Трио на закате

№42 (434) 17 - 23 октября 2008 г. 17 Октября 2008 0

Валерия Заклунная на коленях под скупым лучом прожектора, пронзающего темноту, хрипло, с надрывом выкрикивает в зал про «конфетки-бараночки» — эта картина дня три стояла у меня перед глазами. И так же, как увиденная впервые, она перехватывала спазмом горло и заставляла морщиться, чтобы не прослезиться.

8 октября в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки показали премьеру — лирическую драму «На закате солнца» по пьесе российского сценариста Юлии Дамскер в постановке Ольги Гаврилюк.

Спектакль для трех актеров убедительно подтвердил расхожее мнение, что корифеи театра на самом деле не играют, а живут на сцене. А эта жизнь и есть истинное наслаждение для зрителя.

Пикантные подробности от первого лица

События разворачиваются в Москве начала 90-х, когда продукты покупали на «оптовках» и «транспортировали» их в сумках на колесах, а еще взахлеб смотрели аргентинский сериал «Антонелла».

В старой квартире коротают жизнь одинокие, никому не нужные подруги, которым на двоих 154 года. Несмотря на преклонный возраст, они по привычке называют друг друга Наташа и Женя. Наташа Колядина (Валерия Заклунная) — своенравная, отчаянно молодящаяся дама с вечной сигаретой в руке, шпыняющая свою кроткую компаньонку. Женя Рощина (Надежда Кондратовская) выглядит на свои 77 лет, особенно в стареньком костюме с повязанным поверх него аккуратным передником, домашних тапках и с пучком на затылке.

В молодости Наташа была известнейшей актрисой, которая спустя столько лет никак не может избавиться от привычки повелевать и быть объектом преклонения. Их дружба началась с детства, продолжилась в драмкружке, окрепла в сталинских лагерях, но дорожки разошлись. Одна блистала в первых ролях, другая маячила на третьем плане. Но теперь, на закате солнца (жизни), они снова вместе.

Весь дом на Жене. Ей пенсию нужно получить за себя и за того парня, то бишь за подругу, рынок обойти, чтобы выгадать копеек пятьдесят с покупки, а если повезет, то целых шесть рублей, да и обед сготовить. А «квартирантку» тошнит от незамысловатой «старушечьей» снеди: селедки с репчатым лучком под постным маслом и вареной картошки. Ей хочется апельсинов.

Образ приживалки при властной хозяйке подчеркивает мягкий нрав и абсолютная незлобивость Жени Рощиной, потакающей приятельнице. Даже когда та жестоко «заигрывается», кидая подруге обидные фразы, что она не смогла добиться результатов ни в профессиональном плане, ни как женщина. Что муж, бросивший Женю почти сорок лет назад, был дураком, а недавно погибший сын — бездельником. А еще грубоватая подруга подначивает, что сосед сверху ходит не к Жене, а к ней.

На самом же деле Рощина и есть полноправная хозяйка квартиры, по доброте душевной приютившая подругу. Стоит только Жене заикнуться, что подруга находится в гостях, та мгновенно парирует: «Да если б я у тебя не жила, ты бы давно сдохла от одиночества и тоски».

Наташа необычно возбуждена. К ней должен прийти известный журналист, чтобы взять интервью. 54 года назад этот ныне маститый публицист, а тогда студент-первокурсник стал первым мужчиной 16-летней актрисы.

Чтобы предстать в выгодном свете перед бывшим любовником, она надевает самое лучшее, что у нее есть: серое блестящее платье с накидкой, парик и шляпку с вуалью, чтобы не были так заметны морщины. А еще она репетирует с Женей, выступающей в роли интервьюера, свой будущий монолог, с сарказмом замечая, что если она сегодня кому-то и интересна, то исключительно пикантными подробностями своей жизни. «Думаешь, им интересно знать, как я работала над ролью? — продолжает она. — Им интересно знать, где я пукнула, где слова забыла, кому из знаменитостей дала, кому — не дала».

Очень метко схватила образ Наташи Валерия Заклунная. Когда она бросает грубоватые, непричесанные фразы, имею в виду не только последние, начинаешь верить, что говорит она не от имени сценической героини, а от первого лица.

Дым с «колесом»

Замечу, что превосходная игра актеров держит прочной спайкой весь спектакль, так что зритель практически не отвлекается на декорации. При том, что они довольно примечательны, хотя и без модерновых и технических причуд.

Квартира напоминает корабль, где на разных «палубах» расположились гостиная с диваном, журнальным столиком, допотопным телевизором и креслом-«троном», садится в которое позволено только «королеве» — Наташе. Сбоку кухня с холодильником, буфетом и столом. Чуть выше — «будуар», где за трюмо так любит проводить время Наташа. Над этим «кораблем» висит огромное «солнце», похожее на колесо от телеги или на круглый срез апельсина.

Об апельсинах, которые можно срывать прямо с ветки в собственном саду, говорит еще один герой — Гарри Котляр (Юрий Мажуга), появившийся ближе к концу спектакля. По действию он тот самый Женин муж-дурак, как его окрестила Наташа. Бросив жену и маленького сына, он уехал в Израиль. Обзаведясь там семейством, но похоронив двух супруг, он решил начать жизнь сначала и вернулся за первой любовью в надежде «что она еще жива».

Он входит в квартиру, спрашивая, есть ли кто живой. На что Наташа раздраженно отвечает: «Не дождешься, старый хрыч». Тут начинается комедийная ситуация, переходящая в самую настоящую драму. Гарри думает, что перед ним постаревшая жена, а Наташа — что пожилой человек с красной розой в руке, с брюшком и в коротких штанах, из-под которых виднеются носки, — ее журналист.

Гарри просит собеседницу поехать с ним туда, где можно «каждый вечер, в то мгновение, когда солнце скрывается за горизонтом, загадывать свое самое заветное желание». «Главное, тебе захочется прожить еще и завтрашний день, чтобы снова проводить солнце за горизонт и снова ждать рассвета», — рассказывает он.

Наташа соглашается уехать, но в этот момент появляется подруга. Она сразу узнала мужа. Воспоминания о своей счастливой жизни, пусть на далекой Колыме, вызывают щемящую сцену, предваряющую финал «на коленях».

Гарри находит среди вещей детскую игрушку сына. Из глаз пожилого мужчины текут слезы, когда он напевает «лялечки-лялечки» — колыбельную, которую пел своим сыновьям и внукам, хотя они и не понимали слов. Настолько проникновенен был Юрий Мажуга, что сама была готова плакать. По накалу это было что-то близкое к сцене сумасшествия Жизели из балета Адана. Не самой болезни, а только ее предтечи. Я боялась, что сейчас, в конце спектакля, он «умрет от нахлынувших чувств».

Так же взяла за живое сцена уже с Наташей. Она осталась одна, Женя поехала вслед за мужем и счастьем. И опять рефреном прошел «закат». Гарри говорил о пятничном ужине на закате солнца, когда за столом под старыми гранатами собирается вся его семья.

Наташа затянулась очередной сигаретой, и тут из динамиков зазвучал мужской голос. Он декламировал стихотворение чешского поэта Людвига Ашкенази «Сигареты»: «...Не отнимайте у женщин сигареты, они любят курить вдвоем и смотреть на вас сквозь облачко голубоватого дыма, чтобы знать, как вы к этому относитесь и достаточно ли вы серьезны в темноте, незаметно переходящей в рассвет...»

Валерия Заклунная не произнесла ни слова, но ее поза, испуганные глаза, кружение вокруг столика и дым, тающий над головой, сказали о многом. Настолько удачно был подобран стих, что одна его строчка — «Бывает, сигарета погаснет у женщины, и поблизости не оказывается никого, кто бы мог снова ей дать огня» вкупе с мастерством актрисы превратилась в знаковую мизансцену.

...Теперь у Жени будет большая семья и закат солнца, а Наташа осталась одна встречать закат жизни.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Левой, левой

Может ли один пианист заменить собой целый оркестр, причем играя только левой рукой?...

Три Софии

Одинаковый набор красок и холсты одного размера, 12 художников, три недели и три...

Воспрянет арт людской

«Впредь неизменно поставлять нежинские огурцы к царскому столу в Петербург»,...

Трижды семь

Для многих режиссеров, вполне успешно проявивших себя в полнометражном кино, короткий...

Загрузка...

Планета Соловьяненко

85-летие со дня рождения прославленного певца -- первого из советских теноров, которому...

Это вам не Петрушка

Этот хорватский актер с двадцатилетним опытом, сыграв овечку в кукольном спектакле,...

Cпешите увидеть лапендулу

«Колесом смерти» этот хитроумный аппарат называют не зря. Его создатель разбился...

Улисс нашего времени

Зимой прошлого года в Киеве появился Дикий театр

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка