Живет такой мастер

24 Сентября 2018 4.5

Трудно привести в пример другого художника, который бы столь щедро и бескорыстно обращался со своим творчеством. Виктор Ковтун из числа таких дарителей, благотворителей, энтузиастов. Собрание своей живописи — а это 110 работ — он подарил Шосткинской картинной галерее (и это не предел, коллекция молодого арт-центра регулярно пополняется авторскими полотнами). Коллекция Каневского музея-заповедника обновилась без малого двадцатью картинами Ковтуна.

Он безвозмездно передал портреты знаменитых соотечественников, от Григория Сковороды и Леси Украинки до Павла Поповича и Богдана Ступки, в Национальный культурный центр Украины в Москве. Его академического письма холсты есть во многих крупных и провинциальных музеях нашей страны и далеко за ее пределами. Понятное дело, что и они любезно были переданы в дар культурному сообществу.

20 сентября в Центральном доме художника в Киеве открылась персональная выставка именитого автора Виктора Ковтуна, представителя Харькова и его художественных традиций. Экспозиция «Симфонія кольорів», в которой представлено более 200 работ, выполненных в разных жанрах и техниках, приурочена к 60-летнему юбилею живописца.

Когда я говорю о зале, то имею в виду целый этаж — третий, где разместили картины разного периода, в основном последних лет. Кое-что из юбилейной подборки любители искусства видели ранее, некоторые вещи пока что не демонстрировались. Все они представляют частную коллекцию автора (в целом в ней более 5 тысяч картин). Впрочем, совершенно не исключаю того, что и она вскоре оскудеет на десятки холстов — Ковтун вновь без какого-либо сожаления раздарит созданное.

Торжественное открытие такой крупной выставки привлекло в столицу множество людей — художников из разных городов, с которыми юбиляра связывает многолетняя дружба, и людей из мира политики — все они, каждый в свое время, сошлись с художником благодаря культурным проектам, но не «раззнакомились», как это часто бывает, после.

Рефреном звучали слова, отражающие позицию автора в искусстве, — неиссякаемая энергия и трудолюбие. Осмотрите каждый из залов, постойте перед избранными полотнами, и вам станет ясно, что этот человек не ждет, когда вдохновение подстегнет его к работе. Если перефразировать расхожее выражение, то художник творит по принципу — «ни дня без кисти».

Манера, в которой работает мастер, реалистична, она обусловлена репинской школой, которую продолжали его учителя, в свою очередь опиравшиеся на наследие русской и советской живописи.

Трудно выделить жанр, к которому бы тяготел автор (на выставке всего понемногу), хотя, предположу, что все же это портрет. Героями его вдохновения становятся личности харизматичные и увлеченные, но особый — теплый — взгляд он обращает на близких. Мы видим отца и мать в родном селе Мезин, в антураже нехитрого сельского хозяйства, занятых обыденными делами, прабабку Шуру, кормящую птицу, брата в мундире и с медалями — гвардии полковника Сергея Ковтуна, Иринку, Анютку…

Свежи его пейзажи — «Земля мезинская»: деревянный настил через заводь, багряные краски осени с речной далью, летние поля с вкраплением васильков во ржи, разнотравье на фоне утреннего марева и дурманящего аромата цветов. Городская архитектура также в зоне его пристального внимания: «Храм Жен-Мироносиц» в Харькове, «Соборные звоны» там же, есть и изображение киевского Дома художников (где мы и находимся в настоящий момент) со знаменитыми аллегорическими фигурами на фасаде. Палитра — яркая, буйная, страстная или, наоборот, приглушенная, пастельная, хрупкая.

Две работы выделяются импрессионистским «слогом» — это «Шанхай. Идет дождь» и «Цветущий Шанхай». Дело в том, что заслуженного художника Украины Ковтуна знают и ценят в Китае. Здесь несколько раз проходили его персональные выставки, в том числе и в Национальной галерее Шанхая. Он давал уроки в Пекинской художественной академии, где заинтересованы в классических канонах живописи.

Интересно, что благодаря тамошним меценатам удалось издать альбом «Мой край — Слобожанщина». За эту же серию полотен Виктор Ковтун награжден Национальной премией имени Шевченко уже на родине.

Важно, что свои убеждения в мире искусства, традиции реализма он проповедует не только в собственном творчестве. Профессор Ковтун создал мастерскую сюжетно-тематической картины в Харьковской государственной академии дизайна и искусств, где и передает фундаментальные знания по предмету, от которого многие альма-матер потихоньку избавляются «за ненадобностью».

Его инициативы воплотились в нескольких художественных пленэрах, в частности репинском, что проходит в Чугуеве, на родине великого живописца; в возрождении премии Репина в области изобразительного искусства, упраздненной в 90-х. Он стоял у истоков создания в Мариуполе — вотчине другого мастера, Архипа Куинджи, — филиала Львовской академии искусства и архитектуры. Как глава правления Харьковской организации Национального союза художников Украины, устраивает выставки, делая заметным творчество современных художников малых городов.

Два месяца назад «Симфонію кольорів» и ее автора чествовали в Харьковском художественном музее. Я поинтересовалась у его директора Валентины Мызгиной, в чем отличие той, харьковской экспозиции от нынешней, столичной.

«Здесь практически все, что было у нас, за некоторым исключением Дело в том, что когда Виктор Иванович привез к нам три машины работ, мы, зная свои площади, поняли, что показать их все — невозможно. А выбирать что-то в его мастерской вообще нереально — она вся заставлена работами, так что вытащить и рассмотреть картины не представляется возможным. Методом проб и ошибок делали экспозицию. О некоторых вещах, которые представлены в Киеве, я жалею, что их не было у нас: осенний пейзаж, работа с гусями, другие — они дают представление о том, насколько он разный, импульсивный автор.

Самое главное, он художник развивающийся, ищущий. Не застыли на месте ни его стилистика, ни язык. Это можно увидеть на примере пейзажей: один и тот же вид, но в разной ситуации художник применил другую манеру письма.

Что отмечу особо, помимо его трудоспособности и трудолюбия, так это чрезвычайное уважение к старшим людям, учителям. Ни в одном союзе художественном так не чествуют ветеранов, как это делает Ковтун. Также он беспокоится об учениках. В нашей коллекции много его работ, на каждый День музея он дарит полотна: свои и других художников, которых кооперирует на этом поприще. Какой-то неугомонный, щедрый человек».

Остается только добавить, что выставка «Симфонія кольорів» экспонируется до 30 сентября. Выставочные залы Центрального дома художника (ул. Сечевых стрельцов, 1–5) открыты ежедневно с 12:00 до 19:00, кроме ВТ. Вход свободный.


Загрузка...

В Раде открыли выставку, напоминающую о...

Выставка посвящена 77-летию провозглашения «Акта восстановления Украинского...

Вятрович рапортует: Бандера уже на Крещатике

В центре Киева появилась выставка, посвященная узникам концлагерей

Музей как атрибут «имперского» города

Новейшая современная империя постепенно сосредотачивает в своих городах, в том числе...

Какой художник без штык-ножа

Прецедент: суд признал художника невиновным и оправдал

Загрузка...

Владимир Гришко: мирного неба над головой и всегда с...

Известный украинский тенор на концерте ко дню рождения «Интера» вспомнит...

«Ныне героев нет, а есть только убойный скот и мясники...

Трудно найти человека, который если и не читал «Похождения бравого солдата...

Украинское кино для глобального зрителя

В сентябре в Украинском киноклубе Колумбийского университета стартовал...

Руки в трюки

Постановщики «Шоу гигантских фонтанов» по максимуму усложнили работу...

Древоугодие

О том, что муралы приобрели в нашей стране повальную популярность, говорит тот факт,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка