Евразийский БАМ и биржа для развиртуализации

№35(831) 1–7 cентября 2017 г. 30 Августа 2017 4.7

Роман Аранин сконструировал коляску-вездеход «Проходимец»

Происходящие в России события в последние годы освещаются в нашей стране весьма своеобразно: в основном не просто через призму негатива, а — крайне упрощенно. Не случайно такое распространение получило слово «ватник» — как символ всего самого примитивного. И эту тенденцию в наших СМИ вполне можно понять, учитывая как объективные, так и очень субъективные причины.

Тем не менее, как бы кто ни относился к Российской Федерации, это самая большая страна в мире, шестая экономика (по объему ВВП по ППС) — несмотря на экономический кризис, ядерная держава и, в конце концов, наша соседка. Поэтому неплохо было бы иметь представление о том, чем она живет и что там происходит на самом деле. Иначе вспоминается история 1941-го, когда пели:

Если завтра война,

если враг нападет,

Если темная сила нагрянет...

Мы войны не хотим, но себя защитим —

Оборону крепим мы недаром.

И на вражьей земле мы врага разгромим

Малой кровью, могучим ударом!..

Беседы — особенно с молодыми людьми — свидетельствуют, что возросшее число тех, кто черпает сведения из отечественного ТВ, убеждено: Россия — всего лишь «бензоколонка с атомной бомбой», а то и просто колосс на глиняных ногах, который вот-вот распадется и который, непонятно в силу чего, все еще способен создавать проблемы Украине.

Конечно, даже если следить за новостями по топам различных информагентств (в т. ч. и в самой России), по законам информационного рынка делающих акцент на горячие новости, складывается впечатление, что повестка у соседей довольно куцая — санкции, арест Кирилла Серебренникова и возня вокруг не вышедшего еще фильма «Матильда».

К счастью, в газетах и серьезных изданиях можно найти другие сюжеты. Поэтому «2000» и возобновляют рубрику обзора российских СМИ с упором на то, что не попадает в топовые тренды.

Евразию поставят на рельсы

Очень интересный материал об амбициозном проекте высокоскоростного железнодорожного коридора «Евразия» (Пекин—Москва—ЕС) разместило на своих страницах деловое издание «Коммерсант». Как пишет газета, планы России по развитию высокоскоростного железнодорожного сообщения резко расширились.

«Гигантский проект коридора «Евразия» уже не просто красивая идея — у него появилось детальное предТЭО (предварительное технико-экономическое обоснование). ВСМ Москва—Казань, наиболее проработанный участок коридора, станет частью линии от Берлина до Урумчи, 2,4 тыс. км по РФ можно будет проехать за девять с половиной часов. К 2050 г. по «Евразии» планируется перевозить 20 млн. т грузов и почти 37 млн. пассажиров в год. Но на это нужно почти 8 трлн. руб., из которых 3,6 трлн. стоит российская часть проекта (около 136 млрд. долл., из которых российская часть обойдется в 61,5 млрд. долл. — «2000»). Ясности с инвесторами пока нет, но, по данным «Ъ», частные средства на проект будет собирать в том числе инфраструктурный фонд, который осенью планируют учредить Российское инвестиционное агентство и бельгийская AtlasInvest», — пишет «Коммерсант».

Проект ВСМ (высокоскоростной магистрали) Москва — Казань обсуждался с 2013 г. Параллельно с 2014 г. шло обсуждение проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин стоимостью 7 трлн. руб., однако детально проект не прорабатывался.

«Евразия» должна пройти от Берлина к Урумчи (КНР) через Польшу, Белоруссию, Россию и Казахстан. Рассматривалось несколько вариантов, в т. ч. через Сибирь, но приоритетным выбран маршрут через Казахстан, в рамках которого на Россию приходится 44,3% ВСМ (2,37 тыс. км). Российский участок можно будет преодолеть за 9,5 часа, в целом участок Брест (Белоруссия) — Достык (Казахстан) — за 19,5 часа. Средняя скорость движения составит 250 км/ч. ВСМ Москва—Казань остается стартовым проектом. По графику ее строительство должно начаться в 2018 г. и завершиться в 2023 г. открытием пассажирского движения», — говорится в статье. «Коммерсант» приводит немало интересных цифр о том, какой пассажиро- и грузопоток сможет обслуживать магистраль и какова ее плановая выручка.

Основными участниками проекта должны стать национальные железные дороги стран-участников: ОАО РЖД, «Казахстан темир жолы» (КТЖ, железные дороги Казахстана), Белорусская железная дорога, China Railways. Финансирование — 40% через акционерный капитал и 60% в виде кредитов финансовых организаций. Потенциальных инвесторов в проекте тоже немало. В мае 2016 г. Китай подвердил готовность вложить 52 млрд. руб. в акционерный капитал первой фазы проекта (Москва — Нижний Новгород), $1 млрд. — в капитал второй фазы (Нижний Новгород — Казань) и предоставить кредиты China Development Bank до 400 млрд. руб. на 20 лет под 4% годовых. Консорциум «Немецкая инициатива» (Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие компании) выражал готовность вложить в проект до т3,5 млрд.

Правда, завершает материал «Коммерсант» на минорной ноте, напоминая, что в проекте не было подвижек с 2013 г., и предТЭО еще не говорит о его неизбежной реализации. Вполне возможно, что грандиозные логистические планы так и останутся планами, однако весьма красноречиво и печально, что Украина не фигурирует даже в проекте строительства революционной транспортной артерии.

Новое поколение выбирает кредиты

«Московский комсомолец» пишет о том, что среди российских заемщиков произошла смена поколений. «Если еще пять лет назад кредиты брали исключительно люди среднего возраста, то сегодня это граждане от 25 до 29 лет. Социологи новую тенденцию объясняют желанием молодежи жить на широкую ногу при скромном доходе. Такое поведение, как прогнозируют эксперты, чревато ростом закредитованности населения. Дело в том, что неопытным заемщикам дают в долг прежде всего микрофинансовые организации (МФО). А они это делают под сверхвысокие проценты, которые молодым не по карману», — пишет МК.

И если люди среднего возраста, уже не раз ожегшись, стараются по возможности обходиться без кредитов, то для молодых займы до зарплаты стали обычным делом. Как поясняет доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Диляра Ибрагимова, «на фоне общего снижения доходов у молодежи интерес к кредитованию больше, поскольку потребности выше». В отличие от своих родителей они не согласны мириться с ограничениями, которые накладывают низкие доходы. Хочется красивой жизни прямо здесь и сейчас.

По данным ЦБ, размер портфеля микрозаймов в первом квартале 2017 г. составил 96,4 млрд. руб. Это на 9,4% больше, чем было на конец 2016 г. А количество заемщиков с начала года выросло на 14,6%, до 5,9 млн. человек, причем доля молодежи от 25 до 29 лет неуклонно растет.

Конъюнктура опускает промышленность

Журнал «Эксперт» пытается разобраться в том, почему промышленный рост в РФ хоть и остался в небольшом плюсе, но заметно притормозил в июне—июле, составив 101,0% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.

Заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ Владимир Бессонов связал падение с конъюнктурными факторами, в частности, со спадом производства в секторе обеспечения электроэнергией, газом и паром (в значительной степени за счет производства пара и горячей воды).

«Анализ динамики промышленного производства в более детализированном разрезе показывает следующее. Стабильный подъем на протяжении длительного времени наблюдается в производстве химических продуктов и химических веществ и в производстве компьютерного, электронного и оптического оборудования. Уверенно растет производство бумаги и бумажных изделий. После кризиса восстановился объем обработки древесины и производства изделий из дерева. Наблюдается рост добычи природного газа и газового конденсата. С начала 2016 года серьезно растет производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава, а также наблюдается рост производства текстильных изделий, одежды, кожи и изделий из кожи, ювелирных изделий», — пишет издание.

Вместе с тем наблюдается падение производства пищевых продуктов и табачных изделий. Эксперты связывают это с неблагоприятной динамикой доходов населения, которые по-прежнему продолжают снижаться несмотря на то, что власти объявили о выходе из кризиса.

Высокие технологии для бытовой химии

Продолжая тему производств, «Эксперт» посвятил большой материал уральскому стартапу «Биомикрогели», который начал применять новую технологию очистки воды от нефтепродуктов в производстве экологичной бытовой химии.

«Технология «Биомикрогелей» предназначалась для очистки воды от нефти, нефтепродуктов и тяжелых металлов. Разработчики надеялись, что она будет использоваться при ликвидации аварийных разливов нефти и очистке сточных вод. У микрогелей есть и другие возможные применения — например, очистка загрязненных почв и твердых поверхностей, теплообменного оборудования от органических и солевых загрязнений», — пишет «Эксперт».

Микрогели созданы на основе полисахаридов, которые применяются в медицине: эти химические реагенты создают вокруг лекарственных веществ субмикронную оболочку, доставляют лекарство к нужному органу и растворяются. Исследователи решили использовать те же органические соединения для сферы промышленной водоочистки. Микрогели обволакивают нефтяные капли, получившиеся микрокапсулы объединяются в желеобразную массу, которую довольно легко можно удалить из воды.

Начать внедрение своей технологии стартаперы хотели именно с ликвидации нефтяных разливов. Они предложили свою разработку «Газпромнефтьшельфу», но большим предпринимателям нужно было готовое техническое решение, а не пробирки и формулы. Когда стало понятно, что выйти на контракты с нефтяными гигантами быстро не получится, предприниматели начали рассматривать другие способы применения биомикрогелей — в первую очередь очистку промышленных стоков от нефтепродуктов и ионов металлов. Несколько средних и крупных предприятий заинтересовались микрогелями и стали внедрять их в свои системы очистки.

А пока создатели ждали успешных промышленных кейсов и заинтересованности со стороны нефтяных гигантов, неожиданно выстрелило направление бытовой химии.

«Принцип работы биомикрогелей в средствах для клининга такой же, как в случае с очисткой воды, — капсулирование загрязнений. Использование этой технологии позволяет выпускать средства без синтетических поверхностно-активных веществ, фосфатов, токсичных спиртов и прочих вредных компонентов. Сейчас компания производит 80—100 т бытовой химии в месяц. Выручка в этом году ожидается как минимум в три-четыре раза больше, чем в прошлом: каждую неделю биомикрогели появляются в 10—30 новых торговых точках. По словам Андрея Елагина, это направление уже вышло на операционную прибыль», — пишет «Эксперт». Думается, что такая информация представляет определенный интерес и для украинских химиков и нефтяников.

Инклюзивный стартап

«Российская газета» пишет о предпринимателе Романе Аранине из Калининграда, который основал производство инвалидных колясок-вездеходов с электроприводом и шагающих ступенькоходов. Вездеходы действительно могут проехать почти везде — по лесам, пляжам и сугробам, а ступенькоходы могут поднять обычную коляску по лестнице.

Примечательней всего, что Роман сам частично парализован после падения на параплане — двигаются у него только руки, да и то за счет мышц плеча. Но трагедия не сломала Аранина — он продал старый бизнес по сбыту сантехники и обоев и занялся реализацией спецтехники для инвалидов. Вскоре же Роман понял, что даже западное оборудование не в состоянии дать людям с инвалидностью необходимую свободу движений.

Поэтому вместе с другом — инженером Борисом Ефимовым он сконструировал коляску-вездеход «Проходимец». Детали по чертежам вытачивали на европейских, китайских и российских заводах, а сборочный цех открылся в Калининграде. Ежегодно компания производит около 30 колясок-вездеходов по индивидуальным заказам, причем треть отправляется на экспорт в дальнее зарубежье. Со временем предприятие освоило выпуск ступенькоходов. К тому же на производстве работают и инвалиды.

«Аранин сам напоминает свою коляску-вездеход. Для него будто бы нет преград, он все время генерирует новые идеи. Сейчас бизнесмен открывает в Калининграде завод по производству базовых электрических инвалидных колясок, очень популярных на российском рынке. Проект предусматривает трудоустройство 60 человек, в том числе 30 инвалидов», — пишет РГ.

Биржа для развиртуализации денег

Впрочем, не все занимаются реальным производством. Некоторые зарабатывают совсем по-другому. Корреспондент «Комсомольской правды» сходил на открытие «первой в мире биржи криптовалют», которую основал одиозный предприниматель Герман Стерлигов. «Герман Стерлигов назвал свою криптобиржу «Алиса». Так же называлась первая товарно-сырьевая биржа в СССР, на которой Стерлигов заработал миллиард долларов. Новая биржа, кстати, располагается рядом с домом, где была прежняя», — пишет КП.

Далее журналист иронично рассказал о том, как же работает криптобиржа. «Сразу сознаюсь: криптоденьги мне купить не удалось. Это же биржа. Чтобы я купил биткоин, нужно, чтобы кто-то его продал. А таких в первый день не оказалось. Вход (первый день — исключение) разрешен только для продавцов хотя бы с одним биткоином и для покупателей с наличными для покупки минимум пяти. Так как один биткоин стоит сейчас 260 тысяч рублей, то покупателю с собой требуется принести налом не меньше 1,3 миллиона рублей.

В этом фишка биржи. Валюта здесь стоит дороже, чем на интернет-площадках. Продавцу это выгодно. А в чем выгода покупателя? В том, что здесь он сможет приобрести достаточно крупную партию. Со стороны Минфина и Центробанка запретов нет», — поясняет КП.

Кстати, мировые котировки биткоина отреагировали на открытие «Алисы». Цена подскочила на сто с лишним долларов. Хотя, возможно, тут и нет связи — курс цифровой валюты постоянно скачет.

По задумке Стерлигова, на бирже можно будет за биткоины или любую другую виртуальную валюту купить настоящее имущество, причем крупное — недвижимость, компанию или завод.

«Мы им биткоины, они нам — реальные деньги, — фонтанирует биржевик. — Пусть забирают свою криптовалюту. Наконец-то мы сможем зарабатывать на них!», — цитирует КП предпринимателя, правда, не берется судить, насколько эта инициатива окажется успешной.

Когда пиар-проект работает и для людей

«Российская газета» решила проверить, так ли эффективно работает многофункциональный центр (МФЦ) оказания услуг «Мои документы», как рассказывают московские власти, и отправила корреспондентов в один из столичных МФЦ. Одесситы наверняка помнят, с каким пафосом бывший губернатор области Михаил Саакашвили открывал в их городе подобный центр, который был закрыт незадолго до ухода в отставку и самого экс-президента Грузии. Но в столице России практика открытия МФЦ оказалась более успешной.

«Даже в воскресенье, причем в центре не только по соседству с домом или с работой. Даже если вы просто ходите мимо этого центра — там тоже готовы решать все ваши проблемы. Это для столицы норма — оказание 98% услуг, независимо от прописки. Не верите? Вот и мы усомнились. И отправились с фотокорреспондентом в ближайший МФЦ «Красносельский», — пишет издание.

На месте журналисты удостоверились, что в многофункциональном центре можно поменять водительские права, получить гражданский или заграничный паспорт, оформить медицинский полис, свидетельство о рождении, регистрацию жилья, встать на воинский учет, сделать перерасчет коммунальных платежей и даже получить резидентское разрешение на парковку.

Безусловно, «Мои документы» — это показательный проект московских властей, который они используют для пиара, но проект работающий.

«Первый МФЦ в столице был создан шесть лет назад, 22 мая 2011 года. Сегодня услугами центров пользуется уже каждый житель столицы, и 90% оценивают их работу на хорошо и отлично. Тем не менее москвичей с советской закалкой, которые помнят, сколько порогов приходилось обивать при получении любой справки, по-прежнему в МФЦ поражает многое. Вот, например, у 25-го окна сидит с коляской молодая женщина, Светлана. Ее трехмесячной дочке здесь уже оформили и медполис, и СНИЛС, и даже загранпаспорт! «Пришли заказывать свидетельство о рождении, и нам все сделали одним пакетом», — молодая мама воспринимает это как должное», — сообщает РГ.

Даже по нескольким публикациям легко увидеть, что жизнь в России не стоит на месте. Есть серьезнейшие проблемы (о них наш рассказ впереди), но есть и достижения, причем некоторые из них Украине стоило бы не игнорировать или делать вид, что это только пропаганда, а внимательно изучить и перенять опыт, если он к нам применим. Например, те же центры «Мои документы» — это обкатанная и работающая практика, которую можно взять на вооружение вместо того, чтобы изобретать велосипед.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка