Пандемия дарит шанс

№12(946) 20 – 26 марта 2020 г. 20 Марта 2020 0

Даже при самых умеренных прогнозах, из-за последствий пандемии коронавируса Европа недосчитается около 1 млн. новых автомобилей

Жесткие карантинные меры сначала в Китае, а теперь и практически во всем мире привели к нешуточным проблемам мирового автопрома. Разбираемся в последствиях пандемии коронавируса как для европейских автопроизводителей, так и для отечественных поставщиков комплектующих.

На днях AUTO-Consulting провел опрос среди крупнейших операторов украинского авторынка на предмет возможного дефицита новых автомобилей в нашей стране, учитывая, что подавляющее большинство машин в Украине – импортного производства. Отметим, что все отечественные дилеры продемонстрировали олимпийское спокойствие. Одни сообщили, что планы по производству и отгрузке авто не менялись, либо им ничего не известно о таковых, а значит причин для паники и ажиотажа не существует.

Тем не менее, остановка автопроизводств в Китае и Италии приводит к цепной реакции и на мировом авторынке. Из-за этого вынуждены временно приостанавливаться либо сокращать выпуск автомобилей заводы в Европе, Японии и Южной Корее. Это влечет за собой сбой поставок комплектующих от смежников, что неизбежно ведет к нарушению графика производства машин. В данной ситуации главный вопрос - как долго и насколько складские запасы авто могут удовлетворить существующий спрос до окончания карантина в КНР.

В самой Поднебесной в первую неделю февраля объемы реализации автомобилей рухнули на 96% (до 811 единиц проданной техники в день). По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в первой половине февраля из-за эпидемии коронавируса центры автопродаж практически не работали. На второй неделе салоны вновь открыли двери для покупателей и реализовали в день около 4 тыс. машин (на 89% меньше, чем на протяжении второй недели февраля прошлого года).

Спрос на авто в КНР и так падает еще с 2018 г. Отрицательные результаты работы местного авторынка по итогам 2020 г. предполагались и без учета фактора эпидемии. Но вспышка коронавируса значительно усугубила и без того нерадостные перспективы китайского автопрома. По информации американского агентства Automotive News, одним из методов спасения отрасли в КНР станет продление государственных субсидий при покупке электромобилей.

Недавно Automotive from Ultima Media и Европейской ассоциации перевозчиков автомобилей ECG провели совместное исследование воздействия эпидемии коронавируса на европейский авторынок. Во-первых, прекращена поставка комплектующих из Китая. Так, общий экспорт из Поднебесной упал на 17% в январе-феврале 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во-вторых, остановлено производство ряда европейских автопредприятий. В-третьих, введен карантин, ограничивающий передвижение товаров внутри стран Евросоюза.

Эксперты ожидают постепенное восстановление производственной активности КНР на протяжении марта. Но в любом случае, кризис первых двух месяцев этого года в Поднебесной приведет к неизбежной стагнации автопроизводства в других регионах мира. К тому же обвал продаж авто в Китае больно ударит по экспортным возможностям европейских производителей машин. В этой связи очень вероятен рост складских запасов авто и, как следствие – сокращение производства.

Эксперты Automotive from Ultima Media и ECG называют несколько вариантов развития ситуации. Оптимистический сценарий предполагает сильное влияние на отрасль последствий пандемии на протяжении следующих трех месяцев (т.е. до конца мая). В результате спрос на машины в ЕС сократится на 5% по сравнению с 2019 г. Нереализованными останутся 470 тыс. авто.

Согласно пессимистическому сценарию, воздействие вируса и, как следствие – расширение карантина и дополнительные ограничения в ЕС затянутся до конца этого года. В итоге спрос на автомобили упадет на 17%. Если бы пандемии не было, то по прогнозам в 2020 г. в Европе должны были зарегистрировать почти 17,5 млн. новых авто, а произвести около 18,4 млн. машин. Теперь, если худшие подозрения подтвердятся, непроданными останутся 2,6 млн. автомобилей, а около 2 млн. единиц техники так и не сойдет с конвейеров европейских автозаводов.

Впрочем, наиболее вероятным авторы исследования считают умеренный сценарий. Так, до конца мая ситуация стабилизируется, а до августа последствия кризиса станут полностью контролируемыми. В результате спрос на новые авто сократится на 7,5% по сравнению с 2019 г. (на 1,6 млн. машин), а европейские производители выпустят на 1 млн. автомобилей меньше.

Какие уроки из нынешнего кризиса, по мнению экспертов, следует вынести европейским автоконцернам? Какую пользу из этой ситуации могут извлечь украинские производители запчастей?

По мнению аналитиков ECG, создание больших складов запчастей как условия для подстраховки от сбоев поставок – занятие дорогое и хлопотное. В конце концов, пандемии случаются отнюдь не ежегодно. Поэтому эксперты советуют уменьшать зависимость от китайских производителей и обратить внимание на инвестиции в локальное европейское производство.

Украина уже имеет опыт создания заводов по производству автомобильных комплектующих. Так, еще вначале 2000-х ЗАО «Еврокар» (официальный производитель автомобилей марок VW Group в Украине) зарегистрировал два десятка украинских предприятий как потенциальных поставщиков концерна Volkswagen Group.

Более 10 лет в Запорожье основано украинско-бельгийское предприятие «Босал-ЗАЗ», которое производит глушители для автомобилей. Вся продукция компании реализуется в Европе.

В 2017 г. во Львовской области заработало сразу два завода по производству автокомпонентов. Предприятие «Бадер-Аунде-Украина» является совместным проектом двух крупных компаний (Bader GmbH и Aunde), занимающихся пошивом чехлов на сиденья авто известных брендов. А завод «Электроконтакт Украина» стал поставщиком кабельной продукции для концерна BMW.

В 2018 г. немецко-японская машиностроительная компания Sumitomo Electric Bordnetze запустила в Хмельницком производство проводки и кабельной продукции для автомобилей концерна Volkswagen.

Подобных производств в Украине много. И они необязательно создаются при помощи иностранных инвестиций. Так, мелитопольская компания SMAPauto, которая уже почти 10 лет выпускает пружины для амортизаторов, является примером классического семейного бизнеса.

Сегодня у всех украинских автопредприятий появляется шанс стать востребованными для европейских автомобильных гигантов. Ведь любые логистические проблемы гораздо проще решать на локальном уровне, да и цена рабочей силы в нашей стране все еще остается одной из самых низких в Европе.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полмиллиона гривен — и Arkana твоя

Renault — одна из самых популярных на рынке марок

Железное старье в фаворе

Легковушки на электрической тяге украинцев не слишком привлекают

Ключ, зажигание, поехали

Стали известны сроки восстановления китайского автопроизводства

Toyota — любимица украинцев

Неконтролируемый импорт бэушных авто фактически уничтожил рынок новых автомобилей

Новые авто в Украине не в чести

В 2019 г. в Украине на учет было поставлено почти 88,5 тыс. новых легковых автомобилей (на 8%...

Евробляхерам повезло. Народу – нет

ВР решила не портить новогоднее настроение евробляхерам и приняла в первом чтении...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка