Соло для служанки

№8 (547) 25 февраля - 3 марта 2011 г. 23 Февраля 2011 0
Виктория Булитко в роли Анны

В столичном Театре на Подоле поставили еще один веселый спектакль. Режиссер Игорь Славинский обратился к пьесе французского драматурга Марка Камолетти La Bonne Anna и привнес в классическую комедию ситуаций толику назидательной серьезности. К счастью, общей картины она не испортила.

В 1958 г. 35-летний художник-график, парижский итальянец швейцарского происхождения Марк Камолетти сочинил свою первую пьесу La Bonne Anna. Вскоре художественная графика была заброшена, Камолетти полностью переключился на драматургию и режиссуру и стал ведущим комедиографом Франции. Его дебютная работа осталась одной из самых популярных — La Bonne Anna выдержала 1300 показов в Comedie Wagram, ее постановки и сейчас продолжают идти в десятках стран.

Иногда они возвращаются

Сюжет пьесы незатейлив, зато богат комедийными возможностями. Парижский менеджер Бернар (Владимир Коваль) придумывает хитрый план — отправить надоевшую жену Жаклин (Валентина Коврига) в Альпы к родителям, служанку Анну (Виктория Булитко) — в деревню к родственникам, а в освободившуюся квартиру привести капризную девицу Брижжит (Анна Саливанчук). Поскольку Жаклин уверена, что муж улетел в срочную командировку в Лион, а служанка благополучно отбыла в деревню, она решает не ехать к маме с папой, а провести ночь дома со своим любовником Робертом (Артем Немцов). Закавыка в том, что Анна тоже никуда не поехала. В пустой парижской квартире с веселенькой музычкой и богатым выбором крепкого спиртного ей куда приятней, чем со скучной родней в деревенской глуши.

Поочередно появляясь на сцене, персонажи с ужасом обнаруживают, что квартира не так пуста, как они предполагали. Разруливать одну пикантную ситуацию за другой, до тех пор пока незадачливые обманщики-супруги наконец-то не столкнутся в гостиной друг с дружкой, приходится смекалистой Анне. Собственно, и Бернар, и Жаклин сами ей в этом помогают. Все-таки для каждого из них не так важно разоблачить вторую половину, как спасти собственное реноме. Объяснения происходящих в квартире странностей (то бутылки со стола исчезают, то вещички посторонние появляются, то люди незнакомые возникают), которые придумывает Анна, становятся все более нелепыми, но супругов это не смущает. Они ей еще и щедрые откупные дают — за понимание и молчание.

В результате легкомысленная корыстолюбивая служанка поневоле становится главной положительной героиней, отважной спасительницей, казалось бы, обреченной семьи. Именно этот аспект — спасение почти разрушенного брака, сохранение семейных ценностей — в постановке Игоря Славинского выходит на первый план. Ради хэппи-энда режиссер переиначил исходный текст пьесы (у Камолетти финал был не столь оптимистичен) и поменял название на «La Bonne Anna, или Как сохранить семью». Тем не менее итоговая мораль выглядит искусственной и чужеродной. Возвышенная, лишенная иронии лирика в концовке ситкома все равно, что водевильные пляски на исходе трагедии.

В своей стихии

Комедия ситуаций — штука коварная. Формально принадлежа к «низкому» жанру, она требует очень точной режиссерской и актерской работы. Чуть пережмешь — впадешь в пустое шутовство или пошлость, чуть недотянешь — выйдет просто-напросто не смешно. Обладающему тонким чувством юмора режиссеру удалось избежать обеих крайностей, и в целом постановка получилась не только довольно остроумной, но и по-своему обаятельной.

Актерские работы в спектакле как хорошие, так и разные. Валентина Коврига запоминается неожиданно резкими, порой парадоксальными сменами настроения. Владимир Коваль, наоборот, все время одинаков и на фоне партнеров смотрится тускловато. Долговязая фигура Артема Емцова забавно контрастирует с невротическими рефлексиями его персонажа. Нельзя не отметить Анну Саливанчук, которая настолько натурально изображает вульгарную дуру, что становится ужасно любопытно, как она выглядит в других ролях.

Жемчужина постановки — это, конечно же, Виктория Булитко в роли Анны. Крошечная характерная актриса с раритетной фактурой и бурным эксцентрическим темпераментом оказалась в своей родной стихии. Несколько ее сольных номеров срывали заслуженные аплодисменты. Глядя на игру Булитко, трудно поверить, что изначально у Камолетти роль Анны предназначалась вовсе не юной девушке (надеюсь, такое определение актриса обидным не сочтет), а зрелой женщине.

Следует заметить, из трех последних премьер Театра на Подоле две оказались чистыми комедиями («Опера Мафиозо», La Bonne Anna), а одна — драмой с комедийным уклоном («Левушка»). В этом можно было бы усмотреть некую тенденцию, однако следующим премьерным спектаклем станет запланированный на конец марта «На дне» Максима Горького. Интересно будет посмотреть, насколько органично впишется молодая труппа театра в атмосферу тоски и безысходности классической горьковской драмы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Жадан в кусках

С 8 ноября в прокате самый долгожданный украинский фильм года

Марися Нікітюк: «Читання рятує від депресії,...

Марися Нікітюк розповіла «2000» про свою мрію щодо скачування книжок прямо в мозок

Любовь с барьерами

Поговорим о любви. Книжные обозрения «2000» обращаются к этой теме редко, да и в...

Владимир Гришко: мирного неба над головой и всегда с...

Известный украинский тенор на концерте ко дню рождения «Интера» вспомнит...

«Ныне героев нет, а есть только убойный скот и мясники...

Трудно найти человека, который если и не читал «Похождения бравого солдата...

Загрузка...

Украинское кино для глобального зрителя

В сентябре в Украинском киноклубе Колумбийского университета стартовал...

Руки в трюки

Постановщики «Шоу гигантских фонтанов» по максимуму усложнили работу...

Древоугодие

О том, что муралы приобрели в нашей стране повальную популярность, говорит тот факт,...

Государственное киноделие

Ощущение такое, что министра, как свадебного генерала «запустили в кино» для...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка