На «евробляхах» далеко не уедешь

17 Апреля 2018 1 4.3

Номер

Автопроизводство в Украине работает только на 1,8% от созданных мощностей. Из двенадцати автосборочных заводов действуют только семь. Экспорт, который обеспечивал до $900 млн. валютных поступлений, за десять лет почти обнулился.

За последние годы прекратили существование Кременчугский автосборочный завод корпорации «АИС», завод компании «Випос» в Херсоне, Ильичевский завод автоагрегатов, на котором производил машины ЗАЗ. Только в легковом сегменте отрасли утрачены мощности по производству 135 тыс. авто в год.

Ситуация в сфере автопроизводства ударила по финансовому положению компаний. На начало года долги ЗАЗа перед банками составляли 3 млрд. грн и 24 млн. долл., корпорация «Богдан» задолжала банкам 4 млрд. грн., а долги «Еврокар» составили 2,7 млрд. грн. Между тем до кризиса ЗАЗ инвестировал в производство $380 млн., «Богдан» -- $345 млн., «Еврокар» -- $250 млн. В 2018 г. существует высокая вероятность банкротства ряда украинских автопроизводителей, которые не смогут выжить в текущих экономических условиях.

По инициативе ассоциации «Укравтопром» в Украинском союзе промышленников и предпринимателей (УСПП) прошел круглый стол на тему «Автопроизводство в Украине на грани уничтожения. Срочные шаги для спасения отрасли».

Падение производства привело не только к значительному уменьшению поступления валюты в страну, сокращению количества предприятий, падению объемов налогов, а главное к потере рабочих мест: с 37 тыс. до 8 тыс. работающих.

- На самом деле количество потерянных рабочих мест больше, поскольку одно рабочее место в автопроме создает до 8-10 у смежников. Мы потеряли около 200 тыс. рабочих мест, -- заявил  президент УСПП Анатолий Кинах.

 - Мы еще десять лет назад предупреждали, что если не принимать меры, потеряем отрасль, -- говорит  председатель Федерации работодателей автомобильной отрасли Олег Боярин. -- К сожалению, в государстве нет системного управления, стратегического видения. Мы заложники ситуации, когда властям проще предлагать меры, которые дадут быстрый результат, и не готовы работать на долгосрочную перспективу, что невозможно «продать» электорату. Следует менять представление, восприятие. Нам нужны лучшие условия для бизнеса, чем на Кипре. Нужно, чтобы сюда было выгодно инвестировать

- Правительство рассказывает о том, как трудно взять очередной транш МВФ на $1-1,5 млрд., в то время как наша отрасль десять лет назад давала налогов $1,6 млрд., -- говорит председатель правления корпорации «УкрАВТО» Александр Козис. -- Необходимо отдать предпочтение отечественному производителю при закупке через тендеры, обеспечить преференции инвестору, который создает рабочие места, как это происходит в мире, подготовить соответствующие программы развития автопрома.

Во время круглого стола представители автопрома отметили, что сегодня на внутреннем рынке присутствует значительное количество авто, произведенных в Узбекистане, который демпингует благодаря господдержке этой страны. Кроме того, значительный ущерб наносят так называемые «евробляхи», которых насчитывается в Украине 300-600 тыс. единиц.

- Украинское производство можно восстановить и даже нарастить собственные мощности -- нужны антикризисные меры со стороны государства, ряд налоговых, таможенных стимулов, комплексная программа развития автомобилестроения, -- считает г-н Кинах. -- Деловое сообщество разработало собственные предложения для правительства и парламента. В ВР находится ряд законопроектов, которые, в случае их принятия, облегчат жизнь украинской промышленности, в том числе автопрома.

Однако украинцы продолжают импортировать автотранспорт. В 2017 г. в страну было завезено только легковых автомобилей на $2 млрд. Это четвертая по объему товарная позиция, формирующая негативный торговый баланс страны, и этот ресурс направляется на финансирование автопромов других стран.

- Сегодня мировой автопром ищет производственные площадки, и Украина может стать одной из них, сотрудничая с лидерами мирового автопрома, -- считает  президент «Укравтопрома» Михаил Резник. -- Это обеспечит надлежащий технологический уровень страны, позволит создать рабочие места и наполнить бюджет всех уровней налогами.

Те конкурентные преимущества, которые сегодня предлагает наша страна -- географическое положение, ЗСТ с ЕС и дешевая рабочая сила -- создают значительные возможности для локализации производства на территории Украины. Но для развития производств, которые являются локомотивами современных успешных экономик, необходимо создавать особый инвестиционный климат со значительными преимуществами перед соседними странами.

В резолюции участники круглого стола обратились с предложениями к ВР.
В первом полугодии 2018 г. внедрить фискальные и таможенные стимулы для участников индустриальных парков, создать условия для компенсации затрат на подключение к сетям коммунальных служб. Инициировать пакет стимулов по созданию рабочих мест в отраслях с высокой добавленной стоимостью, в т. ч. Автопроизводстве. Законодательно обеспечить проведение закупок за госсредства автомобильной техники исключительно отечественного производства, отменить акцизный налог на кузова для промышленной сборки легковых автомобилей.

Кабмин в свою очередь должен до конца первого полугодия 2018 г. разработать и принять концепцию развития автопрома, социальную программу предотвращения трудовой миграции населения за границу и программу восстановления в Украине профессионально-технического образования, в которой будет предусмотрена подготовка кадров для промышленного производства и автомобилестроительной отрасли.

Разработать и реализовать механизмы по компенсации инвестору средств за создание инфраструктуры (энерго- и водоснабжения, подъездные дороги и т.д.). В госбюджете должны быть предусмотрены расходы на формирование уставного капитала Экспортно-кредитного агентства и его финансирования. Министерству экономического развития и торговли срочно начать переговоры с Еврокомиссией по досрочной либерализации импортных пошлин ЕС на автомобили, произведенные в Украине.

Инициаторы круглого стола считают, что если эти меры не будут приняты,украинский автопром обречен на исчезновение.

Читайте последние экономические новости и все о событиях в Украине и мире на страницах «2000» и в социальных сетях FacebookTwitterLivejournal, а также Telegram


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
мЫкола
18 Апреля 2018, мЫкола

Мне одному кажется что ассоциация автопроизводителей до сих пор витает в облаках? Какой инвестиционный климат в воюющей стране? Какие налоговые льготы и создание рабочих мест, когда у власти на всех уровнях - мародеры-временщики, которым плевать на рабочие места и занятость населения? Какая госзакупка отечественных авто, если 50% нужно откатить чиновникам (Отдаст Васадзе наличкой 50% с каждого ланоса? не думаю))). Как дети, ей богу.

- 1 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка