Виталина Библив: «Я за любой кипеж, кроме валидола»

№20(819) 19 -- 25 мая 2017 г. 17 Мая 2017 4.5

Этой обаятельной актрисе не симпатизировать ну никак нельзя. Яркая, улыбчивая, с ямочками на щеках и заразительным смехом, фигура с приятными округлостями — она выгодно отличается от однотипных блондинок и брюнеток, актрис типажа «женщина-вамп», заполонивших экраны.

И если Виталину Библив многие узнают благодаря сериалам, я открыла для себя ее имя, посмотрев тягучий фильм Евы Нейман «Песнь песней». Виталина играла мать. Простую женщину, бесхитростную, рассудительную и настолько родную, что к ней так и хотелось прильнуть, ожидая, что она погладит по щеке и уложит спать, прошептав: «Спи спокойно».

Она часто играет добродушных соседок, сердобольных приятельниц, милых простушек-хохотушек, в которых кроется сила житейской мудрости, вера в любовь и пышет энергия. Впрочем, почему играет? Виталина и в жизни кипит весельем, жизнью, идеями и мечтами. Чтобы воплотить одну из них, нужны камни, которые актриса собирает годами.

Шо-то таки во мне есть

— Виталина, в конце мая в Киеве ожидается премьера спектакля «Как потратить миллион, которого нет» по книге Гарика Корогодского. У вас роль еврейской бабушки, которая сыплет афоризмами и каждую минуту хочет накормить внука. Чем приглянулся проект?

— Это уже не первая моя возрастная роль. Я играла королеву Англии Елизавету II в пародийных историях, маму Шимека в фильме Евы Нейман, в ток-шоу «Красотки» воплощалась в бабулек. Потому еврейских бабушек, как и еврейских женщин в целом, просто обожаю. И хоть в нашем роду ни капли этой крови, но «шо-то таки во мне есть!».

В спектакле «Как потратить миллион» у меня роль не только бабушки. Здесь за каждым актером закреплено несколько персонажей, похожих друг на друга. Я играю женщин властных, тех, что не могут реализовать свою сексуальную энергию, — а-ля директор магазина хлебобулочных изделий, с пергидролем на голове, или же интеллигентку в поезде. Но бабушка — это одна из центральных ролей, ведь она была важна в жизни Гарика. Быть в этом персонаже — одно удовольствие. Я, наверное, никогда не пойму эту грань между юмором, мудростью, любовью. Разве что только сыграть могу.

— Хорошо, что у Гарика остались такие душевные воспоминания. А в вашей жизни какую роль сыграла бабушка?

— Самую теплую и нежную. У меня их две — Еля и Анна, к сожалению, сейчас их с нами нет. Мои родители военнослужащие, поэтому почти все детство я провела у бабушек — между Николаевской и Херсонской областями. Они родились в сложное время и пережили многое — голод, войну, но у них была огромная воля к жизни, желание детей на ноги поставить. Я научилась у них не терять оптимизма ни при каких обстоятельствах. Возможно, говорю это с грустью и тоской, потому что обе не ощутили того кайфа в жизни, который заслужили. Я смотрела на них и понимала, что нужно быть сильной. Папина мама юморная была, хотя в нашей семье все не прочь пошутить. Но вот во мне это открылось больше всего.

— Спектакль ставит Тихон Тихомиров, он же один из продюсеров. Вам уже доводилось с ним работать?

— Тихомирова знаю давно. Работала с ним в постановке «Ромео и Джульетта», где играла кормилицу. Кажется, это было в 2006-м. Не раз в ивентах — разных мероприятиях — приходилось сотрудничать. С ним легко — он гибкий, всегда в диалоге с актерами, а это очень важно для режиссера. Хотя бывают какие-то вещи, с которыми я не согласна, но мы спокойно дискутируем, переубеждаем друг друга, приходим к результату. Он слышащий, а это главное.

Когда мне Тихон позвонил и спросил, мол, бабушкой будешь, я посмеялась. Говорю: нет, чтобы роль красавицы какой-нибудь предложить, студентки, обязательно старушек надо играть! Сценарий прочитала и порадовалась материалу. Не буду лукавить, персонаж очень похож на образ тети Сони у Клары Новиковой. Сложностей особых в образе для меня не было, разве что определенные повадки — походка, как у старого человека, жесты типа тут скрутило, там замкнуло, но у меня, наверное, это получается, потому и дали роль.

Да и с другими актерами хорошо сошлись. Прекрасная компашка. Есть Тихон, добрый и светлый человек, есть Гарик, веселый и с юмором, и возле них собрались такие же улыбчивые люди. Это как раз то, что нужно для легкой комедийной истории, которую мы ставим. Сейчас вообще очень мало комедий, чтобы можно было, придя на спектакль, расслабиться и наслаждаться просмотром.

Знаете, одна из моих любимых бабушкиных реплик в спектакле — «Любовь это не цветы без повода и не всепоглощающая страсть. Тридцать лет подряд чистить от шкурки огурцы на завтрак и при этом не испытывать ненависть — вот что такое любовь».

— Удачное изречение, дорогого стоит. Вы коллекционируете интересные цитаты, меткое выражение помогло в какой-нибудь ситуации?

—Это все не обо мне. Я не коллекционирую цитаты. Я собираю камни —большие, маленькие, цветные, всякие. Если куда-то поедете, привезите мне небольшой камушек. Они у меня живут везде — в машине, в гримерке, в доме, в ванной. Раньше я их подписывала, но потом поняла, что камешек с «родословной» — это неинтересно. Если вы спросите, для чего же их коллекционирую, отвечу: я мечтаю построить дом, и когда буду закладывать фундамент, туда и брошу все камни. Пусть будет весь мир у моих ног.

Виталина с Алексеем Вертинским и Дмитрием Вивчаруком на открытой репетиции спектакля «Как потратить миллион, которого нет»

Внутренняя эмиграция

— Многие актеры, актрисы зрелого возраста сетуют, что нынче все на сцене делается быстро, ставится оперативно и умирает примерно в таком же темпе. Говорят о клиповом сознании. Вы разделяете это мнение? На взгляд молодой и разноплановой актрисы, так ли страшно, когда спектакль не живет десятилетиями?

—Я считаю, что надо идти в ногу со временем, со зрителем. В Европе спектакли больше года не играют. Заключили контракт, отыграли 10 спектаклей, в лучшем случае 20. И все. На следующий год другой режиссер работает над иной постановкой. И это нормально. Понятное дело, что на Бродвее спектакли могут идти годами. Меняются актеры, но спектакли живут. В таком случае давайте сначала дорастем до Бродвея. Когда уходит энергия из спектакля, надо уметь с ним попрощаться. Пусть он останется добрым воспоминанием у зрителей. А то, к примеру, ходит публика десять лет на спектакль «Подорожник», а на одиннадцатый он уже не тот: актриса, игравшая молодушку, — немолода, да и отзывы уже всякие начинают появляться, мол, «что вы в этом спектакле хорошего нашли?!»

Очень тонкая грань между хорошим спектаклем и тем, что о нем потом будут говорить. Я вообще за любой кипеж, кроме валидола. У нас есть прекрасные актеры, которые не боятся что-то менять, ломать систему. Сетуют всегда те, кто не хочет ничего перестраивать, — поставят два спектакля в месяц, а дальше всем пеняют. Тогда зачем вообще работаешь?! Ну а молодежь потом выходит из институтов, тыкается-мыкается и не знает, что ей делать.

— Коллеги отзываются о вас как о девушке душевной, эмоциональной, которая не боится выглядеть смешной и ироничной по отношению к себе. Если исходить из того, что ирония — способ защиты от окружающего мира, косых взглядов, неприятных людей, как вы отгораживаетесь от всего того, что раздражает и напрягает?

— Меня подруга научила «уходить во внутреннюю эмиграцию». Если что-то раздражает, не получается так, как хочется, что-то заставляет злиться, обижаться, то хорошо уйти в такую вот внутреннюю эмиграцию и мысленно отправиться куда-то к реке, к птичкам, где спокойно, где набираешься сил. Мне это несложно, потому что я актриса, могу все это представить.

— Виталина, у вас очень красивое и редкое имя. Кто вас так назвал и в чью честь?

—Это очень интересная история, длинная, я ее уже не раз пересказывала. По маминой линии я последний ребенок в роду. У нас все братья, и тут родилась девочка. Наша семья еще с тем чувством юмора — двоюродные братья, например, одни Сережи. И когда родилась я, каждый посчитал, что должен поучаствовать в выборе моего имени. Были разные варианты — Марина, Лариса, Тамара, Оля... В общем, написали свой вариант на бумажке и бросили папе в фуражку. Мой брат тогда ходил в садик, где влюбился в девочку Виталину. Ну и нацарапал это имя. И все честно — вытащили его.

Правда, тетенька в загсе сказала, что никакой Виталины нет, не советское это имя, поэтому записали Вита. Долгое время я жила с этим именем, но когда получала паспорт, настояла на том, чтобы записали Виталина. К тому времени имя появилось. Долгий путь.

— Есть такая пословица — ремесло за плечами не висит. У вас диплом режиссера, играете на баяне. Пригодилось ли владение инструментом (музыкальность вообще) на сцене?

— Надо уточнить, я режиссер массовых праздников и театрализованных действий. Проще говоря, массовик-затейник. Заканчивала Киевское училище культуры. Массовик-затейник во мне помогает, когда провожу мероприятия как ведущая. Раньше вела свадьбы, но очень уж люблю необычные, с импровизацией. Не умею быть серьезной и пафосной, а вот посмеяться — это с удовольствием.

К слову, в детстве не мечтала о сцене. Да, была творческим ребенком — попеть, потанцевать. На танцы, кстати, меня не взяли, потому что была полной девочкой. А так хотелось! У меня были белые колготы, мама юбку сшила из белых бантиков... но я была такой пышечкой, кровь с молоком. И страшно от этого страдала. Зато теперь отрываюсь по полной программе. А вот баян присутствует на сцене и в фильмах. В театре «Золотые ворота», где работаю, есть спектакль «Сталкеры», там я как раз играю на баяне.

— Бытует мнение, что люди делятся на наблюдателей жизни и ее активных участников. К какому типу себя относите?

— В каждый период жизни по-разному. Я — Весы по знаку зодиака. Поэтому всегда взвешиваю, присматриваюсь. Где-то торможу, а где-то бегу вперед. Пытаюсь держать баланс. Если, например, просыпаюсь в плохом настроении, то знаю, что мне с тем или иным человеком разговаривать не стоит, могу его ненароком обидеть. Лучше уйду в свою «зону эмиграции». Меняюсь приблизительно сутки через трое — когда наблюдатель, когда передовик. Знакомые говорят, что я ломовая лошадь, но мне кажется, что есть еще «ломовее» меня. Потому и тянусь за ними.

— Если бы вам предложили сыграть на сцене или в кино жизнь любой на выбор легендарной (или не очень) актрисы, чью судьбу примерили бы на себя?

— Никогда об этом не задумывалась. Мне нравится Наталья Гундарева. У нее была интересная и непростая жизнь. Например, тот факт, что, не имея своих детей, была «матерью советского народа», уникален. Говорят, что материнство сыграть невозможно. Неправда. Посмотрите хотя бы фильм «Однажды двадцать лет спустя», трудно представить в этой роли другую актрису. А вообще мне очень хотелось бы сыграть Нору из «Кукольного дома» Ибсена, «Страсти под вязами» О'Нила. То, что на меня не похоже. Пострадать хочу. Или же в какой-то убойной комедии сыграть. Например, Агафью Тихоновну в «Женитьбе» Гоголя, ну и в современной хорошей постановке.

Босой на край земли

— Как в нынешних реалиях себя чувствуют актеры? Смотришь телевизор, кажется, что снимают и вроде достаточно. Но это взгляд обывателя. А с точки зрения актрисы — есть из чего выбирать?

— Рынок, по сравнению с десятилетней давностью, стал шире и многограннее. Другое дело, наблюдается странная тенденция. Каждый канал набирает себе актеров человек двадцать и начинает их снимать по кругу, беспрерывно. Если ты в эту двадцатку не попал, то сидишь и ждешь своего часа. Проходит какой-то период, надоедают лица, их меняют. Но это реалии.

— Были случаи, когда вы отказывались от съемок из-за низкого качества материала?

— Бывало. У нас почему-то актеру не присылают сценарий, если он приглашен на эпизод. Приходишь на пробы показать любовь, а вместо этого играешь со шкафом, т. е. с воображаемым партнером. При этом даже не знаешь, о чем сценарий, потому что тебе прислали только две сцены. Мы отказывались пару раз (я работаю с агентом), посчитали, что это неинтересно. Конечно, на первом курсе театрального института была бы рада всему. Но я выросла. Вот если есть эпизод, на котором можно построить сцену — яркую и эксцентричную, тогда эта задача по мне.

— Как считаете, есть у украинского кино будущее?

— Конечно! Посмотрите на меня, разве у украинского кино нет будущего?! Я снялась не в одном фестивальном кино. Но обидно то, что в Париже фильм украинского режиссера шел в 32 кинотеатрах, а у нас только в двух. Без рекламы. Почти в пустом зале. Зато рядом на каких-то стрелялках залы переполнены. Так возникают вопросы к актерам, режиссерам — почему они уехали из страны, это непатриотично и т. п. Своих ценить надо. Информацию ведь большинство из нас получает по телевизору, так и говорите об этом в новостях, передачах. Если табуретку в течение пяти минут показывать по телевизору, то она будет знаменита. Так и тут. Хорошо, что Фейсбук иногда оповещает, но не все же там сидят.

С Людмилой Загорской в сериале «Проводница»

— В новых сериалах «Проводница», «Линия света» что у вас за роли?

— В «Проводнице» играю буфетчицу, влюбленную в начальника поезда, которая все знает. Легкое кино, житейские истории. Актриса Люся Загорская — главная героиня, а я ее подруга, и мы постоянно попадаем в разные авантюрные ситуации. Хороший фильм.

А в «Линии света» я уже вербовщица, заманиваю людей в секту. Такой себе шпион в гражданском обличье. Нахожу богатых, слабых женщин, начинаю с ними дружить и рассказываю, как хорошо в секте, продавайте свое имущество и приходите к нам. В общем, две противоположные роли.

— В сериале проводницу сравнивают с психологом, которому люди могут высказать свои горести и проблемы. А вам случалось быть «жилеткой», в которую можно поплакаться?

— Ну конечно! Я же Весы, слушать умею! Даже совершенно незнакомых людей. Но первая никогда разговор не завожу, люди сами начинают рассказывать, делиться секретами. Мне кажется, у каждого человека есть такие моменты, когда к нему приходят за помощью. Мы все в той или иной степени психологи.

— Расскажите о самых интересных и знаковых для вас проектах актерской карьеры.

— В театральных работах люблю спектакль «Сталкеры» — очень знаковый для меня с определенного этапа. «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса, Лаура — одна из моих первых театральных ролей. Вот сейчас спектакль «Как потратить миллион» с ролью еврейской бабушки. В «Ателье-16» нравилось работать. Обожаю все свои роли.

В кино отмечу женщину в кудряшках в фильме «Дом с башенкой» Евы Нейман, потому что она первый режиссер, которая попробовала меня в таком неординарном образе. И в «Песни песней» роль еврейской мамы. У Евы есть способность видеть в людях то, чего не замечают другие. И верить в этого человека.

— Театральный сезон заканчивается к июню, а ваш актерский когда?

— С мая уже запланированы активные киносъемки аж до декабря. Параллельно туда вплетается и театр. И вот с сентября по декабрь — просто сумасшедшая загрузка. Это я говорю с радостью, не жалуюсь. Но зато с января киношники отдыхают. Ну а в марте приходят мысли, что о тебе уже все забыли и никто никогда снимать не будет. Есть возможность в этот период выпустить спектакль, например, в спокойном темпе.

— Какой отдых предпочитаете?

— Пассивный. В жизни столько активности, что хочется умиротворения. Недавно вывезла своих родителей в Египет. Мы лежали у моря, говорили ни о чем, читали книги, разгадывали кроссворды, периодически перекусывали. И от того, что никуда не требовалось бежать, я зарядилась энергией.

— Еще раз про любовь. Ваша героиня в спектакле «Иллюзия» говорит, что «любовь это просто любовь, она может быть какой угодно и с кем угодно. ...Эта такая сила, которая выходит из всех берегов и разрушает все преграды». Была в вашей жизни такая любовь или же таких чувств, наоборот, стоит остерегаться, обходить стороной?

— Ну как же их можно обойти? Нельзя же любовь включить и выключить в себе. Когда влюбляешься, то земля из-под ног уходит. Мне не особо нравится говорить о личной жизни. Как известно, счастье любит тишину. Конечно, я, как и все, влюблялась и могла на край земли босыми ногами... Но это раньше, а сейчас понимаешь, что этот цирк мы уже видели. А дальше приходит мудрость еврейской бабушки — «чистить шкурочку от огурцов».

— Виталина Библив на сцене и в жизни — разные люди? Что вы никогда не привнесете из жизни на сцену, а со сцены — в жизнь?

— Гинеколог же не приносит с работы домой инструменты, так и актеры. Надо разделять это. Меня страшно бесит, когда пристают — ты ж актриса, заплачь. Ага, щас все брошу и буду рыдать. Когда в больших компаниях просят и даже настаивают, никогда этого делать не буду. Только если сама очень захочу. Я не могу, например, на базаре торговаться. А вот моя мама рынки обожает как раз за то, что можно поторговаться.

А вот что переношу, так это свою пунктуальность и ответственность. Это моя особенность. Никогда не опаздываю. Когда люди задерживаются, то первые 15 минут меня лучше не трогать, я страшно обижена. За кулисами очень переживаю за своих партнеров, чтобы все было как надо. Просто я гиперответственная.

Справка «2000» Виталина Библив — актриса столичного театра «Золотые ворота». Снимается в сериалах, знаковые работы — «Женский доктор», «Уйти, чтобы остаться», «Пока станица спит», «Любовь с оружием» и кино — «Дом с башенкой», «Песнь песней», «Мелодия для шарманки», «Я буду ждать тебя всегда», «Домоправитель», «Брама» (премьера осенью).

Темпераментная, характерная и жизнерадостная актриса на сцене. Играет в спектаклях: «Иллюзии», «Кольори», «Сталкеры», «Чудернацькі забавки на даху», «Как потратить миллион»...

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Главный мистик XX века. К дню рождения Михаила...

За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...

Протест для небожителей

Украинская арт-среда и индустрия развлечений протестует против действий Кабмина,...

Рафаэль Санти – человек, победивший тьму

Обрушившаяся на человечество пандемия коронавируса вконец нарушила и всю его...

Ван Гог. «Ирисы» и «куст сирени»

Все мы помним работы Ван Гога, написанные в период болезни и глубокой депрессии, –...

Прощай, Спартак!

«Спартак» пробил самую настоящую «брешь» -- осмелевшие после десятилетия...

«Папик» «95 квартала»

«Папик» поднимает кинопроизводство студии «95 квартал» на качественно...

«Поругание Христа»: одну из самых дорогих картин едва...

Найденную картину признали национальным достоянием Франции

Олег Карамазов: «В новогоднем концерте «Интера» мы...

«Радуйся каждому дню, ведь мы можем говорить, любить друг друга. Я очень ценю жизнь и...

«Ирландец»: нити из прошлого

Если выразить впечатление от «Ирландца» одним словом, то это будет...

В Северодонецке встречают поэтический рассвет

Отлично, что на поэтической встрече была молодежь — юные журналисты из...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка