Три Софии

№41(837) 13—19 октября 2017 г. 10 Октября 2017 4.7

Одинаковый набор красок и холсты одного размера, 12 художников, три недели и три прекрасных объекта — старинные православные святыни — соборы Святой Софии.

А вот эти памятники архитектуры, зодчества, построенные примерно в одно время — X—XI вв. в Полоцке, Киеве и Великом Новгороде, молодым живописцам трех стран предлагалось запечатлеть уже по-своему, оригинально.

И вот что интересно. Белорусские авторы в своей работе отталкивались от философии, образности объектов, россияне во главу угла ставили композицию, ритмику, стилистику, у украинцев же доминировал цвет. Эти особенности поначалу подметили сами художники, оценивая готовые холсты в целом, а потом и посетители выставки.

София в стекле

Уникальный вернисаж «Три Софии» 6 октября презентовали в Национальном музее Тараса Шевченко в Киеве. Чуть более сорока картин из сотни написанных нашли свое место в трех музейных залах.

Надо сказать, что «Тремя Софиями», а также музыкально-поэтическим вечером поклонники творчества и личности поэта, гражданина Бориса Олийныка почтили светлую его память. Напомню, что Бориса Ильича не стало 30 апреля этого года, однако в октябре — 22-го — этому человеку с большой буквы исполнилось бы 82 года.

Предвосхищая вопрос, почему имя Олийныка стоит в одном ряду с международным живописным проектом, тогда как художником он не был, скажу. Он — художник слова, это раз. Во-вторых, именно благодаря его искренней заинтересованности и вере в творческую молодежь по большому счету и осуществился данный проект. Борис Ильич был инициатором «Трех Софий», считая, что в нашем мире лихом и страшном, где правит ненависть и безрассудство, мудрость (София) способна помочь людям жить и творить по отдельности, но сообща. Мудрость — вот тот храм, который человек думающий, верующий в добро должен выстроить в собственной душе.

Так возникла идея, результат которой и был представлен на публику. Впрочем, первыми зрителями стали все же не киевляне, а белорусы. «Три Софии» в начале сентября первоначально показали в Полоцке, приурочив живописные полотна к важным датам: к 500-летию белорусского книгопечатания и 1155-летию города. Вторым пунктом, где остановилась выставка, стал Киев. В ноябре она будет экспонироваться в Новгороде.

Двенадцать художников, молодых, получивших известность и отмеченных за свой потенциал, выехали на пленэр по трем городам, где высятся белокаменные соборы, внесенные в реестр объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Задача была поставлена простая, но вместе с тем невероятно «заковыристая» — запечатлеть святыни, свидетельства нашего общего прошлого, истоки которого в общей истории и православии. Один образ — разные взгляды.

Что сказать, с задачей авторы, воспитанники академических школ, справились отменно. Оттого так интересно было наблюдать за тем, насколько все они были изобретательны. Например, изображали Киевскую Софию, что отражается в стеклянных панелях гостиницы напротив. «Ловили» тень, набегающую от деревьев на белые фасады Софии Новгородской. Писали сверкающие на солнце купола и померкшую под моросящим дождем базилику Софии Полоцкой, панораму сверху, с колокольни и темные старинные настенные росписи.

Нас водила молодость

Украинские художницы — сестры Татьяна и Екатерина Очередько — авторы не просто опытные, но и титулованные. Их проекты неоднократно украшали интересные вернисажи, выставки и в нашей стране, и за границей, дружны со многими иностранными коллегами. Так, обе приняли участие в польском проекте — создании анимационного фильма, посвященного Винсенту Ван Гогу, Loving Vincent— в интернете сегодня можно посмотреть фрагмент этой рисованной истории. А еще они не понаслышке знакомы с сакральным искусством, в соавторстве работали над мозаичным оформлением Спасо-Преображенского собора в Киеве.

«Когда мы приехали в Новгород, погода была чудесная, солнечная, удачная для пленэра, — вспоминает Татьяна. — А вот в Полоцке попали в типично «белорусское», как нам сказали, ненастье. Шел мелкий дождь, так что пришлось доставать дождевики, по холстам текла вода, но мы, замерзая, работу не прекращали. А потом, когда увидели интерьеры собора (там сегодня музей, но по праздникам проходят богослужения), то не могли пройти мимо такой красоты. Приходили сюда несколько раз в день, до завтрака, после и так до вечера, в гостиницу возвращались уставшими уже затемно».

«Сложность проекта в том, — вступает в разговор Екатерина, — что нужно было не просто по-разному увидеть три объекта — три Софии, но и запечатлеть их отлично от остальных одиннадцати коллег. Найти свой ракурс, образ, настроение, выполнить поставленные художественные задачи. Важно, что поначалу мы не видели работы других художников — белорусских и русских, и только в Полоцке более-менее стали присматриваться, консультировать друг друга, вести художественный диалог».

Молодость в тот вечер говорила не только художественным языком, но и словом. Дарования из разных городов Украины, лауреаты, чьи стихи вошли в прошлогодний альманах молодой поэзии трех стран «Terra poetica. 2016» (в нем Борис Олийнык обратился с напутственным словом на трех языках), читали стихи Бориса Ильича, каждый в своей манере: кто нараспев, а кто рублеными фразами.

Поэзия, та, которая больше всего прикипела к сердцу, прозвучала из уст представителей интеллигенции, политиков: академика Петра Толочко, профессора, члена-корреспондента Академии искусств Украины Ларисы Скорик, Александра Мороза, Юрия Богуцкого...

Практически все они отметили крепкую жизненную позицию поэта Олийныка, его беспокойство оттого, что целая плеяда творческих личностей нынче вынужденно рассорены, поставлены в рамки и сдерживаются искусственными границами. Вспоминали слова Бориса Олийныка, что народ рискует остаться вовсе без будущего, не приняв прошлого, каким бы оно ни было.

А Олийнык, к слову, в будущее мог смотреть смело. Он был одним из тех, кто «мирил» Нагорный Карабах, не допустил строительство в Каневе огромного промышленного центра, а в Чигирине и Крыму — атомной станции. Он осуждал бомбардировки в Югославии, отстаивал права сербов...

«Именно образ Софии — Божьей премудрости должен защищать и вдохновлять на творчество и милосердие». Так говорил поэт. Ему вторили художники.

Выставку цикла «Три Софии» можно осмотреть до 17 октября в Национальном музее Шевченко (бульв. Шевченко, 12, museumshevchenko.org.ua).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

«Ныне героев нет, а есть только убойный скот и мясники...

Трудно найти человека, который если и не читал «Похождения бравого солдата...

Украинское кино для глобального зрителя

В сентябре в Украинском киноклубе Колумбийского университета стартовал...

Руки в трюки

Постановщики «Шоу гигантских фонтанов» по максимуму усложнили работу...

Древоугодие

О том, что муралы приобрели в нашей стране повальную популярность, говорит тот факт,...

Государственное киноделие

Ощущение такое, что министра, как свадебного генерала «запустили в кино» для...

Загрузка...

Слово задело

Финальным аккордом вечера памяти стала драма о Стусе «Жизнь не для всех», снятая...

Слава хип-хопа

15-й сезон танцевального ТВ-шоу So You Think You Can Dance («Думаешь, ты умеешь танцевать?»)...

Принцесса на телугу

День украинской независимости в Индии отметился прорывом. В кинопрокат в стране, где...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка