Бильярдная стала музеем кино

04 Мая 2007 0

Отечественная киножизнь не балует нас хорошими новостями, а потому просто грешно проходить мимо этаких редких праздников сердца. С одной из подобных приятных новинок я познакомился совсем недавно, хотя ей уже от роду более двух месяцев: при киевском Доме кино открыт первый украинский Музей истории развития кинофототехники мира.

Экспозиция, насчитывающая около 350 образчиков кино- и фотоаппаратуры разных стран, начинается с наиболее ранних (конец ХIХ в.) технических приспособлений для показа чудес светописи. Есть тут и один из самых ранних немецких фотоаппаратов 1865 года, и французский кинопроектор эпохи Люмьеров, и относительно продвинутая кинокамера Pathe-Baby 1921 года, и прошедшая всю войну с советскими фронтовыми кинооператорами легендарная камера 1940 года «Аймо», и современные аппараты. Надо сказать, что новорожденный музей возник на основе частной коллекции известного украинского режиссера и оператора Олега Ворожейкина, который преподнес свое собрание раритетов в дар НСКУ.

Руководство киносоюза в лице его первого секретаря, режиссера Бориса Савченко выделило под экспозицию помещение бывшей бильярдной на третьем этаже Дома кино, пригласили на роль директора-смотрителя знатока и энтузиаста этого дела г-на Сергея Гавриленко, и, казалось бы, музей зажил... Уже начали устанавливаться связи с аналогичными институциями других стран: музеем истории кинотехники в Чикаго, немецким музеем фирмы Ernemann, частным музеем «волшебных фонарей» в Сан-Антонио (штат Техас, США) и другими. Только вот незадача: этот столь нужный всему нашему киносообществу (а студентам — в первую очередь) просветительский центр родился одновременно с целым веером проблем, ставящих под сомнение его дальнейшее существование.

Во-первых, имеющегося в наличии помещения для экспозиции явно не хватает, а потому выставка выглядит скученной, и развивать дальше имеющийся музейный фонд просто бессмысленно. То есть и обменные связи с коллегами из других стран как бы не имеют смысла. Во-вторых, настоящий музей, как известно, это не только сумма коллекций исторически значимых вещей, но и научно-исследовательская работа, регулярная экскурсионная, лекционная и издательская деятельность. А я пока не вижу соответствующих кадров при новом музее. И в-третьих, современная концепция музея тяготеет не просто к показу мертвых памятников старины, а стремится к демонстрации экспонатов в реальном действии, в тех фукциях, к которым данные вещи были приспособлены. Именно так, например, и строится замечательный лондонский киномузей (Museum of the Moving Image), где мне в свое время посчастливилось побывать. Вот и в нашем случае просто само собой напрашивается наличие при киевском музее кинотехники некоей демонстрационной площадки, где бы данная аппаратура могла обеспечивать аутентичные ретропоказы.

Говоря обо всем этом, я осознаю, что Союзу кинематографистов, выступившему с инициативой по организации музея и сбору экспонатов, дальше это дело в одиночку не потянуть по сугубо финансовым обстоятельствам. НСКУ — вечно нуждающаяся, формально общественная, но фактически государственная бюджетно-дотационная организация. Вот и призываю Минкульт и столичные городские власти, пока не поздно, протянуть руку помощи этому благому начинанию: подумать о дополнительных площадях для экспозиции, согласовать штатное расписание, планы работы, методическую и научную помощь специалистов и проч. А также, разумеется, необходимо материально поспособствовать реализации всех таких планов.

Собственно, что случилось? Спонтанно возникла новая площадка по кинопросвещению, где об истории кино можно рассказывать не на пальцах и с потолка, как это у нас обычно практикуется, а предметно и наглядно. При этом будущие поколения украинских кинематографистов получают шанс приблизиться к подлинному, а не формальному, для корочки, кинообразованию. Напомню: из музейных хранилищ, киноархивов и фильмотек вышло не одно поколение выдающихся западных киноавторов. У нас же таковым просто неоткуда «выйти»... Вот и считаю нужным воззвать к власти предержащей: «Пожалуйста, не дайте этому новорожденному погибнуть раньше совершеннолетия!»

Гибель в воздухе

Недавно произошел морозящий душу случай гибели 38 щенков на борту самолета МАУ. Этот...

Развивающие игрушки – какие они бывают

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развивался всесторонне и получал все...

Утилизаторы

Когда слышишь слово «утилизаторы», невольно перед глазами появляются зловещие...

Культурно-національні багатства України: угорці

Нав'язування певним людям в бідній країні чужої їм мови навряд чи додасть їм...

У столиці Галичини ксенофобії немає...

Якось мені трапилося на очі одне дуже цікаве друковане видання: журнал...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка