Три психа и один психиатр

№3 (891) 18 — 24 января 2019 г. 16 Января 2019 5

C 17 января в кинотеатрах можно посмотреть «Стекло», завершающий фильм трилогии М. Найта Шьямалана, начатой «Неуязвимым» (2000) и продолженной «Сплитом» (2016).

Один из немногих кадров фильма, в котором одновременно присутствуют Элайджа (Сэмюэль Л. Джексон), Кевин (Джеймс Макэвой) и Дэвид (Брюс Уиллис)

Три центральных персонажа предыдущих картин, сыгранные Джеймсом Макэвоем, Брюсом Уиллисом и Сэмюэлем Л. Джексоном, будут биться друг с другом не на жизнь, а на смерть, чтобы доказать скептикам и маловерам, что супергерои на самом деле существуют.

Из «Неуязвимого» в «Стекло» пришли хороший Дэвид Данн (Уиллис) и плохой Элайджа Прайс (Джексон), он же Мистер Стекло. Точнее, Элайджа пришел не сам, его привезли на инвалидной коляске — может, кто помнит, что Мистер Стекло болен несовершенным остеогенезом, кости у него хрупкие, как тот материал, который фигурирует в его прозвище. Из «Сплита» пожаловал Кевин Крамб (Макэвой), он же... Впрочем, назвать поименно все 24 ипостаси Кевина, страдающего расстройством множественной личности, не смог бы даже сам Шьямалан. Достаточно напомнить главную: время от времени в Кевине, как тот мистер Хайд в докторе Джекилле, пробуждается Зверь, жуткое существо, наделенное сверхъестественной силой и готовое убивать всех, до кого сможет дотянуться.

Итак, в начале картины больной на всю голову Крамб похищает четырех смазливых чирлидерш (это его любимое занятие, опробованное в «Сплите») и собирается сделать с ними что-то очень страшное. Однако доблестный Дэвид, который чует зло, как акула запах крови, вычисляет мерзавца, побеждает его в первом очном поединке и спасает девушек. Тут приезжает полиция (вообще-то в «Стекле» она чаще всего ведет себя по-идиотски), обоих суперменов вяжут и отправляют в психиатрическую клинику, где их уже поджидает старый знакомый хорошего Дэвида — плохой Элайджа. Сперва кажется, что Мистер Стекло вовсе никого не ждет: обдолбанный транквилизаторами, он сидит в каталке, как овощ, реагируя на происходящее вялыми подергиваниями век, бровей и уголков рта. Однако на самом деле это только кажется.

Тут на первый план выходит психиатр Элли Стейпл (Сара Полсон). Эта милая, но весьма строгая дама должна в срочном порядке, в течение трех дней (а что такое? в психиатрии чего только не бывает!) вылечить всех троих. Для этого ей необходимо доказать пациентам, что они никакие не супергерои, а просто ненормальные психи (а что вы хотите? это такой передовой метод!), однако психи с Элли упрямо не соглашаются. Дэвид-Уиллис, как и в «Неуязвимом», предается сомненьям и тягостным раздумьям по поводу своего суперменства, но от традиционной миссии спасителя мира ему никуда не деться. Кевин-Макэвой, как и в «Сплите», постоянно меняет личины: то грозно рычит, то смешно шепелявит, то по-девичьи манерничает. Элайджа-Джексон продолжает дергать веком, бровью и ртом, выжидая удобный момент, чтобы во всей красе проявить свое отвратительное коварство.

Если вы смотрели другие фильмы Шьямалана, то прекрасно знаете, чего следует ждать. Ближе к финалу ситуация обязательно перевернется с ног на голову, причем, вполне вероятно, не один раз. При этом даже самое максимальное внимание не гарантирует вам адекватного понимания. В какой-то момент возникает чувство, что действие фильма развивается по каким-то странным законам, не совпадающим с обыденно-человеческими, что у него некая особенная, при этом смутно знакомая логика. К счастью, заботливый режиссер участливо протягивает зрителю золотой ключик правильной трактовки. Все очень просто: «Стекло» — это кинокомикс.

Сюжет у него — точь-в-точь как в комиксе. На экране постоянно мелькают журналы с комиксами. Пытаясь докопаться до истины, персонажи вспоминают историю комиксов, перебрасываются фразами, характерными для комиксов, упоминают комиксы в диалогах. Картинка порой тоже типично комиксовая: даже самые динамичные драки Дэвида со Зверем раз за разом прерываются статичными позами, присущими неподвижным рисункам. Собственно, это вовсе не новость, соответствующая тема присутствовала и в других лентах трилогии, да и демонический Элайджа, прежде чем окончательно обосноваться в инвалидной коляске, был хозяином магазина комиксов. И все же такой комиксовой эстетики, как в нынешнем фильме, в двух предыдущих не было.

В результате к «Стеклу», в отличие от «Неуязвимого и «Сплита», трудно относиться всерьез. Перед нами забавная штучка, прикольная поделка, потешная игра с популярным жанром; в конце концов, как бы ни пугал нас своим рычанием Макэвой, от этого триллера ни разу не страшно. Еще Шьямалан не был бы Шьямаланом, если бы не попытался придать «Стеклу» некую философскую остроту. Однако рассуждения о дуальности добра и зла, о том, что избыток первого неизбежно вызывает появление второго, трудно назвать оригинальными. Тем более что речь идет не столько об устройстве мироздания, сколько о том, каким нехитрым способом оно отражается в тех же комиксах.

Кое-какие загадки картины все же остаются неразгаданными. Шьямалан дает понять, что развенчанием супергероев занимается некая таинственная организация, к которой принадлежит доктор Стейпл, однако кто эти подлые люди, желающие лишить нас детской веры в супергероев и их безграничные возможности, он не сообщает. Не исключено, что таким образом режиссер оставил лазейку для очередного сиквела. Впрочем, если кассовые сборы «Стекла» окажутся такими же, как первая, довольно скептическая реакция критиков, продолжать проект особого смысла не будет.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Алла Пугачева. Стоп-игра!

Единственным сольником в Кремле отметила 70-летие Алла Пугачева

Дмитрий Саратский: «Много раз собирался купить...

Дмитрий Саратский рассказал «2000», что к ответственному чтению его приучила...

«Евровидение-2019»: за кого голосует украинский...

Ведущий и наиболее авторитетный портал новостей о «Евровидении» — ESCToday —...

А мэтры здесь скучные

В рамках «Французской весны» в Киеве прошел Фестиваль допремьерных показов. В...

Миллион за украинку

На прошлой неделе в прокат вышла «Гуцулка Ксеня», которую заранее называют...

Женское киносчастье

В этом году Международный женский день как никогда актуален для кинематографа. Тема...

Загрузка...

Алена Лазуткина: «Книги — это моя жизнь»

Алена Лазуткина рассказала «2000», что у огня читать любит, а у воды нет, что терпеть...

Смотреть и думать: наиболее ожидаемые умные фильмы...

Мировые и отечественные режиссеры постарались на славу, теперь главное, чтобы их труды...

Джедаи, герои и годзиллы: топ-10 самых ярких фильмов...

Все, что нужно знать о 2019-м тем, кто хочет «попкорна и зрелищ» на большом экране

Один белый, другой черный

C 24 января в прокате «Зеленая книга», обладатель «Золотого глобуса», лучший...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка