ФАНТОМное нашествие

№8(974) 25 февраля – 3 марта 26 Февраля 2021

ВР приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения».

Он больно ударит по карманам не только водителей, но и пешеходов, велосипедистов и даже погонщиков животных.

Выпил — остался без прав и без машины

Нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами влечет наложение штрафа в размере 30 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ), или 510 грн. За управление незарегистрированным транспортным средством или без номерного знака — штраф в 50 НМДГ (850 грн.). За повторное такое нарушение в течение года оштрафуют уже на 100 НМДГ (1700 грн.).

Превышение установленных ограничений скорости движения более чем на 20 км/ч, нарушение требований дорожных знаков и разметки проезжей части дорог, правил перевозки грузов, буксировки транспортных средств, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов, а также езда по тротуарам или пешеходным дорожкам обойдется в 20 НМДГ (340 грн.).

Нарушение правил обгона, безопасной дистанции, проезда перекрестков, остановок общего пользования, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика и пользование мобильными телефонами во время движения влекут штраф в 30 НМДГ (510 грн.).

За превышение установленных ограничений скорости движения более чем на 50 км/ч оштрафуют уже на 200 НМДГ (3400 грн.). Оставление водителями и другими участниками дорожного движения места ДТП влечет штраф в 3400 грн. или лишение прав на срок от одного года до двух лет.

Нарушение ПДД, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества, влечет наложение штрафа в 50 НМДГ (850 грн.) или лишение прав на срок от шести месяцев до года.

Управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе водительского удостоверения, техпаспорта или страховки, обойдется в 25 НМДГ (425 грн.).

За управление транспортным средством лицом, лишенным такого права, положен штраф 1200 НМДГ (20 400 грн.). За такое же повторное нарушение оштрафуют уже на 2400 НМДГ (40 800 грн.) с лишением права управления на срок 5—7 лет, с платным изъятием транспортного средства или без такового.

Пешеходов за игнорирование светофоров, переход проезжей части в неустановленных местах или непосредственно перед транспортными средствами теперь предупреждать не будут, а сразу оштрафуют на 15 НМДГ (255 грн.).

Нарушение ПДД лицами, управляющими велосипедами, гужевым транспортом, как и нарушение ПДД погонщиками животных влечет наложение штрафа в 20 НМДГ (340 грн.). Если указанные лица будут нетрезвыми, штраф составит 40 НМДГ (680 грн.), а если создадут аварийную обстановку, их оштрафуют на 50 НМДГ (850 грн.).

Управление транспортными средствами лицами в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также отказ от медицинского освидетельствования влекут штраф в 1000 НМДГ (17 тыс. грн.) с лишением права управления транспортными средствами на один год.

За повторную езду в нетрезвом виде штраф удвоится (34 тыс. грн.), плюс лишат водительских прав на 3 года с возмездным изъятием транспортного средства или без оного.

Осмотр водителя (судоводителя) на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, проводится полицейским с использованием специальных технических средств. Полицейский применяет технические средства видеозаписи, а в случае невозможности их применения осмотр проводится в присутствии двух свидетелей. Материалы видеозаписи обязательно приобщаются к протоколу об административном правонарушении.

Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством осуществляется путем изъятия водительского удостоверения и внесения этой информации в единую информационную систему МВД. Лицо считается лишенным водительских прав после вступления в законную силу решения суда.

В ст. 30 Админкодекса появилось дополнение: если водителя лишат прав на определенный срок, а он после этого снова сядет за руль, то время лишения водительского удостоверения удвоится.

Никакого условно-досрочного освобождения

Гражданам следует иметь в виду, что законодатели ввели очень важные дополнения в Уголовный кодекс. Согласно ст. 45, если человек, впервые совершивший уголовный проступок, искренне раскаялся, помогал следствию и возместил ущерб, то он освобождается от уголовной ответственности.

Однако есть исключение — под санкцию не попадают лица, совершившие коррупционные уголовные преступления. Теперь к коррупционерам приравняли и водителей, «которые управляли транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или находились под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции». Так что никаких поблажек им не будет.

В ст. 46 предусматривается, что лицо, впервые совершившее уголовный проступок или неосторожное нетяжкое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и возместило причиненный ущерб или устранило причиненный вред. Согласно нововведению, пьяные водители теперь под нее не подпадают. Их также не будут освобождать от уголовной ответственности в связи с передачей на поруки (ст. 47) и в связи с изменением обстановки (ст. 48).

На таких водителей не распространяется и санкция ст. 74, согласно которой лицо, совершившее уголовный проступок или нетяжкое преступление, может быть по приговору суда освобождено от наказания, если будет признано, что с учетом безупречного поведения и добросовестного отношения к труду его нельзя считать общественно опасным.

Водители, осужденные за езду в нетрезвом виде, после попадания в колонию могут не рассчитывать на условно-досрочное освобождение (ст. 81) или на замену неотбытой части наказания более мягким (ст. 82).

В УК появилась новая статья 2861. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатация транспорта лицом в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, повлекшее телесное повреждение средней тяжести, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок от трех до пяти лет.

Те же деяния, если они причинили потерпевшему тяжкое телесное повреждение, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права управлять транспортными средствами на 5—8 лет. Если в ДТП погибнет человек, то виновного водителя посадят на 5—10 лет, с лишением права управлять транспортными средствами на тот же срок. В случае гибели нескольких лиц наказание ужесточается — лишение свободы на 7—12 лет с лишением права управлять транспортными средствами на 7—10 лет.

Согласно заключительному положению, водитель должен иметь при себе права, регистрационный документ на транспортное средство, а также полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности.

Водитель обязан предъявлять полицейскому документы способом, позволяющим ему прочитать и зафиксировать данные, выполнять требования патрульного, предусмотренные законом. Кроме того, при остановке водитель обязан остановить транспортное средство с соблюдением требований ПДД, держать руки в поле зрения полицейского и не выходить из машины без разрешения. Но если патрульный потребует покинуть машину, водитель обязан подчиниться.

Полиция для обеспечения общественной безопасности и порядка может помещать на форму и на служебные транспортные средства опознавательные знаки и надписи. Ей разрешается размещать по внешнему периметру дорог и зданий фото- и видеотехнику, в т. ч. технику, работающую в автоматическом режиме, а также использовать информацию, полученную с фото- и видеотехники, находящейся в чужом владении.

Эффективное наказание

В пояснительной записке указано, что масштабы дорожно-транспортного травматизма в Украине значительно опережают аналогичные показатели большинства стран мира. Ежесуточно в ДТП гибнут 15 и более человек, больше 150 получают телесные повреждения различной степени тяжести. По этим печальными показателями наше государство занимает едва ли не первое место в Европе.

Водители пренебрегают правилами дорожного движения и нормами действующего законодательства и довольно часто управляют транспортными средствами в нетрезвом состоянии, превышают установленную скорость движения.

Несмотря на общественный резонанс, водители, которые совершают правонарушения в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, не всегда получают должное административное наказание. Это приводит к опасному распространению в обществе мнения, будто управление в нетрезвом состоянии не является чем-то опасным и аморальным, а любые неприятности, которые могут возникнуть в связи с этим, легко решить.

Международный опыт обеспечения безопасности на дорогах показывает, что одним из самых простых и одновременно самых действенных способов заставить водителей соблюдать требования ПДД является внедрение системы эффективного наказания.

Авторы законопроекта, безусловно, правы, указывая на печальную ситуацию на дорогах Украины. В 2020-м было зафиксировано 168 тыс. ДТП, в результате которых погибли 3,5 тыс. человек, почти 32 тыс. были травмированы. Полиция теперь получила право останавливать машины и проверять, не пьян ли водитель. Рейды можно проводить с 10 вечера до 8 утра, а также в праздничные, выходные дни и на следующий день после выходных.

Однако представитель координационного совета Общенационального форума безопасности дорожного движения Владимир Караваев не считает, что повышение штрафов кардинально изменит ситуацию на дорогах, поскольку в Украине действующее законодательство противоречиво, кроме того, отсутствует единый орган, отвечающий за вопросы безопасности дорожного движения.

Следует отметить, что во всех странах нарушение ПДД не остается безнаказанным. В этом отношении показателен опыт Финляндии. В этой стране штрафы зависят от состоятельности водителя. Например, за превышение скорости можно заплатить очень дорого. Самый известный случай — штраф в $200 тыс. Хотя в этой стране наблюдается довольно странный подход: за проезд на красный свет оштрафуют на 90 евро, а за непристегнутый ремень — на 135.

В США каждый штат установил собственные тарифы. В одном за превышение скорости накажут на $1 тыс., в другом — на $2,5 тыс. Непристегнутый ремень обойдется в $50. В некоторых штатах за нарушение ПДД начисляют штрафные баллы, это приводит к тому, что изрядно дорожает страховка.

В Канаде за превышение скорости в среднем штрафуют на $1 тыс., а предельная сумма — $25 тыс.

В Норвегии права могут отобрать за превышение скорости всего на 26 км/ч.

В Португалии полицейских снабдили мобильными банкоматами — пока водитель не заплатит штраф на месте, никуда не поедет.

В Китае штрафы за превышение скорости и езду в нетрезвом виде составляют соответственно $300 и $310.

Как видно из примеров, единого денежного подхода к нарушителям ПДД в мире нет. Насколько скажется новый украинский закон на безопасности дорожного движения, сегодня говорить рано.

Тем временем 15 февраля в Киеве на бульваре Дружбы народов, 36 заработала первая в стране автоматическая камера, фиксирующая нарушения проезда по полосе общественного транспорта. Только за один день она выявила 385 нарушений на общую сумму 196 350 грн.

Следует также отметить, что система автоматической фиксации превышения скорости в Украине официально заработала 1 июня 2020 г. Пока что она действует в столице и в Киевской области, где установлено 48 комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД. По данным полиции, за 8 месяцев в местах, где они установлены, количество нарушений уменьшилось втрое. Суммарная цифра штрафов составила 200 млн. грн. В 2021 г. планируется установить 220 камер, больше всего на дороге Киев—Чоп (49 ед.), на трассе Киев—Одесса (12 ед.), среди регионов упор сделан на Львовской области (30 ед.), в аутсайдерах — Луганская (3 ед.).

По словам председателя Государственного агентства инфраструктурных проектов Кирилла Хомякова, новые комплексы, помимо превышения скорости, могут фиксировать и другие нарушения, например проезд через двойную сплошную, на красный свет и т. п.

Кроме того, в полицию поступят мобильные автоматические измерители скорости TruCAM нового поколения. Их установят на полицейские машины типа «Фантом». Приборы пока что позволяют выявлять нарушителей в попутном движении. В течение двух лет их модернизируют: можно будет фиксировать нарушения скоростного режима уже в трех направлениях — попутном, по встречной полосе и позади патрульной машины. К концу нынешнего года по дорогам будут курсировать 135 таких автомобилей.

Первый замначальника департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий заявил, что такие авто не будут иметь видимых опознавательных знаков, но полицейские внутри обязаны быть в форме. По его словам, их цель — предотвратить правонарушения и возможные негативные последствия на дорогах, а не привлечь к ответственности как можно больше водителей.

Т. е. изрядно подзабытая тайная слежка за водителями возвращается, но если раньше этим занимались сотрудники ГАИ, прячущиеся в кустах с радарами, то теперь вместо них будут колесить по дорогам патрульные на обычных с виду авто.

Между тем в окончательном варианте закона положение, позволявшее фиксировать превышение скорости «под прикрытием», отсутствует, хотя в первом варианте законопроекта она имелась. Уловка в том, что ВР слежку не разрешила, но и не запретила, оставила этот вопрос без какой-либо юридической оценки.

В связи с этим нельзя не вспомнить, что еще в 2009 г. после критики общественности МВД издало распоряжение №466 «Об организации работы подразделений ГАИ по профилактике правонарушений с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи». Ведомство запретило сотрудникам фиксировать нарушения из кустов, вести контроль скорости с «гражданских» машин и штрафовать водителей, нарушивших правила по причине дорожных дефектов. При патрулировании сотрудники обязательно должны были носить форменную одежду с нагрудным знаком и нести службу только на служебном транспорте.

Так что в нынешнем году у отечественных водителей дежавю: за 12 лет борьбы с авариями на дорогах страна так и не нашла приемлемый вариант.

Однако нельзя не отметить и тот факт, что вывод на дороги «Фантомов» и массовая установка камер «удачно» совпали с резким повышением штрафов. Безопасность дорожного движения — превыше всего, но и казну наполнять надо.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Toyota не знает удержу

Железный секонд-хенд не думает уступать позиции: в феврале в Украине зарегистрировано...

Украинцы любят белый цвет

Четыре из пяти впервые зарегистрированных в прошлом году легковушек — импортный...

Фальшивая Slavuta

Некоторые украинские электронные СМИ поделились сногсшибательной новостью, дескать,...

Полмиллиона гривен — и Arkana твоя

Renault — одна из самых популярных на рынке марок

Железное старье в фаворе

Легковушки на электрической тяге украинцев не слишком привлекают

Ключ, зажигание, поехали

Стали известны сроки восстановления китайского автопроизводства

Пандемия дарит шанс

У украинских автопредприятий появляется шанс стать востребованными для европейских...

Toyota — любимица украинцев

Неконтролируемый импорт бэушных авто фактически уничтожил рынок новых автомобилей

Новые авто в Украине не в чести

В 2019 г. в Украине на учет было поставлено почти 88,5 тыс. новых легковых автомобилей (на 8%...

Евробляхерам повезло. Народу – нет

ВР решила не портить новогоднее настроение евробляхерам и приняла в первом чтении...

Зачем новое, если и старое сгодится

В августе украинцы приобрели и зарегистрировали 8,3 тыс. новых легковых автомобилей

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка