самом деле ему не отец, разыскивает своего настоящего биологического отца и при этом случайно влюбляется в свою якобы сводную сестру. Тоже комедия ситуаций, тоже в целом симпатичная, хотя не настолько, как «Мистер Штейн», — наверное, потому, что Франсуа Дамьен не Пьер Ришар. Нет-нет, Дамьена упрекнуть не в чем, играет он замечательно, просто Ришар — это мое детство, а детская любовь не ржавеет.

Организаторы, похоже, заранее знали, что завершающая фестиваль церемония награждения продлится черт знает сколько времени, поэтому фильмом закрытия сделали коротенькую, всего лишь 70-минутную ленту Салли Поттер «Вечеринка» . Выбор в качестве финального аккорда ядовитой сатиры на британский истеблишмент, снятой для ретро-эффекта на черно-белую пленку, в общем, себя оправдал. Забавной была не только сама картина Поттер, но и мысль о том, что пороки британской политической элиты рядом с пороками нашей выглядят вполне невинными и простительными слабостями.

Постскриптум

Благодаря секции «Специальные показы» я наконец-то посмотрел «Мандарины» Зазы Урушадзе. Напомню, что фильм грузинского режиссера рассказывает о том, как во время войны в Абхазии в доме эстонского колониста Иво оказываются раненые заклятые враги — воюющий за абхазцев чеченский наемник Ахмед и грузинский солдат Ника. Лента была снята еще в 2013-м, а широкую известность получила два года спустя, когда вошла в шорт-лист «Оскара» и «Золотого Глобуса». И возникло у меня по поводу этого фильма несколько мыслей, хороших и разных.

Мысль первая. До чего же грустно смотреть картину с участием замечательного актера, совсем недавно ушедшего из жизни. Главную роль в «Мандаринах» сыграл Лембит Ульфсак — Тиль Уленшпигель из «Легенды о Тиле», мистер Эй из «Мэри Поппинс, до свиданья», Паганель из «В поисках капитана Гранта». Сыграл безукоризненно, с удивительной точностью и естественностью. Важно вот что: его Иво сохраняет не только порядочность, но и достоинство. И делает это в ситуации, ни малейшим образом к тому не располагающей.

Мысль вторая. Сценаристу и режиссеру «Мандаринов» удалось избежать предвзятого взгляда на конфликт и снять по-настоящему антивоенное кино. Своя правота есть как у Ники, так и у Ахмета, и выяснять, кто из них прав больше, в контексте фильма особого смысла не имеет: война есть безусловное зло. Парадокс подобных войн в том, что смертельные противники в любой момент могут превратиться в ситуативных соратников. Но кто бы с кем против кого ни воевал, очевидно одно: когда стреляют автоматы, мандарины гниют.

Мысль третья. Замечательный писатель Владимир Рафеенко, который с началом войны вынужден был переехать из Донецка в Киев, говорит, что в столице ему не хватает весеннего цвета и запаха донбасских абрикос. Главная книга луганского поэта Любови Якимчук, которой тоже пришлось покинуть родные места, так и называется — «Абрикосы Донбасса». Наверное, украинский фильм, подобный «Мандаринам» и посвященный войне на востоке страны, мог бы носить название «Абрикосы».

Мысль четвертая. На самом деле снять такой антивоенный фильм в Украине сейчас невозможно и вряд ли будет возможно в обозримом будущем. Да, наша война, в отличие от грузинско-абхазской, еще продолжается, но дело не только в этом. Дело в общественных настроениях, которые предполагают исключительно односторонний взгляд на проблему. Понятно, что на линии фронта другого взгляда быть не должно, но искусство не война, у него иные задачи и функции.

Появится ли у нас режиссер, способный, как Заза Урушадзе, посмотреть на трагедию глазами художника, а не идеолога, я сказать не берусь.

ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ЦИТАТЫ

«Ресторанный бизнес — выгодное дело. В плохие времена люди много пьют. В хорошие пьют еще больше»

Из фильма «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки

***

«Я хожу босиком в любое время года. Ноги очень далеко от моей головы, поэтому я о них не думаю»

Из фильма «Король бельгийцев» Петера Броссенса и Джессики Вудворт

***

«У нас тюрьма — святое место. Можно сказать, градообразующее предприятие»

Из фильма «Кроткая» Сергея Лозницы

***

«В Одессе девушки рано становятся молодыми»

Михаил Жванецкий, из выступления на церемонии открытия ОМКФ

ЛАУРЕАТЫ ВОСЬМОГО ОДЕССКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

«Золотой Дюк» за вклад в киноискусство: Изабель Юппер

«Золотой Дюк» за вклад в киноискусство: Агнешка Холланд

Гран-при: «Король бельгийцев», реж. Петер Броссенс, Джессика Вудворт (Бельгия, Нидерланды, Болгария)

Лучший фильм: «Лето 1993», реж. Карла Симон (Испания)

Лучшие режиссеры: Нана Эквтимишвили, Симон Гросс, «Моя счастливая семья» (Грузия, Германия, Франция)

Лучшая актерская работа: Ия Шуглиашвили и Цисия Кумсишвили, «Моя счастливая семья» (Грузия, Германия, Франция)

Специальное упоминание жюри: «Свободно и легко», реж. Ген Цзюн (Китай)

Лучший украинский полнометражный фильм: Dixie Land, реж. Роман Бондарчук

Лучший европейский документальный фильм: «Главная роль», реж. Сергей Буковский (Украина)

Лучший украинский короткометражный фильм: «Выпуск 97», реж. Павел Остриков

Лучшая актерская работа в Национальной конкурсной программе: Нина Антонова, «Главная роль», реж. Сергей Буковский

Специальный диплом жюри Национальной конкурсной программы: «Припутни», реж. Аркадий Непиталюк

Специальный диплом жюри Национальной конкурсной программы: «Сирень», реж. Катерина Горностай

Приз ФИПРЕССИ лучшему украинскому полнометражному фильму: «Уровень черного», реж. Валентин Васянович

Приз ФИПРЕССИ лучшему украинскому короткометражному фильму: «Сирень», реж. Катерина Горностай

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Левой, левой

Может ли один пианист заменить собой целый оркестр, причем играя только левой рукой?...

Три Софии

Одинаковый набор красок и холсты одного размера, 12 художников, три недели и три...

Воспрянет арт людской

«Впредь неизменно поставлять нежинские огурцы к царскому столу в Петербург»,...

Трижды семь

Для многих режиссеров, вполне успешно проявивших себя в полнометражном кино, короткий...

Загрузка...

Планета Соловьяненко

85-летие со дня рождения прославленного певца -- первого из советских теноров, которому...

Это вам не Петрушка

Этот хорватский актер с двадцатилетним опытом, сыграв овечку в кукольном спектакле,...

Cпешите увидеть лапендулу

«Колесом смерти» этот хитроумный аппарат называют не зря. Его создатель разбился...

Улисс нашего времени

Зимой прошлого года в Киеве появился Дикий театр

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка