Сказка с подсказками

№34(918) 23— 29 августа 2019 г. 21 Августа 2019 5

Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо) гордо вышагивает впереди, Клифф Бут (Брэд Питт) скромно следует за ним

Это первый фильм Тарантино, который частично основан на реальной истории, и зритель, эту историю не знающий, самого главного в нем не поймет. Это первый фильм Тарантино, от которого можно заскучать, но судить о нем, не досмотрев до конца, ни в коем случае нельзя: весь цимес прекрасный и ужасный Квентин приберег на последние 30 минут из 160. С середины августа в украинском прокате «Однажды в... Голливуде», картина, которую режиссер назвал своей предпоследней.

Поздно вечером 8 августа 1969 г. четверо членов секты Чарльза Мэнсона вломились в дом кинорежиссера Романа Полански по адресу 10050 Сьело Драйв (Лос-Анджелес, штат Калифорния, к северу от Беверли-Хиллз) и зверски убили всех, кто там находился. Жертвами нападения стали пять человек, в том числе жена Полански, 26-летняя актриса Шэрон Тейт, находившаяся на девятом месяце беременности (сам режиссер в это время был в Лондоне). Убийство Тейт и ее гостей потрясло мир чудовищной жестокостью и обескураживающей бессмысленностью. Фильм Тарантино вышел на экраны как раз к пятидесятилетию этой трагедии.

Больше о тех событиях я ничего не скажу, потому что получится спойлер. Страницу Википедии, посвященную фильму «Однажды в... Голливуде», ни в коем случае не читайте — там спойлер. Друзей и знакомых, успевших посмотреть картину раньше вас, ни за что не слушайте — эти подлецы непременно нашепчут вам спойлер. Увы, в статье, которую вы сейчас читаете, тоже есть кое-какие вольные и невольные подсказки. Зная тарантиновские штучки, помня, какой сюжет он замутил в «Бесславных ублюдках», вы можете и сами попробовать угадать, какие сюрпризы ждут вас в его новой ленте. Но зачем же портить себе удовольствие?

Полное удовольствие наступит далеко не сразу. Сначала два часа вам будут неспешно, без серьезных конфликтов и ярких кульминаций, рассказывать историю Рика Далтона (Леонардо Ди Каприо), звезды вестернов, исполнителя бесперспективных ролей отрицательных героев, карьера которого медленно, но неуклонно катится вниз, и Клиффа Бута (Брэд Питт), его бывшего дублера, а теперь шофера, ординарца и лучшего друга. Рассказывать, однако же, по-тарантиновски: игриво и обаятельно, с характерными подхихикиваниями, с фирменными флешбэками, с ироничными комментариями закадрового голоса. А еще с нежной любовью к 1960-м, к концу прекрасной эпохи, которую обычно именуют «золотой эрой Голливуда».

Формально в этой паре главный Рик, но куда больше симпатий, как режиссерских, так и зрительских, достается Клиффу. Далтон, в общем, хлопец неплохой, но чуток ленив, изнежен, тщеславен, не в меру слезлив, и восемь вечерних порций виски лучше его не делают. А вот Клифф настоящий мужик — спокойный, как слон, непритязательный, как самурай, надежный, как бронедверь; а еще он ветеран вьетнамской войны и, по слухам, убийца собственной жены, но это не большой грех — очень уж противная была баба. Один из самых веселых эпизодов ленты — когда чуть не лопающийся от надменности Брюс Ли вызывает Клиффа на поединок. Фанатам мастера восточных боевых искусств эту сцену лучше не смотреть — будет обидненько.

Рик Далтон — воплощение иллюзии, лицевая сторона «фабрики грез». Клифф Бут — символ реальности, невидимые задворки Голливуда. Впрочем, к этим дефинициям требуются уточнения: и того, и другого мы видим через камеру Тарантино, а значит, реальный герой не менее иллюзорен, чем киношный, потому что он тоже киношный. Упражняясь в подобных построениях, можно дойти до абсурда, но без них тут никак. «Однажды в... Голливуде» в первую очередь — фильм о взаимоотношениях и взаимовлияниях вымышленного и подлинного. О том, что фантазия не менее важна, чем правда жизни, особенно если речь идет о кино.

Синема, синема, синема, от тебя мы без ума! Любите ли вы кино, прежде всего жанровое, так, как любит его Тарантино? Если вы специалист в области классических вестернов, могу себе представить, сколько цитат, аллюзий и знакомых физиономий голливудских актеров вы обнаружите в его фильме. Знатокам тогдашней музыки тоже раздолье: саундтрек «Однажды в... Голливуде» насчитывает 22 композиции, от Deеp Purple до Los Bravos, от Саймона с Гарфанкелом до Хосе Фелисиано. Дышите глубже, почувствуйте атмосферу 1960-х, этот сладкий аромат беззаботной свободы, в котором все сильней проступает приторный душок гнили. Ближе к финалу она начинает сгущаться, и все происходящее на экране указывает на приближение трагедии. Но что там будет на самом деле, я вам, хоть убейте, не скажу.

Русский перевод названия немного сбивает с толку. То ли дело оригинал: «Once Upon a Time...» отсылает не столько к «Once Upon a Time in America», то бишь к фильму «Однажды в Америке» Серджо Леоне, сколько к традиционному зачину английской сказки. По большому счету «Однажды в... Голливуде» сказка и есть. Та самая сказка, где всегда найдется место чуду, где добро со страшной силой побеждает зло, где имеется простая понятная мораль. Кстати, мораль у Тарантино имеется всегда, даже если вы ее, как того суслика, в упор не видите. Кто-то назвал его христианским режиссером — и правильно сделал. В конце концов, «Однажды в... Голливуде», как и христианская вера, дарует утешение.

Помните анекдот про обрезание — «во-первых, это красиво»? Про красиво тут будет не во-первых, а напоследок, но не суть важно. Красивое у Тарантино особенное, тарантиновское. Это жутко рычащая голубая развалюха, на которой ездит Клифф, когда оставляет возле дома Рика его белый лимузин. Это грязные пятки Марго Робин в роли Шэрон Тейт и волосатые подмышки Маргарет Куэлли в роли хиппушки Киски. Это зверский огнемет, который Далтон позаимствовал из тех же «Бесславных ублюдков». Это обкуренный Бут, невозмутимо постукивающий по рукоятке ножа, который торчит у него из бедра. Это кровавое месиво в финале — без него, извините, никак.

Тарантино говорит, что «Однажды в... Голливуде» — его предпоследний фильм. С одной стороны, обидно — как же мы без него? С другой, есть чему порадоваться: последний еще впереди.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...
Загрузка...

Танцуй, люби, побеждай

Триумф картины «А потом мы танцевали» вышел безоговорочным: ей достались и...

Леонардо да Винчи: одиночество Титана

Личность Леонардо актуальна всегда. А поскольку 6 апреля 2020 г. будет отмечаться и...

Станислав Жирков: «Наш театр стал другим»

Государственный театр не имеет права на социальную пассивность. Каждый спектакль...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка