Танцуй, люби, побеждай

№31-32 (916) 9 – 15 августа 2019 г. 07 Августа 2019 0

С 12-го по 20 июля в Одессе прошел традиционный международный кинофестиваль, одно из главных событий в культурной жизни страны. Впервые ОМКФ отметил круглую дату: нынешний киносмотр стал десятым по счету. Впервые было вручено сразу два Гран-при — в честь юбилея организаторы не на шутку расщедрились. Впервые три награды из числа основных достались одному и тому же фильму. Впервые одним из обладателей главного приза стала украинская лента, правда, эта победа получилась несколько сомнительной.

А еще впервые автору этих строк нечего сказать о церемониях открытия и закрытия фестиваля. Он их с чистой совестью проигнорировал, ибо надоело до чрезвычайности. Парад тщеславия на красной дорожке, чудовищные одеяния провинциальных светских львиц, натужные шутки ведущих, бесконечные речи функционеров, невозможно затянутые, двухсполовинойчасовые якобы шоу — все это, извините, больше не для меня. Для меня в Одессе кино, и с ним тут, слава богу, все в порядке. На нынешнем ОМКФ я установил личный рекорд: за девять фестивальных дней мне удалось посмотреть 34 фильма. Расскажу о большинстве — они того стоят.

Откровенно разочаровывающих картин в этом году было крайне мало. Международный конкурс оказался относительно ровным: две трети фильмов получили от зрителей среднюю оценку выше четверки, а обладателей первых мест разделили не то что сотые, а даже тысячные доли балла. Во внеконкурсной программе хватало звездных имен: Альмодовар, Джармуш, Лоуч, Акин, Пон Чжун Хо, Балагов, Лозница, Манский. В Одессе показали ленты, отмеченные в Канне «Золотой пальмовой ветвью» и другими призами: жюри, за лучший сценарий, за лучшую мужскую роль. Почетными гостями фестиваля стали именитый британский режиссер Майк Ли и не нуждающаяся в представлениях Катрин Денев — им вручили награды за вклад в киноискусство.

Катрин Денёв на встрече со зрителями

Удачно были выбраны фильмы открытия и закрытия. Тон фестивалю задала «Прекрасная эпоха» Николя Бедоса, обаятельная комедийная мелодрама, пронизанная ностальгией по 1970-м и собравшая впечатляющий актерский состав. Ее герой Виктор (Даниэль Отёй) — пожилой художник-аниматор, давно оставшийся без работы, а теперь еще и без ушедшей к другу-психотерапевту жены (Фанни Ардан). Виктор обращается в агентство, которое занимается историческими реконструкциями, чтобы заново пережить случившееся 45 лет назад знакомство с будущей супругой, и у него это получается, хотя и не так, как ожидалось. Самое забавное в картине Бедоса — хитрые взаимоотношения реальности и фантазии. Виктор далеко не всегда понимает, что в его жизни происходит на самом деле, а что — всего лишь часть театральной постановки, в которой он единственный зритель.

На закрытии показали более серьезный, но при этом не менее остроумный фильм «Бог существует, ее имя — Петруния» Теоны Стругар Митевски, получивший на Берлинале приз экуменического жюри. Героиня картины, 32-летняя тетеха-неудачница из северомакедонской глубинки, однажды оказывается в ненужное время в ненужном месте и вылавливает в реке крест, брошенный священником во время традиционной религиозной церемонии, в которой разрешено участвовать только мужчинам. Попав в центр скандала, упрямая Петруния идет ва-банк. Она вступает в открытый конфликт с полицией, духовенством и обозленной толпой и невольно обнажает застарелые язвы местного социума, погрязшего в мужском шовинизме и религиозном догматизме. Лента, снятая на Балканах, актуальна и для наших Карпат: такая история вполне могла бы произойти в Рахове, Хусте или Яремче.

Как обычно, я, не щадя живота своего, посмотрел все двенадцать фильмов, заявленных в Международном конкурсе фестиваля. По традиции начну с тех, что послабее.

От Афгана до хулигана

Название: «Приют»

Режиссер: Шарбану Садат

Страны: Дания, Германия, Франция, Люксембург, Афганистан, Катар

Жанр: драма

Оценка зрителей: 3,66

Оценка обозревателя: 2,0

Единственное слабое звено Международного конкурса. Героя фильма, действие которого происходит в конце 1980-х, 15-летнего афганского сироту Кодрата, забирают в детский дом. Там его учат русскому языку и дружбе народов, возят в московский пионерлагерь, показывают мавзолей Ленина. «Приют» поставлен по дневниковым записям кабульского подростка, в которые Садат, живущая в Иране уроженка Афганистана, попыталась привнести некое подобие сюжета. Единственная фишка картины — любовь Кодрата к индийским фильмам, героем которых он себя представляет; впрочем, и эти «болливудские» эпизоды сняты так же по-ученически беспомощно, как и остальные. Интересно, что предыдущая лента Садат «Волки и овцы» в 2016-м была худшей в полнометражном конкурсе «Молодости», так что тенденция налицо. Еще интересно, что советская интервенция на фоне исламского радикализма в «Приюте» выглядит безусловным добром: все познается в сравнении.

Название: «Сувенир»

Режиссер: Джоанна Хогг

Страна: Великобритания

Жанр: артхаусная драма

Оценка зрителей: 3,10

Оценка обозревателя: 2,5

А вот «Сувенир» картина не то чтобы плохая — скорее просто невыносимая. Это очень авторское, сделанное в нарочито странной манере кино, которое ценят особо продвинутые критики, утонченные эстеты и хитро выдуманные киномазохисты. Фильм 59-летней Хогг тоже про 1980-е, правда, совсем другие: дело происходит в благополучной Англии, а в центре сюжета (опять же, довольно условного) — роман студентки киношколы и сотрудника британского МИДа, изысканного аристократа и героинового наркомана. Во время сеанса казалось, что режиссер специально рассказывает автобиографическую историю своей молодости таким образом, чтобы одна половина зрителей уснула, а другая ушла. «Сувенир» предсказуемо получил самую низкую оценку аудитории; странно, что она вообще оказалась выше тройки.

Название: «Путь согласия»

Режиссер: Луо Ханьсин

Страна: Китай

Жанр: ироническая драма

Оценка зрителей: 3,45

Оценка обозревателя: 3,0

Еще одно странное кино; почему-то из Китая в последнее время на наши фестивали привозят именно такое. Территория, по которой проходит «Путь согласия», ограничена несколькими обычными китайскими кварталами обычного китайского города, где происходит обычная китайская жизнь. Взрослые работают, школьники учатся, продавцы еды продают еду. Коллекторы-любители пытаются выбивать долги из должников, фальшивомонетчики пытаются печатать сотенные купюры на 3D-принтере, мальчишки нюхают какую-то химическую дурь, влюбляются в девчонок и запускают для них фейерверки. В итоге имеем импрессионистскую зарисовку о том, что Восток дело тонкое, и Западу его не понять. Лента Луо Ханьсина отдаленно напоминает фильмы позднего Иоселиани, но на этом приятные параллели заканчиваются.

Название: «Человек, который купил Луну»

Режиссер: Паоло Дзукки

Страны: Италия, Аргентина, Албания

Жанр: социальная комедия

Оценка зрителей: 4,41

Оценка обозревателя: 3,5

Чего я на ОМКФ боюсь, так это глупых комедий. Любовь публики к низкому жанру дает им немалые шансы на победу в зрительском голосовании. Например, в позапрошлом году Гран-при отхватил «Король бельгийцев», которому я и тройку-то поставил исключительно по доброте душевной. Лента Паоло Дзукки, рассказывающая о национальных особенностях жителей острова Сардиния и о том, как один из них заявил свои права на территорию Луны, не такая уж глупая, но и особенно умной ее назвать трудно. Из нее можно узнать, что сардинцы те еще чудаки, а основной чертой их характера считается перемешанное со спесью упрямство. В начале фильма мы видим грузовик, который на огромном пустом плато не желает объезжать осла и сигналит, чтобы скотина отошла в сторону; на кого больше похожи сардинцы — на водителя или осла, сказать трудно. В «Человеке, который купил Луну» есть еще несколько хороших шуток, но до призовых баллов он, к счастью, не дотянул.

Название: «Тут был Саша»

Режиссер: Эрнестас Янкаускас

Страны: Литва, Финляндия

Жанр: психологическая драма

Оценка зрителей: 4,31

Оценка обозревателя: 4,0

Картина о том, как бездетные супруги решили взять в приюте шестилетнюю девочку, но дирекция что-то перепутала, и в результате им приходится провести день с двенадцатилетним пацаном, не по годам мелким, но, опять-таки, не по годам зловредным и коварным. Общение проходит с переменным успехом, но когда вам покажется, что взрослым наконец-то удалось наладить коммуникацию с трудным подростком, знайте, что это только кажется, и ситуация на грани катастрофы. «Тут был Саша» отличается нелинейной фабулой, эффектно миксующей настоящее с прошлым и будущим, — это, конечно, не «Криминальное чтиво», но прием работает. В программе международного конкурса всегда найдется крепкая психологическая драма, не претендующая на награды. В нынешнем году эту нишу заняла картина Янкаускаса.

Название: «Инициалы С.Г.»

Режиссеры: Рания Аттих и Дэниэл Гарсия

Страны: Аргентина, США, Ливан

Жанр: трагикомедия

Оценка зрителей: 4,00

Оценка обозревателя: 4,0

Серхио живет в Буэнос-Айресе, ему за пятьдесят, а он ведет себя так, будто все еще тридцать. Когда-то Серхио был крутым порноактером, однако годы уже не те, и теперь он играет, хоть и в приличных фильмах, но всего лишь крошечные эпизодические роли. Серхио все еще нравится женщинам, особенно ищущим экзотики заезжим американкам, но большой радости это ему не доставляет. Серхио любит выпить виски, покурить травку и поболеть за сборную Аргентины, но если его обидеть, он слетает с резьбы и может убить человека. Однажды Серхио убивает человека и только после этого понимает, что за всю свою пятидесяти-с-лишним-летнюю жизнь он никогда никого не любил. Ливанско-американская режиссерская пара Рания Аттих — Дэниэл Гарсия сняла забавный и трогательный аргентинский фильм об одиночестве и свободе, о тщеславии и экзистенциальной тоске. Честно говоря, в слабую половину и эту, и предыдущую ленту я определил только для того, чтобы уравнять количество картин в двух главах о Международном конкурсе. На самом деле им место во второй.

Грузинский хет-трик

Название: «Тель-Авив в огне»

Режиссер: Самех Зоаби

Страны: Люксембург, Франция, Израиль, Бельгия

Жанр: социальная комедия

Оценка зрителей: 4,48

Оценка обозревателя: 4,0

Один мой коллега, выйдя из зала после показа «Тель-Авива в огне», тяжело вздохнул и сказал, что это наверняка будущий лауреат Гран-при. Ошибся он всего на пару десятых: фильм Самеха Зоаби занял в зрительском голосовании третье место. Герой картины палестинец Салам по воле случая превращается из скромного стажера в сценариста популярного антисионистского телесериала (он так и называется — «Тель-Авив в огне»). Знакомство Салама с начальником пропускного пункта евреем Асси, чья жена обожает палестинский сериал, потому что он хоть и вражеский, но романтичный, приводит к неожиданным последствиям. Милая, сентиментальная, аккуратно-политкорректная, сделанная в духе «ребята, давайте жить дружно» картина палестинского режиссера о еврейско-арабских взаимоотношениях могла бы и впрямь замахнуться на большее, но ей не хватило чуточки драйва и толики остроты. Специальный приз я бы выдал переводчикам за фразу «Палестина понад усе!» — надеюсь, вы поймете меня правильно.

Название: «Домой»

Режиссер: Нариман Алиев

Страна: Украина

Жанр: драма/роад-муви

Оценка зрителей: 4,48

Оценка обозревателя: 4,0

Лента Наримана Алиева, побывавшая в каннском «Особом взгляде», рассказывает о крымском татарине Мустафе, который вместе с младшим сыном везет на родину тело старшего, погибшего в Донбассе. Мустафа, человек суровый, грубый, догматичный, а порой и совсем безжалостный, ненавидит войну, которая отняла у него сына, да и к украинскому патриотизму, с этой войной непосредственно связанному, теплых чувств не испытывает. Путь домой становится трудным квестом: это касается и всевозможных бюрократических препятствий, и попыток отца с сыном понять и принять друг друга. Картина Алиева сделана на твердую четверку, но зрители накинули «Домой» еще полбалла за то, что украинский, а организаторы — очевидно, по той же причине — дотянули ее до второго Гран-при. Не уверен, что такую победу можно считать заслуженной.

Название: «На посту»

Режиссер: Квентин Дюпье

Страны: Франция, Бельгия

Жанр: абсурдистская комедия

Оценка зрителей: 4,1

Оценка обозревателя: 4,5

А вот у этой веселой картины шансов получить «Золотого Дюка» не было вовсе: для многих зрителей она оказалась слишком уж непривычной. И это при том, что нынешняя лента автора культовой в узких кругах киноманов «Шины» и не менее феерической «Реальности» вышла попроще предыдущих. Характерно, что главную роль в ней сыграл Бенуа Пульворд — пожалуй, самый популярный ныне комик французского кино. Пульворд исполнил роль полицейского, который допрашивает подозреваемого в убийстве мужчину, такого же придурковатого, как и он сам. При всей моей любви к фирменному абсурдистскому юмору Дюпье я не верил, что ему в Одессе достанется хоть какой-то приз, и, увы, оказался прав.

Название: «Монос»

Режиссер: Алехандро Ландес

Страны: Колумбия, Аргентина, Нидерланды, Уругвай, Германия, Дания, Швеция

Жанр: этнографическая трагедия

Оценка зрителей: 3,75

Оценка обозревателя: 4,5

Снятый в копродукции семи(!) стран «Монос» колумбийско-эквадорского режиссера Алехандро Ландеса успел наделать шуму на нескольких престижных фестивалях и в Одессе ходил в фаворитах. «Монос» в переводе означает «Обезьяны»: картина Ландеса, напомнившая многим критикам классического «Повелителя мух» Уильяма Голдинга, повествует об отряде юных террористов, проходящем военную подготовку в горах и захватившем в качестве пленницы американскую девушку; большинство этих молодых людей (или нелюдей) и впрямь сущие обезьяны с гранатами и автоматами. «Монос» — лента красивая и страшная, в ней много самодостаточной жестокости, и скорее всего именно это отпугнуло зрителей, определивших ее всего лишь на четвертое место с конца. Зато неординарную работу Ландеса оценило жюри: награду за лучшую режиссуру присудили именно ему.

Название: «Королева сердец»

Режиссер: Май Эль-Тухи

Страны: Дания, Швеция

Жанр: психологическая драма

Оценка зрителей: 4,25

Оценка обозревателя: 5,0

В оригинале лента Май Эль-Тухи называется Dronningen, то есть «Королева», на английском она стала Queen of hearts, то бишь «Дамой червей», после чего буквальный перевод с английского превратил ее на русском и украинском в нелепую «Королеву сердец». Тонкая, умная и напряженная психологическая драма датской постановщицы рассказывает о стоящей на пороге климакса успешной адвокатше Анне, которая затевает интрижку со своим пасынком-подростком; по иронии судьбы Анне занимается защитой детей от насилия взрослых.

Герои картины Эль-Тухи, сюжет которой восходит к античному мифу о Федре и Ипполите, словно идут по натянутому канату над бездной, и вопрос в том, кто именно в эту бездну в конце концов сверзится — он, она или оба. «Королева сердец» была моим фаворитом, но ожидания оказались напрасными. В Одессе ей не досталось ни единой награды, и это еще одна явная несправедливость международного конкурса.

Название: «А потом мы танцевали»

Режиссер: Леван Акин

Страны: Грузия, Швеция

Жанр: концептуальная драма

Оценка зрителей: 4,51

Оценка обозревателя: 5,0

Аннотация к фильму Левана Акина, шведского режиссера грузинского происхождения, утверждала, что это история соперничества двух молодых танцоров. К середине картины соперничество медленно и неуклонно стало перерастать в запретную однополую страсть, которая, однако же, влияла на героя далеко не лучшим образом — казалось, что авторы ее осуждают. В финале сюжет выдал еще один неожиданный кульбит, и «А потом мы танцевали» превратился в фильм-манифест, в демонстрацию отказа от закоснелых традиций и замшелых гендерных ролей. Особенно замечательно, что все это было высказано на языке грузинского народного танца, претерпевшего скандальные изменения благодаря стараниям главного героя. Триумф ленты Акина получился тотальным и безоговорочным: ей достались и Гран-при с чистым высшим баллом, и приз жюри за лучший фильм, и награда Левану Гелбахиани за лучшую актерскую работу.

Леван Гелбахиани в фильме «А потом мы танцевали», завоевавшем сразу три главных приза ОМКФ

Пять каннских, один берлинский

Главная внеконкурсная программа ОМКФ — это, конечно же, «Фестиваль фестивалей». В этом году в нее вошли победители Каннского и Берлинского кинофорумов, а также обладатели других тамошних призов. Особый интерес вызывали новоиспеченные обладатели «Золотой пальмовой ветви» и «Золотого медведя», которых критики хвалили как-то уж необычайно дружно. Оба фильма оказались с подвыподвертом, но каждый снят в своей специфической манере.

Победившие в Канне «Паразиты» Пон Чжун Хо удивили разнузданной жанровой эклектикой. В корейской ленте есть и острая социальная сатира, и почти клоунская эксцентрика, и кошмарная резня, и философская отстраненность от всего вышеперечисленного. Речь в ней идет о перебивающихся случайными заработками люмпенах, которые внезапно обнаруживают в себе талант вдохновенных мошенников, способных запросто одурачить простодушных толстосумов. Отношения двух семеек, представляющие собой латентный вариант классовой борьбы, заканчиваются красочной бойней: богатые есть богатые, бедные есть бедные, и им никогда не сойтись. Характерно, что паразитами являются и те, и другие, только способ паразитирования у них разный.

Выигравшие Берлинале «Синонимы» Надава Лапида смутили сочетанием простого месседжа и сложного нарратива. Герой картины, ненавидящий свою родину молодой израильтянин Йоав, прилетает в Париж с намерением стать настоящим французом. Вскоре выясняется, что Франция, которая рисовалась Йоаву в мечтах, и Франция, в которой ему доводится жить, перебиваясь с консервов на макароны, это две очень разные Франции. При этом ни в одну, ни в другую Йоаву хода нет: в первую потому, что ее не существует, а во вторую потому, что он ей чужой: сколько бы синонимов ты ни выучил при помощи словаря, французский для тебя родным не станет.

История Йоава выглядит проще, чем способ ее рассказывания. При этом в картине Лапида есть несколько роскошных эпизодов — например сцена скандала в симфоническом оркестре. Пассионарному Йоаву тесно в рамках парижских приличий, вот только восхищение, которое его диковатая восточная страстность вызывает у местных интеллектуалов, в одно мгновение может смениться брезгливым отвращением.

Сильное впечатление произвел «Бакурау» Жулиано Дорнеля и Клебера Мендонсы Фильо, получивший в Канне приз жюри. Действие фильма происходит в одноименном бразильском селе; «бакурау» в переводе с португальского означает «козодои». После смерти 95-летней местной праведницы там начинают твориться странные вещи — село исчезает с карт Гугла, дороги блокируются, интернет и мобильная связь перестают работать. Смысл происходящего проясняется далеко не сразу, а когда проясняется, то оказывается, что это никакая не мистика и не фантастика, а притча, более всего напоминающая «Семь самураев» Акиры Куросавы. «Бакурау» так хорош эстетически, что на его несколько сомнительную идеологию в виде левачества и антиамериканизма с легкостью закрываешь глаза.

Самым трогательным фильмом фестиваля стала «Боль и слава» Педро Альмодовара. Живой классик испанского кино снял очень личную, во многом автобиографическую картину о стареющем, болеющем и теряющем интерес к жизни режиссере Сальвадоре, за роль которого Антонио Бандерас получил приз лучшему актеру на все том же Каннском кинофестивале. «Боль и слава» — на удивление простая для Альмодовара лента о главном: о творческом кризисе, об умирающей матери, о воспоминаниях детства, об ушедшей любви — конечно же, мужчины к мужчине, Альмодовар есть Альмодовар. А еще о душевном тепле и участии, которые способны изменить картину мира, помочь вернуться к творчеству и совершить еще один переход от неизбывной боли к непреходящей славе.

Главную роль в картине Педро Альмодовара «Боль и слава» сыграл Антонио Бандерас

Маленькое чудо: в секции «Фестиваль фестивалей» показали фильм из России. Слава богу, организаторы ОМКФ понимают, что политика это что-то одно, а искусство — что-то совсем другое. «Дылда» Кантемира Балагова — тоже кино с красивой картинкой, хотя эстетизации здесь подвергаются советские послевоенные годы, хронотоп, в котором уродства было куда больше, чем красоты. Второй после нашумевшей «Тесноты» фильм самого талантливого из молодых российских режиссеров рассказывает о тоске по материнству, о жажде жизни, которая требует утоления даже в самую гнилую и бедственную эпоху. При всей своей артхаусности и фестивальности (лента Балагова получила приз жюри за режиссуру и приз ФИПРЕССИ в каннском «Особом взгляде») «Дылда» — кино достаточно простое, да еще и с эффектным сюжетом, богатым на выворачивающие душу сюрпризы. В сети оно есть, причем в хорошем качестве: смотрите на здоровье.

И снова каннский лауреат — на этот раз «Портрет молодой женщины в огне» Селин Скьямма, отмеченный на Лазурном берегу призом за лучший сценарий. Неожиданный фильм о том, что в 1770 г. в Европе, а точнее, во Франции, а еще точнее — на одном из островов Бретани можно было обнаружить первые признаки грядущего феминизма. Оказывается, уже тогда женщины писали картины, курили трубку, баловались наркотическими средствами, изготавливаемыми из местных травок, и занимались любовью с другими женщинами — Скьямма, как и Альмодовар, своей сексуальной ориентации не скрывает. «Портрет» — лента эстетская, немного салонная, но сделанная с хорошим вкусом и чуткостью к атмосфере эпохи. Приятно вспомнить, что к творческому росту французской постановщицы причастна Одесса: в 2011 г. Скьямма получила на ОМКФ «Золотого Дюка» за «Девчонку-сорванца».

Трупы живые и мертвые

В секции «Гала-премьеры» собрали фильмы, либо засветившиеся в конкурсных программах ведущих кинофестивалей, либо участвовавшие во внеконкурсных, но наград не получившие. Тут тоже было на что посмотреть: один из главных хитов ОМКФ-2019, собравший первый фестивальный аншлаг, оказался именно в этом разделе программы.

«Мертвые не умирают» по жанру самый что ни на есть зомби-хоррор, но когда такое кино снимает Джим Джармуш, будет не столько страшно, сколько смешно. Как бы меня ни убеждали в том, что фильм поднимает важные общественные проблемы, апеллирует к философским категориям жизни и смерти, соотносит технический прогресс с архаикой провинциального менталитета и предупреждает о грядущем апокалипсисе, для меня он останется прелестной синефильской безделкой, к которой трудно относиться всерьез.

Джармуш со товарищи (в товарищах у него Билл Мюррей, Адам Драйвер, Тильда Суинтон, Хлоя Севиньи, Стив Бушеми и др.) веселятся на полную катушку: стебутся над штампами жанра, играются с аллюзиями и очаровательно разрушают «четвертую стену» между искусством и реальностью («Откуда ты знаешь, что все кончится плохо?» — спрашивает герой Мюррея. «Я читал сценарий», — объясняет герой Драйвера). Выйдет ли лента Джармуша в украинский прокат, пока неизвестно, но российская пиратская экранка в сети уже есть.

Титул самого мерзкого фильма фестиваля следует присвоить «Золотой перчатке» Фатиха Акина. «Мерзкий» не означает «плохой», ровно наоборот: кино отличное. Дело в том, что в картине о маньяке-убийце середины 1970-х Фрице Хонке полным-полно отвратительных пьяных рож, старой рыхлой плоти, грязищи, кровищи, расчлененки, всяческого морального и физического разложения. Немецкий режиссер турецкого происхождения снял свою ленту с шокирующим натурализмом и какой-то дьявольской убедительностью. Во время сеанса казалось, будто от экрана тянет трупной вонью, а куски тел разбросаны по зрительному залу. Особый респект 23-летнему Йонасу Дасслеру, который благодаря актерскому мастерству и стараниям гримеров превратился из красавчика в гнусного урода. «Золотую перчатку» сравнивали с «Домом, который построил Джек»: рядом с картиной Акина лента фон Триера выглядит детской забавой.

Маловато жести? — сейчас будет еще. Вы не поверите, но речь опять пойдет о Квентине Дюпье. Кроме конкурсной «На посту», в Одессе он был представлен внеконкурсной «Оленьей кожей», лентой куда более радикальной, чем веселуха с Пульвордом. Герой картины, импозантный 50-летний дядька, убегает от жены в деревенскую горную глубинку, одну за другой покупает за бешеные деньги одежки из оленьих шкур (куртку, шляпу, сапоги, штаны, перчатки) и заливает местной официантке, что он крутой кинорежиссер. Дальше начинается кровавый кошмар: куртка вступает в беседы со своим владельцем, требует, чтобы он избавил мир от других курток, после чего герой принимается молотить местных жителей лопастью от вентилятора. Трактовать эти акты насилия и жестокости можно по-разному (вещи овладевают человеком, экология в опасности, все на защиту оленей и т. д.), но, честно говоря, смотреть диковинное кино Дюпье гораздо интересней, чем раскладывать его по полочкам.

Особняком в этой компании стоит фильм «Извините, мы вас не застали» Кена Лоуча, участвовавший в основном конкурсе Канна. Верный своей консервативной манере и левым политическим взглядам 83-летний ветеран британского кино снял очередную страшилку о загнивающем капитализме, жестокой эксплуатации трудящихся и безудержной погоне за проклятым чистоганом. Снял, отдадим ему должное, хорошо: крах одной отдельно взятой британской семьи, в которой папаша, чтобы свести концы с концами, работает на износ и портит жизнь остальным домашним, происходит по всем канонам настоящей трагедии. Несчастных англичан ужасно жалко. Хочется то ли помочь им финансово, то ли напутствовать добрым советом, то ли просто рассказать им о жизни в Украине — может, тогда их попустит.

Разное наше

Чтобы оценить масштабы фестиваля, надо иметь в виду, что в программе ОМКФ-2019 было пятнадцать секций, а я рассказал только о трех основных. Некоторых других коснусь вкратце. Например, есть смысл напомнить, что каждый год в Одессе проходят крупнейшие в стране, а то и в Европе, показы open-air, которые по каким-то загадочным техническим причинам никак не зарегистрируют в Книге рекордов Гиннесса. В этот раз на Потемкинской лестнице, собирающей аудиторию около 15 тысяч человек, в сопровождении симфонического оркестра и хора показали немой фильм 1928 г. «Казаки». От героического до комического в американской ленте про украинцев буквально один шаг (их фильмы про нас всегда немножко клюква), и этот шаг герои неоднократно проделывали как в одну, так и в другую сторону.

Два резонансных документальных фильма можно было увидеть в секции «Специальные показы». Первый — нидерландский, об СССР 1930-го, второй — латвийско-швейцарско-чешский, о России 2000-го. Обе картины сняли маститые кинорежиссеры, имеющие прямое или косвенное отношение к Украине: это живущий в Германии украинский гражданин белорусского происхождения Сергей Лозница и уроженец Львова, бывший москвич, а ныне рижанин Виталий Манский (не фраза, а какой-то урок географии, честное слово!). Лозница представил «Процесс», ленту о первом публичном сталинском судилище по сфабрикованному делу — над членами т. н. Промпартии. Манский в «Свидетелях Путина» рассказал о приходе к власти загадочного «человека из ниоткуда», о связанных с его появлением иллюзиях и дурных предчувствиях.

Обе картины смонтированы из готового материала. Лозница использовал архивные пленки 1930-го; по ним нетрудно понять, до какого состояния были доведены обвиняемые, охотно признающиеся в преступлениях, которых они не совершали. Манский сделал свой фильм из собственноручно снятых эпизодов — там есть и семейные разговоры, и застолье с Ельциным, и интервью с Путиным. Главную мысль своей картины он формулирует напрямую: свидетели Путина в действительности оказались его соучастниками. Лента Манского по существу представляет собой акт покаяния. В 2001 г. россияне допустили роковую ошибку, которая привела к трагическим последствиям, — увы, не только для них.

Из пяти фильмов Национального полнометражного конкурса мне удалось посмотреть три, и, конечно же, оба главных приза (за лучший фильм и за лучшую режиссуру) достались тому, который я не видел (это «Папа — мамин брат» Вадима Илькова). Впрочем, ни один из увиденных не оказался плох, и это, знаете ли, уже немало. «Схидняк» Андрея Иванюка порадовал говорящим по-русски Богданом Бенюком. «U311 «Черкассы» Тимура Ященко — честным рассказом о том, что представлял собой личный состав украинских кораблей, заблокированных в марте 2014-го в заливе Донузлав. «Мои мысли тихие» Антонио Лукича — своеобразным чувством юмора, актерскими работами Андрея Лидаговского и Ирмы Витовской, каким-то особым печальным обаянием и хорошим вкусом, который присущ дебютным работам далеко не всегда.

Единственным посещенным мной мероприятием, не имевшем отношения к кино, стал грандиозный перформанс Владислава Троицкого «Ступени к...», который был составлен из композиций, вошедших в его оперные постановки разных лет. Синтетическое действо, включавшее вокал, инструментальное сопровождение, видеопроекцию и световые эффекты (не хватало разве что подтанцовки), разворачивалось на четырехъярусной сцене, установленной у подножья Потемкинской лестницы. Среди зрителей-слушателей можно было увидеть-услышать как продвинутых любителей современного искусства, так и людей, попавших на шоу совершенно случайно. Последние хмыкали, чесали затылки, пожимали плечами, но уходить не торопились. И то верно: представление, конечно, странное и непонятное, зато совершенно бесплатное.

Незадолго до начала фестиваля в журналистской среде пошли слухи о том, что нынешний ОМКФ — последний, что его президенту Виктории Тигипко это дело поднадоело, что всевозможные личные и житейские обстоятельства вынуждают ее закрыть лавочку и уйти на покой. Верить во все это не хочется категорически: Одесский международный давно стал безусловным счастьем для украинских синефилов, и представить себе жизнь без него теперь решительно невозможно. И вообще, на официальном сайте фестиваля в левом верхнем углу главной страницы уже написано: «Odesa International Film Festival 10—18 липня 2020». А значит, так тому и быть.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...

Загрузка...

Катрин Денев и 100 французских женщин встали на защиту...

Настойчивый или неуклюжий флирт не является нарушением, считают известные...

Харьковский «Ежик из тумана» завоевал Гран-при...

Спектакль Харьковского театра кукол оказался лучшим по актерской игре и...

Загрузка...

Леонардо да Винчи: одиночество Титана

Личность Леонардо актуальна всегда. А поскольку 6 апреля 2020 г. будет отмечаться и...

Станислав Жирков: «Наш театр стал другим»

Государственный театр не имеет права на социальную пассивность. Каждый спектакль...

Певцом мира-2019 по версии BBC Cardiff стал украинец Андрей...

Победу на международном конкурсе оперных певцов в британском Кардиффе — кубок...

«Битлз» исчезают в полночь

C 27 июня в украинских кинотеатрах идет фантастическая комедия британского режиссера...

Много детей, старушка и бонус

С 20 июня в прокате альманах Oscar Shorts — подборка из пяти лучших короткометражных...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка